az, сначала надо понять, что такое ньясы, пранаяма, их предназначение. Писать тут статьи на форуме времени нет, потому буду краток. Целей у ньяс несколько, первая состоит в том, что вы очищаете свои элементы грубого и тонкого тел, которые задействованы в почитании Деваты. И еще ньясы иногда связаны с элементами той или иной янтры (сакральной диаграммы), которую садхака проецирует на свое тело, у этого есть масса разных вариантов. Соответственно, ньяса делает ваше тело местом размещения Божества, разных его проявлений и т.п. Примеры я не знаю, зачем приводить, если большая разновидность ньяс для этого и существует, а их просто немереное количество. Вводят ли они в измененные состояния сознания? Ну да, есть ньясы простые, такие как шаданга (риши, хридьяади, кара). Есть более развернутые матрика-ньясы, такие как бахир, антар, сришти, стхити и самхара (делаются в зависимости от того, в каком вы ашраме: брахмачари, грихастха, санньяси), кала-матрика, шрикантха и др. Матрика-ньясы посильнее, и они основа для многих других. Есть еще ньясы, которые могут практиковать только получившие такие посвящения, как пурна-дикша, медха, самраджья, нирвана, но про это я на форуме говорить не буду, надо лично видеть человека. Да, они разной силы, но практиковать более мощные ньясы сразу не рекомендуется, если практикующий себя не подготовил ранними подготовительными методами.
Что касается пранаямы, то у нее похожая цель, что и у ньяс, просто подход иной, хотя в тантрических садханах в пудже есть и пранаяма и ньясы, и то и другое, просто если пранаяма делается с упором на метод хатха-йоги, то там больше видов пранаям и им больше уделяют внимания, чем в пудже, там не только нади-шуддхи, но и бхастрика, сурья-бхеда и др. Можно идти через наращивание силы в тантрических элементах, через те же ньясы, а можно поменьше ритуалов, но больше пранаям, бандх, созерцания.....Расширяя прану - расширяешь сознание, и наоборот; собственно, пранаяма и переводится как "расширение состояния праны", можно через особые ритуалы это сделать и молитву, можно и через осознанную практику пранаямы.
Но это я сказал в общих чертах, это все большой труд и большое ученичество, что упирается в проблему "полноценности ученичества", не все к этому готовы: Гуру – не готовы браться за многих, а ученики - следовать за Гуру полноценно. В Традиции Натхов важна стабильность, она – характеристика полноценности адепта.