Простите, пожалуйста, что вмешиваюсь, но хотелось бы отметить, что понятия "западный" и "восточный" весьма и весьма условны причём одновременно с двух сторон: и со стороны традиционной народной, и со стороны, условно говоря, потребительско-обывательской культуры, для которой характерно совершенно некритичное, не рефлексивное и безответственное перенимание так называемого западного образа жизни - вплоть до того, что люди отказываются от тех положительных традиций, которые есть в их стране, потому что их, видите ли, нет на Западе. Что касается традиционной стороны... Славянская и индо-арийская культуры имеют общие корни и общие традиции. Например, индийцы тоже пускают лодочки по течению, кормят птиц, которые у них также связаны с миром мёртвых, обнимают деревья, плетут венки из цветов, почитают мать-сыру землю и огонь очага, стремясь поддерживать его постоянно горящим, обожествляют Солнце и Месяц, Ветер, с почтением относятся к коровам. И язык схож: Сведения - Веды, знание - джнана, удержание - дхарана, у русских есть пословица "Знание - свет" и индийцы говорят о "свете знания - джнана дипе. Русские говорят: "Хлеб да каша - пища наша", - индийцы тоже вегетарианцы.
И славяне, и индийцы писали на бересте, носили схожую одежду со схожим орнаментом и деревянную обувь.
В сказках есть общие черты. Вот, например, что такое живая вода, как не амрита?
Так что садху - это наши с вами прапрапрапра...дедушки в культурном и духовном отношении.
Спасибо за вашу ремарку, Антари. То, что индо-арийское влияние присутствует во многих культурах и у многих этносов ещё не говорит о том, что эти этносы по своим ментальным, лингвистическим, экономическим, историческим составляющим не отличаются друг от друга. Относительно славянских корней можно много всего говорить, но где эти традиции, о которых вы говорите и что известно об этих традициях, за исключением каких-то обрывочных сведений, которые можно обнаружить в фольклоре, некоторых исторических документах? Я имею ввиду цельную духовную традицию с непрерывающейся парампарой (то есть цепью ученической преемственности), прошедшей через века. Тогда как в Индии мы это всё можем обнаружить. Естественно, что параллели можно обнаружить везде, если исходить из того, что человечество на разных этапах своего развития проходит общие для всех стадии, к примеру от магических верований к мифологическим и т.д. Но я считаю, что не надо всё и вся смешивать в кучу.
Кроме того, йога является общечеловеческим достоянием. То о чём писал махариши Патанджали присуще всем людям. Если вы почитаете комментарии Свами Сатьянанды Сарасвати к "Йога-сутрам" Патанджали, то, ручаюсь, вы через предложение будете находить подтверждение написанному в вашей собственной жизни, в вашем опыте, а закончите читать с убеждением, что каждое, ну или почти каждое, слово в комментарии истинно.
И что значит: саддховский социум живёт там по своим правилам? Настоящие садху очень практичные люди и поэтому они живут по тем правилам, которые наиболее благоприятны для духовной жизни каждого человека вне зависимости от его места обитания.
Я с вами согласен, что йога может быть для всех. Поскольку она по сути находится над религиями, одновременно пронизывая эти религии (то есть всю дхарму). Но мой вопрос немного был не о том.
А насчёт того, что «садховский социум живёт по свои правилам», то Гуруджи Матсьендранатх часто об этом на форуме писал, поскольку принимая саньясу (иначе говоря становясь саддху), вы меняете всё, в том числе образ жизни, который ведут обычные индийские люди. Вы становитесь вне каст, хотя признаете все касты, но уже не смешиваетесь с ними. Конечно, от сампрадайи к сампрадайи, возможно что как внутренние, так и внешние правила могут отличаться… так вот я как раз и спрашивал про необходимости прохождения этого опыта изнутри, а не книжного знания. Конечно, не все это себе могут позволить, да и не всем это нужно. Развиваться можно в любом обществе (что бы кто не говорил), но это всегда имеет свои характерные для этого общества нюансы, поскольку вы от них не изолированы. В общем это огромная беседа и может вылиться в офф-топ, чего не хотелось бы.