Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Дыхание  (Прочитано 18163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #15 : Апрель 09, 2007, 01:17:00 »

Адеш!

Да, Виласнатх, правильная асана, это та, о которой говорил Патанджали: SthirasukhamAsanam (2. 46 ЙС)
или о которой говорил Горакхнатх:
Asynamiti svasvarUpe samAnnatA svastikAsanaM padmAsanaM siddhAsanameteshAM madhye yatheshtamekaM vidhAya svAdhAnena sthAtavyam ityAsanalakshaNam.

Перевод ЙС: Асана - есть устойчивое положение в состоянии «сукха».
 «Сукха» в переводе может означать следующее: счастье, легкость, удовольствие, радость, наслаждение, удобство, то что противоположно «дукха» -  страданию. Патанджали не говорит, например, легкость «лагхима», он говорит именно «сукха», что означает нечто большее. Далее, сверем перевод текста «Сиддха-сиддханта-паддхати» относительно асаны, который был указан выше:

Asanamiti  svasvarUpe  samAsannatA  svastikAsanaM  padmasanaM  siddhAsanameteShAM  madhye  yatheShTamekaM  vidhAya  sAvadhAnena  sthAtavyam | ityAsanalakshaNam || 34 ||

2: 34. Асана - это пребывание в собственной истинной форме (сварупа). Для этого надлежит выбрать по желанию одну из следующих поз - свастикасаны, падмасаны, сиддхасаны - и пребывать в ней со всем вниманием. Таковы признаки асаны.

Как Вам? «Сварупа» и «сукха».  Ничего похожего не находите? Это что - просто некий отдых после занятия в тренажерном зале, как некоторые (великие учителя йоги) трактуют? Это по их мнению и есть «сварупа»? «Сварупа» для истинного Натха Йоги есть «сиддха-сварупа». Смотрим дальше что говорит нам «Хатха-йога прадипика»:

yameshviva mitAhAramAhimsAM niyameshviva |
mUkhyaM sarvAsaneshvekaM siddhasanaM viduH || 1.34


  Как из всех Ям важнейшей является саттвичное питание митахара, а ненасилие ахимса из ниям, так и сиддхана, известная сиддхам, является важнейшей из асан.

 В другой части текста «Хатха-йога прадипики» так же говорится о том, что Йоги, который медитирует на себя, как на Атман и практикует сиддхасану, через двенадцать лет становится сиддхом. После овладения сиддхасаной все «три бандхи» происходят сами собой. Практика трех бандх означает сублимирование жизненной энергии в теле и через 16 адхар (опор для внимания, при практике бандх и мудр), и перенаправление энергии с внешних объектов на внутренние, после чего происходит раскрытие чакр и пробуждение Кундалини-шакти. Сиддхасану «Хатха-йога прадипика» и другие тексты рекомендуют выполнять так же с бандхами, мудрами и дришти, поэтому там действительно задействованы адхары.
  Сколько существует «йони» видов рождения столько и асан, так говорят тексты. В асану йоги входит как в форму рождения, человек рождается «сришти», пребывает в теле «стхити» и умирает, оставляя тело «самхара» (т.е выходит из асаны). С определенной точки зрения, человек, рождаясь в разном телесном и социальном положении, проходит разные этапы развития,  до тех пор пока он не станет сиддхом. На это может уйти много жизней, он может родиться растением, животным, человеком, принадлежащим к различным кастам, пока он будет бегать от одного объекта к другому и не найдет свой центр сиддха-сварупу или атман. Сиддха не есть просто Атман или Пуруша, обычно натхи говорят о Пуруша-сиддхе или совершенном существе, то что тождественно термину «натха».  Натха и Сиддха - это Шива в ямале со всеми своими проявлениями, т.е он пребывает в высшем осознании, а так как для Шивы нет различий между внешним и внутренним, то нет и различия между осознанием чего-либо и себя самого. Он пребывает в самоосознании. Самоосознавание  - это основа йоги, все практики йоги направлены на это. Без самоосознавания не может быть вообще никакой духовной практики. Человек может увязнуть в различных методиках и «измах», которых существует бесконечное множество, но если все практики не ведут к состоянию психического равновесия, то все они бессмысленны. Следовательно, йога - это система, которая устраняет беспокойства ума, растраты жизненной силы, йога ведет к спокойствию сознания, контролю и трансформации грубой энергии, она делает сознание практикующего чистым, и йоги обретает правильный взгляд на мир. Когда он обретает это чистое виденье, то избавляется от невежества, а, следовательно, и от порожденных невежеством привязанностей, похоти и связанных с ними страданий. Вот к чему ведет настоящая йога, независимо от того, что ты практикуешь - асану, пранаяму, тантру и т.д., и только такая практика может называться йогической.   
  Что касается динамических практик, на подобии сукшма-вьяямы, то они тоже имеют свою ценность, потому что они работают на раскрытие тела, устранения в нем блоков, туго подвижности мышц, также вьяяма мобилизует двигательные функции тела. Сукшма-вьяяма так же еще называется как «викасака» - развитие, а именно «стхула» и «сукшма», грубого и тонкого тел. Прежде, чем начинать  управлять энергией, приводя ее в порядок через равновесие, необходимо само наличие этой энергии, этим «наличием» и занимается викасака. Что же касается асаны, то в ней энергетический процесс перенаправляется от раскрытия к собиранию энергии уже на качественно более высоком уровне. В динамике ум не нужен, в асане же он нужен, потому что в статическом состоянии ты способен лучше наблюдать и отслеживать движение пранических потоков. В различных асанах они распределяются по всему телу и все тело становится подобно алмазу, оно прочное, но при этом не зажатое, а раскрепощенное. Нади в теле, подобно натянутым струнам на музыкальном инструменте. Это как в шланге, когда по нему ровным потоком бежит вода, то его становится сложно согнуть, так же и прана в нади. Когда тело, прана и ум в асане обретают ровное состояние, то все ненужные мысли, которые могут блокировать естественное течение праны, устраняются естественным образом. Тело и ум становятся подобны зеркалу, отсюда появляются способности считывания в виде телепатии, ясновидения и т.д. Конечно, для Йоги все эти способности представляют ценность, только если они направлены на духовное развитие, а если они направлены на материальные эгоистические интересы, то на этом его духовная практика останавливается и так же он утрачивает все способности.  Поэтому «сиддха» - это термин в Йоге, который употребляется относительно акальпита-сиддхи, духовном совершенстве, освобождении от коренных заблуждений, а не относительно мелко-оккультных совершенств, которые иногда развивают некоторые люди, практикуя магию и экстрасенсорику. Итак, асаны - важнейшая практика, ведущая к устойчивости и освобождению от всего тяжелого в теле, пране и уме, и, как следствие, появляется «сукха». Потому что там, где свет, там нет темноты, и наоборот. Если Вы почувствовали более высокий вкус, то у Вас автоматически появляется стремление к более высокому, поэтому сами состояния в асане подстегивают Вас стремиться к все большему и большему совершенству. Многие могут сидеть в падмасане, свастикасане, сукхасане, и если у Вас это получается, то в этих асанах вы можете, в меру своих способностей, практиковать те или иные внутренние практики, которым, как правило, обучает Гуру. Но это не значит, что асаны Вам больше не нужны, асаны дают необходимую чистоту в теле и то праническое состояние, которое способствует лучшему качеству внутренних практик. И эта асана является правильной и используется по назначению.  Асана и пранаяма - это не ступени, как многие утверждают, иначе их бы называли каким-нибудь другим термином, например, «крама» ступень,  но их называют именно «анга» часть. А что такое часть, часть - это то, что связано со всем остальным, например, рука связана с туловищем. Но многие асану практикуют именно как краму, гоняясь за результатом, при этом, забывая главные задачи йоги. Вот и неудивительно, что некоторые гьяни, видя всю эту потеху, называют йогу истязанием, но на самом деле это не имеет к йоге никакого отношения. Причем, не побоюсь сказать, что такая практика по большому счету вообще противоположна йоге, т.к. асана не является низшей ступеню йоги, как утверждают некоторые теоретики или неправильные «практики», асана – это и средство и цель йоги, в своих высших стадиях освоения. То же самое можно сказать и о пранаяме, яме, нияме, самадхи и д.р.
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2007, 15:37:29 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дыхание
« Ответ #16 : Апрель 09, 2007, 14:08:44 »

Джая Шива Горакшайоги! Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж! Спасибо за такой концентрированный постинг. Думаю, что если медитировать на его содержание - хватит надолго.  suns
Адеш!
Записан

Виласанатх

  • Гость
Re: Дыхание
« Ответ #17 : Апрель 09, 2007, 20:01:46 »

Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема Намаскара Гуру джи!

Большое спасибо за Ваш постинг.
Возможно, когда понимание приходит, каждая пауза тела становится асаной - не только в йога-шале, но и в уличной толпе или в общественном транспорте.

Адеш.
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Дыхание
« Ответ #18 : Апрель 10, 2007, 10:38:36 »

 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Спасибо за такие развёрнутые ответы.Спасибо за всё.
 Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #19 : Апрель 11, 2007, 09:54:54 »

Адеш!
Практику хатха-йоги, грубо говоря, можно разделить условно на три этапа, первый направлен, как я уже говорил, на внешнюю работу (от которой произошла традиция «физкультуры» :012:), второй этап - работа в асане на общем релаксационном фоне, третий этап - это бандхи и мудры. Последний этап можно смело отнести к разряду Кундалини-джагаран и назвать соединительным звеном с другими «ангами» йога-садханы. Пранаяма делится на три таких же уровня, первый как и в практике сукшма-вьяямы можно назвать викасаками или прана-викасаками, они направлены на раскрытие энергии, так же как и в асане, где развивается внешняя структура тела, только в пранаяме - общая энергетическая, далее следует уже то, что соответствует самому названию пранаямы, «прана-аяма» - выравнивание общего энергетического состояния, и затем используются бандхи. Вообще, это процесс постепенный, и, как верно заметил Виласнатх, социальная жизнь также отражается на Вашей практике. Когда Вы уравновешиваете потоки праны в праническом теле, то естественным образом, в самом центре этого тела образуется концентрация более высокого качества энергии, что способствует естественному выполнению бандх. Простое выполнение бандх, если человек энергетически не готов, даст незначительный эффект. Это могу сказать смело на основе своего практического опыта, так как проходил долгие ритриты с практикой пранаямы.
    Относительно взаимосвязи асаны с социальными явлениями, которые тебя окружают, замечено совершенно правильно. Кстати, многие травмы на тренировках в некоторых фитнесс-центрах зачастую бывают не только по причине сложности упражнений, но и по причине беспокойного ума. А ведь тренер - это просто тренер, он может вести группу, но в целом то, что Вы пришли в взвинченном состоянии, на это он может просто не обратить внимания, и то, как человек выполняет упражнения - может просто проигнорировать, или же если не игнорирует только само выполнение техники, то просто не замечает, если ученик перестарается. Поэтому преподаватель даже физических аспектов должен чувствовать также и общее состояние людей, а это уже опыт как преподавания, так и собственный, что зачастую неразделимо. Погоня за гибкостью, к сожалению, часто приводит к крайне плачевным результатам :20:, если она естественным образом развивается, то это нормально, но если с дрожью в теле, со сбоем дыхания, то это уже не практика асаны. Лучше постепенная, но непрерывная практика, чем рывками, а потом типа «отдых». Этому я учу тех, кто преподает и сам практикует хатху. Так как социальные явления сказываются на состоянии нашего тела, не зависимо от того - посадим мы его в хануманасану или нет, то, по всем законам логики, нужно практиковать асаны так, чтобы менялось и сознание. А именно - отслеживать гармоничное распределение  энергии, спокойное ровное дыхание. Спокойное состояние, полученное в результате практики йоги, делает человека осознанным и в самом социуме, учит трезво смотреть на происходящие события. Поэтому практика асан связана с жизненным ходом событий и наоборот. В зависимости от жизненных ситуаций, Вы сможете так же отследить как Вам практиковать йогу. Действительно, все взаимосвязано. Йога натхов учит пути «дживан-мукты», поэтому взаимосвязь с миром играет большую роль в любой практике, в том числе и в асане. Хотя это может кому-то показаться странным, но это так и есть, практика асаны и пранаямы, например, помогает правильно и глубоко понимать Яму-Нияму. 
« Последнее редактирование: Апрель 11, 2007, 12:37:10 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #20 : Апрель 12, 2007, 04:25:19 »

Aдеш!
Пранаяма является очень важной практикой в традиции натхов. Почему? Существует много систем Йоги заимствованных у натхов и трансформировавшихся из-за связи с другими традициями в другой, отличный от натхов вид. Например, есть йога-даршана Патанджали, которую помимо философского воззрения йоги, считают ещё и Раджа-йогой. Существуют свои виды йоги в Кашмирском Шиваизме, йога современных реформаторов, таких как Йогананда, Шивананда и т.д., и тех, кто так же находился под влиянием веданты. У всех у них есть одна общая черта, они хатха-йогу не считают коренной практикой. В КШ пранаяма - это анава-упая, которая считается низшей. В веданте, буддизме - тоже самое, хатха-йога - это просто придаток главной садханы. По мировоззрению всех этих традиций, хатха-йога ведёт к джада-самадхи, бессознательному трансу, но не к мокше. В КШ хатха-йога - это путь для тех, у кого сознание ограничено воззрением двайты. Но если у Патанджали йога - это остановка беспокойств сознания, то у натхов  йога - это прана-ниродха.  По натхам, кайя-садхана, если ее брать в главной сути, не предназначена для реализации исключительно мировоззрения двайты, как это считают последователи различных школ. Самарасья обретается в физическом теле, поэтому в теле все и происходит. Конечно, в том или ином виде, у последователей различных школ, частично проскальзывают те идеи, которые у натхов являются главными, но во всех этих традициях им отводится второстепенное значение. Так, например, в КШ – анава-упая подразумевает Шуддха-видью и Ямалу, но это не Ануттара. Для натхов же, будь-то Нирвикальпа-самадхи, состояние Ануттары Ану-упайи и т.д. (можно много перечислить уровней разделения высшего и воззрений), не являются полноценными, если они не реализованы на уровне тела. Поэтому, пранаяма, как связующее звено между Хатха и Раджа-йогой, действительно играет значительную роль.

« Последнее редактирование: Апрель 12, 2007, 07:34:39 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Дыхание
« Ответ #21 : Апрель 12, 2007, 10:36:50 »

 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Всё же почему хатха-йога,как метод,- да и вообще средство достижения исходного состояния тела и сознания,- не оказалась воспринята в таком объёме и значении другими школами?Почему не принимается во внимание особенно сейчас современными направлениями здесь, на западе и тем более в Индии.Некоторым "просветлённым мастерам" кажется необходимым даже потешаться над хатхой.
 На мой взгляд актуальность и востребованность хатха-йоги высока,как никогда,а для западного человека пожалуй является единственным по настоящему реальным,действующим и адекватным для восприятия методом самопознания,развития. Методом без мультиков,чужих фантазий или умозрительных идей.Методом через который человек способен начать двигаться к обретению собственного опыта.
 Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #22 : Апрель 13, 2007, 15:01:49 »

Джайя Гуру Горакшанатх!
Адеш, Крипанатх!
Дело все в том, что традиция только внешне кажется упрощенной, на самом деле все далеко не так. Понимаешь, дорогой Крипанатх, люди постоянно хотят все упростить, в угоду своим человеческим несовершенствам, коих нет смысла все перечислять, они становятся видны, когда от них освободился. Например, когда в России в одном из «йога-центров» узнали, что есть представитель натхов, то первое, что мне сказали: "мы о тебе сообщим, как об ученике П. Джойса". На это я сказал: "нет", тогда они стали об этом просить моих учеников (эта переписка до сих пор сохранилась), они просили их по тихому от меня, мол напишите что вы ученики П. Джойса, а не Йоги Матсьендранатха. Ведь все равно он не живет сейчас в России, а в Корее. Но ученики оказались учениками и так же ответили им "нет". После, эти деятели стали говорить, "понимаешь, мы ведь уже 5 лет существуем", намекая на то, чтобы "плясали под их дудочку". Я не буду все это пересказывать, хотя конечно, думаю всем было бы полезно с этим ознакомится. Странные люди, казалось бы, что 5 лет проповеди разного "порожняка" можно соотнести с традицией, которой больше тысячи лет, не просто традицией, а именно йогической традицией.  Вот Вам наглядный и самый простой пример жизненных ценностей, хочу заметить, эти люди не из тех, кто продвигает личную авторскую систему, а те, кто говорят, что стремятся нести традиционную йогу. У них наверное в генах заложено подтасовывать факты, обманывать открыто не моргнув и глазом. Вот почему я думаю, что мне здесь нужно быть крайне категоричным и разделять желания разных хитрых «бизнес-йогов» от традиции натхов. Лично я считаю, что и в Европе и в Америке нет адекватных натхов, которые могли бы учить других и развивать аутентичную линию, по той простой причине, что даже если кто-то и получил посвящения, то не всегда получили право учить других. А те, кто получили такое право, им нет дела до традиции и обучению ей в чистом виде, многие идут на слишком уж большие компромиссы с разного рода новоделом. Для них-то лично это может быть и не проблема, но когда обычным людям, ничего толком не знающим говорят: "да, ребята, все есть натхи, не беспокойтесь", то они не знают во что им верить. Они не могут отличить натхов от популяризаторов других учений под фасадом физкультуры. По этой причине у натхов, категория адептов и посвящения делятся на уровни:
1) сатхи-приверженец внешнего круга
2) аугхар
3) канпхата, иногда еще выделяют четвертый уровень, уровень реализованного сиддха Махатмы.
Последние два могут считаться Гуру, аугхар тоже, но при условии, что  Гуру серьезного уровня дал на это свое благословение. Поэтому, в ордене натхов следят за тем, насколько ученик является истинным последователем сампрадаи. Получение какого-либо начального посвящения не дает гарантии, что человек не оставит путь натха, поэтому, только время показывает чистоту намерений. Вот это я считаю очень важной вещью.  Речь ведь идет не просто о обучении людей чему-то там, а о обучении традиционной системе йогинов-натхов. Вот я сразу все и ставлю на свои места, натхи - это натхи, они не должны растворяться в других традициях, какими бы они привлекательными не казались. Натх, который ведется на крючки и ловушки, не может называться нахом-йоги. Я заранее знаю, что меня будут обвинять в желании гурства и т.п., но буду несмотря ни на что говорить всем, напоминать, что к традиционным Гуру нужно относиться уважительно. У многих людей, которые преподают йогу нет такого понятия вообще, или же оно просто формальное, но в этом случае, как таких людей можно учить чему-то настоящему? Поэтому, первое, что необходимо, это серьезное отношение к Учителям, к упадешам, к знаниям школы, ее доктрине. Людей без наличия такого отношения нельзя инициировать в какие-либо серьезные передачи, конечно они могут что-то практиковать и могут получить простые дикши, но дальше им необходимо доказать чистоту своего намерения.
    Сказанное мной нужно правильно понять, я не говорю, что какие-либо не натховские направления йоги плохие или хорошие, но тот, кто хочет быть натхом, должен уметь отличать эти направления от своей основной традиции. Для этого конечно очень полезно ориентироваться в разных системах  и изучать их для расширения кругозора, и представлений о методах йоги, но не более того. Сейчас изобретено  столько разных методов, что даже с логической точки зрения верить во все эти противоречивые школы - только самого себя вводить в заблуждения. К этим вещам надо относиться проще, верно сказано "мультики..." и т.д только засоряют разум, поэтому те, у кого он хоть немного присутствует, должны уметь различать. Кроме тебя это все равно никто не сделает, а надеятся на то, что это сделает кто-то, напрасная трата времени. Самое главное чтобы улучшалось качество Вашего ученичества и садханы, вот в это есть смысл вкладывать энергию. Если вы помогаете развивать нашу традицию, то и традиция поможет Вам в ней реально духовно прогрессировать.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2007, 15:11:19 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Дыхание
« Ответ #23 : Апрель 13, 2007, 18:42:40 »

 Джайя Шива Горакша!
 Джайя Гуру джи!
 Спасибо Вам за ответ.Действительно, зачастую люди ищут лёгких путей,особенно там,где их нет.Ладно если это допускают незрелые ,молодые школы или частные лица,но почему всё-таки необходимость опыта работы с телом проигнорирована крупными школами,крупными системами?Почему хатха-йога зачастую является только незначительным приложением к основной садхане в некоторых тантрических направлениях,буддизме?
  Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Дыхание
« Ответ #24 : Апрель 14, 2007, 20:03:58 »

Адеш!
Думаю, Крипанатх, что в раннем буддизме, ведантических школах вообще каких-либо особых элементов йоги не было, покрайней мере, такой как у натхов. Просто веданта, тантра, натхи, развивались параллельно, и каждая традиция придерживалась своего основного подхода во всем. Они так и остались разными сампрадаями (традициями), конечно, что-то друг у друга заимствовали, но именно что-то. Примерно как и арии путешествовали то с Индии на Север, то с Севера в Индию, но закрепились они все-таки в Индии, а христиане - на Западе. Просто натхи, как традиция, даже соприкасаясь с тантрой, быстро ее трансформировали и придавали ей йогический вид. Тантрики, буддисты, последователи культа бхакти, аналогичным образом поступили с методами натхов. Дело в том, что каждая независимая традиция всегда следовала своему основному мировоззрению, но так как во все века нужно было идти в "ногу со временем", они и брали на вооружение методы других школ. А дальше все происходило по весьма понятной и естественной схеме, о чем весьма просто догадаться, Индия всегда была страной множества крупных орденов и различных сектантских ответвлений, покрайней мере, слово "секта" в Индии не рассматривается как негативный термин, их там очень много, особенно мелких. В ведантизме появилось немало своих отщепенцев, которые по личным интересам создавали собственные школы, например, кому-то стала больше по душе практика йоги, а ведантическая гьяна не особо привлекала. Какому-то Гуру этой линии могла из йоги нравится одна, или же ряд практик, вот тебе и повод для создания новой школы. Тоже самое в вайшнавизме, буддизме  и др. Но, создавая свои ответвления, они конечно же глубоко не окунулись в те знания, которые хранились в йогических орденах. Формально они отказались от основы своего учения, но и в йогическую традицию так полностью и не перешли . Соответственно, им достаточно было йоги,просто как техники. В других орденах, конечно, могли быть люди, которые сохраняли приверженность традиции, и каким-то образом умудрились "пришить" к своей традиции методы йоги, разумеется, эти методы в йогическом плане они упростили и привнесли туда много своего. Не могу сказать, кто из этих двух категорий больше внес путаницы, наверное обе. Школы, которые стали ориентироваться на запад последних пару веков, в основном, практику йоги подстроили под потребности большинства западных людей, так как запад для них был хорошей материальной кормушкой. Школы, которые в Индии носят сугубо сектантский характер, вероятнее всего, практики йоги адаптировали лично под себя, а последователи крупных духовных орденов - под свою религиозную практику. Естественно, свое они ставили на первое место, а йогу, заимствованную от натхов, если не на последнее, то покрайней мере, делали приложением. Что касается натхов, то у них  с самого начала образовалась система посвящений и обучения, которая помогала отсеивать наносные элементы других учений от тех, которым учили основатели их традиции. Причем, система настолько грамотно поставлена, что даже территориальное нахождение какого-то представительства натхов не мешало ордену сохранять свое основное йогическое мировоззрение.

Что же такое наносные элементы? Внешне их определить простому человеку, который с натхами мало имел дело, крайне сложно, для него йога - "и в Африке йога". Но ведь не для кого не секрет, что йогой может заниматься кто угодно, да и какой угодно йогой, но это совершенно не означает, что человек выбрал ее как свой основной путь.  Думать, что все натхи  глупы и всех к себе принимают или демонстративно прогоняют прочь - слишком примитивно. Конечно, это не так, одно дело - просто получить какие-то полезные советы или даже простые передачи, а посвящения нормального уровня, за который тебя в ордене будут уважать и открывать перед тобой сокровенное - это совсем другое. Если бы этого не было, в натхи ринулись бы все кому не лень, просто исходя из праздного любопытства. Например, кто-то может быть агхори - он свою садхану считает наиболее эффективной, но внешне он может параллельно практиковать йогу, ему, на самом-то деле, и агхоры вполне хватает для нормальной и полноценной садханы, с его точки зрения, если ему дать посвящения, допустим с "чира" или даршани-дикшей, то он все равно будет практиковать свою агхору, а натхом будет формально. Спрашивается, для чего? Ведь в Индии местным населением одинаково почитаются  и садху-агхори и натхи, и поэтому внешний престиж для индийского садху и там и там одинаков. Другое дело -  люди с запада, да, они могут ринуться в натхи исключительно с целью заработать себе славу, поскольку учение мало распространенное, или же использовать для каких-то других целей, например, как я уже говорил выше, как приложение к чему-то еще. В Индии такого ажиотажа нет, там, как правило, совершенно определенно знают, что им  по душе и чего они хотят.  Для простого грихастхи хинду - все саньяси - это просто саньяси, а для садху - посвящение себя садхане -  это посвящение себя тому, во что ты реально веришь, впрочем, это сложно объяснить, пока сам саньясу не принял. Разумеется, и саньяси все разные, но какие бы они не были, это выбор достаточно серьезный, даже если и могут быть какие-то мелкие проколы у этого человека, в целом же - весь социум сделает  все так, что не будет дела до этого мира. Вся энергия будет направлена в основном на духовное. Любой серьезный не попсовый орден, всегда предоставит просторы и материал для духовной работы. Помню, как один "персонаж" попросил у меня аугхарскую дикшу, но при этом заявил, что ему быть даршани противопоказано, он ведь каула. Спрашивается, а на фига ему еще что-то, если он каула, или он такой каула, что каулизм его сделал недовольным тем кто он есть? В Индии люди, которые не определились, просто совершают практику на том уровне, на котором реально могут, и их не беспокоят уровни дикш и ,тем более, их разношерстности. А вообще, если ты поедешь когда-нибудь в Индию, то сможешь увидеть, что многим индусам йога вообще "до фонаря", она им если и не безразлична в твоем присутствии, то только тогда, когда они знают, что могут конкретно что-то поиметь от тебя кроме йоги. Очень много индусов действительно занимаются йога-терапией, например, по Свами Рамдеву, потому что это полезно для тела. Но если с индусами говорить на какие-то серьезные темы о йоге, то она им абсолютно безразлична. Глубокие знания могут предоставить только уважаемые Гуру в натховской линии, у которых вся жизнь только этому и посвящена, но у них совсем другие интересы. Собственно, я и рассчитываю на то, что в результате моей правачаны выявятся те, кому натховская традиция действительно не безразлична -  как и мне, собственно поэтому я и пишу здесь, и провожу программы в России. Каждый берет то, что ему нужно. На Рам Дева набивается стадионы, в каждом городе по 15-20 тысяч человек,но многих ли интересует йога как садхана? Может быть, несколько десятков из всех пришедших.
  Начиная с понедельника, в течении месяца я буду занят, и поэтому не смогу часто бывать в сети и отвечать на форум. Возможно, в конце мая я приеду в Москву вместе с Йоги Ракеш Пандеем, думаю, что программа состоится хорошая. Приглашаю. 
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2007, 22:11:07 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Дыхание
« Ответ #25 : Апрель 14, 2007, 23:12:08 »

  Джайя Шива Горакша!
  Джайя Гуру джи!
  Снова и снова спасибо за подробные,развёрнутые ответы.
     Адеш.
Записан