А чему Вас учил Гуруджи Вагиш шастри, Шривидьи? Он ее передает?
Нет, Никита, Шривидье меня учил другой Гуру, и не один, вот тут я не уверен, что Вагиш Шастри джи будет ее передавать кому-то, хотя кто знает, ему виднее. Но я с ним много беседовал на эти темы, и, конечно, интересовался еще давно насчет получения Шривидьи у Вагиша Шастри. Он мне сказал, что у него есть только один ученик, кого он ей учил, это какой-то индиец из Лакхнау. Разговор на эту тему был после того, как я получил мантру Ватукабхайравы у Вагиша Шастри. Меня интересовала упасана Бхайравы, и мы сошлись на том, что для начала Ватука пойдет, а потом можно делать упасану других его форм, что, собственно, и логично.
Насчет Шривидьи как системы, Вагиш Шастри джи сказал, что для обучения ей ученик должен надолго остановиться возле Гуру, это не на пару-тройку недель, а на годы, так как в ней каждая из пурашчаран занимает много времени, прежде чем передается пурнабхишека. А формально давать пурнабхишеку, так вот сразу...., ну, может, у кого-то на это совести и хватит. Он сказал, что это не его случай, за что я и уважаю Вагиша Шастри. Хотя были моменты, он говорил, что может учить натхизму, КШ и т.д., но, как я потом понял, не на уровне передачи дикши, а в общем. Насчет КШ – это вообще тема непростая, насчет натхизма – думаю, понятно, что Вагиш Шастри – брахман, и передача кундал, джанеу – это не его тема. Его тема – стандартные тантрические Деваты и садханы. Насчет же Шривидьи я думаю, что тут надо просто с пониманием отнестись: если бы он конкретно только ей посвящал все свое время, помимо других своих активностей, то, может быть, это было бы и реально. А так, к нему в течение дня приходят много людей, кто за санскритом, кто с вопросами по индуизму в целом, кто по каким-то ведангам и т.д. Когда ему учить одного человека именно Шривидье, такой громоздкой тантрической системе? Надо просто поставить себя на его место, люди хотят, чтобы им много уделили внимания, а кто будет решать его проблемы, кроме него самого? Сейчас таких учеников, которые на себя могли бы взять решение больших активностей Гуру, почти нет. Все хотят только потреблять, брать много, принеся какую-то смешную дакшину, которой хватит только на чашку чая. А раз такая ситуация с занятостью Гуру, а большой помощи нет, то он таким людям и времени уделяет ровно столько, сколько может. Чтобы это осознать, много ума не нужно, просто поставить себя на его место временно и представить, каково это. Я это понимаю, так как у меня такая же ситуация, люди хотят учиться большим вещам (таким как системная Шривидья), не понимая, какова на самом деле им цена, а раз они это не ценят, то значит, оно им на самом деле и не нужно. Есть те, кто предлагают севу, но это выглядит как торговля – ты ее примешь, а потом к тебе будут большие претензии, требования, люди так воспитаны, это не бхакти, а торгово-рыночный подход, потому проще отказаться и от севы, если там есть корысть. Нельзя охватить большие дела, будучи мелкокорыстным существом, поэтому ждать от занятого Гуру передачи серьезных систем, помогая ему почти "зеро", сами понимаете, нереально.
Но кто знает, можете спросить его на тему Шривидьи, в любом случае, рассказать он что-то точно расскажет, по крайней мере о теоретической ее части мы когда-то много беседовали. Тем не менее, в индуизме, в каждом его разделе (сампрадае) есть "специалисты конкретного профиля", это если мы говорим об углубленном изучении и садхане уже внутри особой сампрадаи, с системным подходом и т.п. Каждая традиция частично содержит в себе и другие, например, в системе Дашамахавидья, конкретно в Каликуле, тоже есть упасана Трипурасундари, или в Шривидье есть Баудха-даршана, в очень сжатом виде, как форма почитания Тары. Но это ведь и ребенку ясно, что само посвящение и практика в буддизме – вещь куда более обширная. То же самое и с Каликулой, они не с того совсем начинают, и Трипура Сундари отводится не столько внимания, как в Шрикуле, на каком-то этапе они объединяются, но так, это уровень, каким должен быть. Надеюсь, я исчерпывающе ответил.