Горакхнатх джи ко Адеш!
Недавно на Кумбхамеле, говорят, была передряга небольшая, вызванная непониманием друг друга: Йоги Сатнатх из Чехии, видя, что они там только чарас курят и валяют дурака, высказал в жесткой форме все, что думает, потом он еще что-то там отчебучил и его оттуда попросили. Махамантри из Харидвара (надо сказать, что он вообще специфическая личность) сказал, что не хочет видеть больше иностранцев и пусть теперь ID в Горакхпуре получают. Сатнатх джи, в принципе, потом открыто написал свои мысли, и в них действительно много правды, но, с другой стороны, лезть со своим уставом туда, где обычаи складывались долгое время, я бы все же не стал, особенно на Кумбхамеле.
Сатнатх хотел меня в Чехию пригласить жить и учить их там, но мне сейчас не до того, я ему посоветовал Сураджнатха из Махараштры, а Сураджнатх – не сторонник чарасо-курения, даже в Горакхбани нашел информацию, что йоги не должен курить и т.д. Но тексты – это такая вещь, что в них можно обнаружить и даже использование интоксикации, и обратное, и в йогических текстах даже критику самих методов йоги, потому это только достойный Гуру может сказать, что нужно, а что нет.
Что касается связи интоксикаций и садхан вамачары, то они есть, например, сома в тантрах часто трактуется как Са-Ума (т.е. Шакти); если не используется мадья (вино), бханг и т.п., то тогда они рассматриваются как элементы, которые присутствуют в Шакти. Но, правда, тему можно углублять и рассматривать Шакти как Кундалини в своем теле, и что в организме при определенных условиях вещества наподобие наркотических сами могут вырабатываться. Но думаю, что Йоги Вивекнатх джи, как доктор
, лучше знаком с этой темой.