Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма и ньясы.  (Прочитано 16735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #15 : Февраль 25, 2013, 18:49:45 »

Гуру Горакшанатхаджи ко Адеш!

Я не уверен, что вот этот перевод верный:

Цитировать
Цитировать
When through great practice the Yogi can perform Kumbhaka for full three hours, then he can balance himself on his thumb.

Когда благодаря длительной практике йог способен выполнять кумбхаку в течение трех часов без перерыва, он может балансировать на большом пальце руки и обретает все сиддхи.

Предлог "on" в данном случае может также переводиться творительным падежом, указывая на объект или предмет, посредством которого что-то делается. Посему не уверен, что здесь ("then he can balance himself on his thumb") речь идет о балансировании йога на большом пальце руки (даже сюда гимнастику приделали :41:).   

Думаю, что верный перевод может быть таким:

"Тогда он может уравновесить себя посредством большого пальца руки". 
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #16 : Февраль 25, 2013, 19:31:32 »

По поводу описания – действительно там задержка дыхания, но не сахита-кумбхака с пропорциями, а скорее задержка, близкая к кевали. Это описание двадашанты или шодашанты, связанной с дыханием. Вы детали этой практики можете встретить в "Виджняна-бхайрава тантре", где речь идет о входящем дыхании и выходящем: если это, например, 12 пальцев вовне, то это также будет и 12 пальцев внутрь, к "сердцу". Вообще, то, что вы спрашиваете, если на это дать полный ответ, то надо объяснять секретную практику, которая дает сиддхи, и она имеет связи с тантрической практикой. В "Сиддха-сиддхата паддхати" также говорится про лакшью (цель, на которую надо сосредоточиться). На лакшьях можно просто сосредотачиваться, если знаете как, и регулировать прану. Однако в тантризме чаще всего одни созерцают Девату в сердце или его таттву (сущность), а потом подносят цветок к носу и через дыхание переносят Божество на цветок, а цветок кладут на янтру. После чего совершается янтра-пуджа, и потом Божество с энергией через цветок вбирается обратно в энергосистему садхаки. В данном случае "лакшья" – как Божество и дыхание – имеют определенную связь. Божество также связано с разными силами (сиддхи), которые – неотъемлемая часть его природы. И в янтра-пудже есть свои тонкости, которые дают сиддхи, и просто в регуляции праны.

Что касается регуляции праны, есть разные описания: одни источники описывают длину вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в соответствии с разными элементами, другие – с разными силами. Когда же происходит полное обездвиживание праны (дыхания), то оно фиксируется в области талу (нёба), это особое место, где дыхание переходит изнутри наружу, меняется то вниз, то вверх, прана (восходящее дыхание) трансформируется в апану (нисходящее дыхание). Поэтому талу – это особая чакра, где сознание далее в состоянии покоя поглощается в акаше (пространстве над нёбом). Утверждение в дыхании на одной длине 5 пальцев или другой в течение 3 часов – это пранаяма для садхаков высокого уровня практики. До этого обычно очищают нади всего тела более "грубыми" формами пранаямы. Понятно, что кумбхаку на 3 часа никто сделать не способен, поэтому ясно, что речь идет о задержке дыхания на определенных матрах (уровнях) выдоха и вдоха. Кстати, столько же надо уметь сидеть и в одной асане в спокойном состоянии ума, что считается реализацией в асана-сиддхи, в сиддхасане. Но все это – высокие уровни пранаямы для продвинутых практиков.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Нанди

  • *
  • Сообщений: 126
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #17 : Февраль 28, 2013, 21:12:04 »

Вообще, то, что вы спрашиваете, если на это дать полный ответ, то надо объяснять секретную практику, которая дает сиддхи, и она имеет связи с тантрической практикой.


А что это за секретная практика, если не секрет?  :010: Понимаю, звучит глупо, но может у неё есть какое-нибудь название, быть может она есть в какой-нибудь из Тантр?

С уважением, Нанди.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #18 : Февраль 28, 2013, 22:06:54 »

Вообще, то, что вы спрашиваете, если на это дать полный ответ, то надо объяснять секретную практику, которая дает сиддхи, и она имеет связи с тантрической практикой.


А что это за секретная практика, если не секрет?  :010: Понимаю, звучит глупо, но может у неё есть какое-нибудь название, быть может она есть в какой-нибудь из Тантр?

Секрет.  :41: Однако если коротко, то это то, что увязывает материальные, мирские желания с самой чистой бхакти. А так как нет уверенности, что это адекватно будет воспринято, зная людей, поэтому я и молчу, да и не только я. Я понарассказывал больше, чем многие индийские Гуру откровенничают, себе во вред.  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

az

  • *
  • Сообщений: 13
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #19 : Ноябрь 07, 2015, 21:12:49 »



 Ньяса по-своему дает измененное состояние сознания, а пранаяма – по-своему.

Yogi Matsyendranatha, а Вы могли бы пожалуста привести пример таких ньяс и пранаям которые вводят в транс(который более всего пригоден для магической работы). и тот же вопрос каие то мудры могут вводить в транс? или хотя бы помогать в него входить-как подкрепление к другим техникам?
и еще вопрос индийские тантрики если используют пранаямы, ньясы и тд-для входв  в транс перед разными ритуалами--то   для РАЗных ритуалов(разной направленности) они в один и тот же транс входят(просто везед пишут что он там есть глубокий, поверхностный и тд..)?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма и ньясы.
« Ответ #20 : Ноябрь 08, 2015, 16:59:29 »

az, сначала надо понять, что такое ньясы, пранаяма, их предназначение. Писать тут статьи на форуме времени нет, потому буду краток. Целей у ньяс несколько, первая состоит в том, что вы очищаете свои элементы грубого и тонкого тел, которые задействованы в почитании Деваты. И еще ньясы иногда связаны с элементами той или иной янтры (сакральной диаграммы), которую садхака проецирует на свое тело, у этого есть масса разных вариантов. Соответственно, ньяса делает ваше тело местом размещения Божества, разных его проявлений и т.п. Примеры я не знаю, зачем приводить, если большая разновидность ньяс для этого и существует, а их просто немереное количество. Вводят ли они в измененные состояния сознания? Ну да, есть ньясы простые, такие как шаданга (риши, хридьяади, кара). Есть более развернутые матрика-ньясы, такие как бахир, антар, сришти, стхити и самхара (делаются в зависимости от того, в каком вы ашраме: брахмачари, грихастха, санньяси), кала-матрика, шрикантха и др. Матрика-ньясы посильнее, и они основа для многих других. Есть еще ньясы, которые могут практиковать только получившие такие посвящения, как пурна-дикша, медха, самраджья, нирвана, но про это я на форуме говорить не буду, надо лично видеть человека. Да, они разной силы, но практиковать более мощные ньясы сразу не рекомендуется, если практикующий себя не подготовил ранними подготовительными методами.
   Что касается пранаямы, то у нее похожая цель, что и у ньяс, просто подход иной, хотя в тантрических садханах в пудже есть и пранаяма и ньясы, и то и другое, просто если пранаяма делается с упором на метод хатха-йоги, то там больше видов пранаям и им больше уделяют внимания, чем в пудже, там не только нади-шуддхи, но и бхастрика, сурья-бхеда и др. Можно идти через наращивание силы в тантрических элементах, через те же ньясы, а можно поменьше ритуалов, но больше пранаям, бандх, созерцания.....Расширяя прану - расширяешь сознание, и наоборот; собственно, пранаяма и переводится как "расширение состояния праны", можно через особые ритуалы это сделать и молитву, можно и через осознанную практику пранаямы.
     Но это я сказал в общих чертах, это все большой труд и большое ученичество, что упирается в проблему "полноценности ученичества", не все к этому готовы: Гуру – не готовы браться за многих, а ученики - следовать за Гуру полноценно. В Традиции Натхов важна стабильность, она – характеристика полноценности адепта.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Aniruddha

  • *
  • Сообщений: 15
Re:Пранаяма и ньясы.
« Ответ #21 : Август 14, 2021, 20:35:48 »

Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!

В текстах по мантрам везде говорится о том, что ньясы относятся к категории прана-крий; иногда такие практики, как антарматрика-ньяса, даже совмещаются с нади-шоддхана пранаямой, во время дыхания вы размещаете буквы санскрита в своих чакрах. Собственно, ньясы наполняют тело жизненной силой Божества, что очищает тонкое тело садхаки и дает тот же эффект, что и пранаяма (в виде дыхательной техники), и, кстати, многие йогины и тантрики рекомендуют при пранаяме использовать мантру своего Деваты, это получается самантрака, или сагарбха, пранаяма. Сагарбха пранаяма и ньяса обладают очень схожей природой. Мантра в пранаяме необходима для того, чтобы помочь через погружение ума в мантру сделать контроль праны более естественным и эффективным. Если вы делаете большое количество ньяс, то вы просто уменьшаете количество пранаямы в пудже (иногда вообще дышат по 1-3 цикла), а если вы не делаете ньяс, то вы количество пранаям увеличиваете, например до 21 цикла. Ньяса по-своему дает измененное состояние сознания, а пранаяма – по-своему. Я думаю, это все ерунда насчет того, что натхи не делают по сравнению с тантриками. Натхи и тантрики, типа, разная категория практикующих, многие так думают, но я считаю, что люди так считают по невежеству, невежественных всегда бывает намного больше, чем знающих суть.

Адеш!

Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Примите мои поклоны.
Даже не знаю на сколько по настоящему трудно оценить по настоящему здесь все наставления, и всю мудрость передаваемых глубинных знаний йоги традиции натхов и тантры.
Уж точно для развития себя и для наработки тысяч часов в практике и в садханах  “сэкономил” времени – как минимум в несколько жизней.
Находясь и живя в мегаполисе в Москве - настоящая ценность "времени жизни" для меня лично вообще зашкаливает, реально 18-ти часов не хватает. 

У меня вопрос обще информативного плана.
Не могли бы Вы рассказать про практики Садхан  -  Маха Матрика Ньяс.
Конкретнее меня заинтересовала вот эта Маха Матрика Ньяса.

Как понимаю такие садханы уже относят к Стадиям завершения - атийога - дзогчен.

Исходный файл у меня в PDF, он большой, что бы полностью открыть Матрику нужен монитор дюймов на 17-19 – конвертировал его в меньший размер в формат jpg, по клику матрику можно увеличить.




Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма и ньясы.
« Ответ #22 : Август 27, 2021, 18:48:52 »

Адеш! Шубха-аширвадам!

А могли бы вы дать ссылочку откуда взята эта информация? Честно говоря, меня берут сильные сомнения, что это составляли индийцы. Вот, например, термин हठ  haṭha написан неверно, видно что человек не отличает церебральную придыхательную ठ  ṭha от придыхательной थ tha зубного ряда. В санскрите вообще нет такого слова हथ, в хинди такое слово есть, но оно означает "рука", а никак не солнце и луна (если говорить о символе). Более того, они и на хинди этот термин также пишут, как и в санскрите, но в разговорном конечную "а" обрубая.

Далее, там идет попытка смешать акшары Навакшари-мантры Чамунды с обычной бахир-мантрика ньясой. Также не грамотно туда инкорпорированы элементы того, что называется "анга-пуджа". Анга-пуджа – это почитание различных частей тела Божества, у каждого Божества они отличаются, часто эта анга-пуджа выполняется перед почитанием янтры (если она, конечно, используется в пудже). В данном случае, кто-то просто взял анга-пуджу Дурги и вставил ее в эту, судя по всему, личную компиляцию. Причем, даже не поменяв पूजयामि pūjayāmi (почитаю), например, на न्यस्यामि nyasyāmi (размещаю), раз уж назвали это ньясой.

Честно говоря, у меня данный материал вызывает сомнения, все-таки, я не сторонник такого рода экспериментирований. Хотя, я знаю, что в России этим занимаются, но лучше брать из давно зарекомендовавших себя тантр и прочих традиционных источников.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Aniruddha

  • *
  • Сообщений: 15
Re: Пранаяма и ньясы.
« Ответ #23 : Август 28, 2021, 04:53:25 »

Адеш!
Сапрема намаскара!

Большое спасибо за Ваши ответы, проясняют очень глубокие не известные экспертные аспекты, до которых просто так без Мастера-проводника -  мы сами добраться ни когда не сможем.   

На счет этой Матрика Ньясы – её попросил на семинаре в октябре 2017-го года.
У Арьядева  - Олега Ерченкова.
Он тогда рассказал что - эту Маха Матрику он взял в Бенаресе у какого то Адепта который обучался там у Агхори.
Агхори эту Маха Матрику вроде как  -  использовал для специального ритуала для умерших.
Ритуал - садхана состоит из специальной Ньясы из 50-ти мантр проецируемых в 50-т частей тела умершего человека.
Тело “ушедшего” человека Агхори использовал в качестве Янтры –  как понял что то вроде  “средства-портала” для выхода в Миры где пребывают Махакала и Шива.
 

С глубоким уважением, Aniruddha.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма и ньясы.
« Ответ #24 : Август 28, 2021, 17:10:08 »

Адеш!

В общем, я не ошибся. Мог бы много сказать об упомянутом вами, но лучше просто повторюсь, опирайтесь лучше на садханы в классических источниках и без поздних искажений. Я видел некоторых Гуру, которые являются самородками, с реальными сиддхами, но вот что удивительно, они почему-то говорят, что они "не традиционные", учили так, что там было полное соответствие классическим тантрам.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.