приводится Шанти-мантра (oṁ saha nā vavatu...)
Там просто опечатка, вы заметили верно, мы давно это выявили, просто в бумажном виде уже не исправишь, если только при переиздании.
но уже без "k" - gorashabala
Как ни странно, это верно, в некоторых индийских языках они его так называют
, хотя это смотрится порой и вычурно, несмотря на то что даже Горакхнатх (на хинди) для санскритского Горакшанатха будет "неправильным".
В целом, все тантрические мантры читаются меньше и быстрее в пурашчаранах, нежели в ведических пурашчаранах мантры. В шабар-мантрах, в отличие от тантрических санскритских, правила фактически те же, только немного проще, а так, и в шабар-мантрах иногда делается хома, а иногда нет. Шабар-мантры – тоже тантрические, это разновидность тантрических мантр. Они все равно работают, наглядный пример – мантры тибеткого буддизма, японского (тантрического), там тоже санскрит искажается, но все равно и в тех мантрах многие реализуют сиддхи.
И если тексты мантр для различных садхан могут так или иначе варьироваться в зависимости от Гуру, то от чего зависит эффект мантры?
Во-первых, полностью согласен с тем, что уже Лакшминатх сказала, еще добавлю: большинство шабар-мантр были составлены теми или иными сиддхами Натха-сампрадаи, такими как Ратнанатх, Парснатх, Горакшанатх и другие. И за счет того, что данные сиддхи вложили в эти мантры свою силу, мантры также обладают силой. В Индии, в народе многие просто любят и уважают сиддхов, потому мантры и стали популярны, также повлияло и то, что не нужно использовать санскрит, который в основном предназначен для брахманов. В санскрите при неправильной фонетике мантра теряет значительный процент силы. С другой стороны, это вопрос непростой, потому что для хинду хинди – их родной язык, он разговорный, поэтому для них он проще, а русскому человеку зачастую бывают сложны оба языка – и санскрит, и хинди (другие языки тоже). Санскрит, собственно, для индийцев – язык не разговорный, в Индии на нем почти никто не говорит, его в Индии все используют или для пудж, или для написания (чтения) священных и научных текстов.
Что касается, якобы, того что шабар-мантры используются "только для низших форм практик", я слышал такое от некоторых русских (плохо соображающих в теме), иногда об этом также говорят некоторые индийские брахманы (что, в принципе, объяснимо). На самом деле, это не совсем верно, да, в народе действительно составлено очень много шабар-мантр, посвященных колдовству, но такие мантры есть и на санскрите. Как в санскрите есть много мантр, посвященных пудже или диначаре, так же и у натхов есть много шабар-мантр, посвященных такой части садханы. Как на санскрите есть мантры, посвященные дакшиначарским и вамачарским практикам, так же есть вамачарские садханы, составленные и на садхикари. Просто в России, думаю, по сей день никто об этом не знает, хотя со многими общался, среди тех, кого знал или знаю, не видел осведомленных. Вообще Индия разнообразная, и в ней чего только нет.