Биография Гуру Падмасамбхавы из книги:
ТАНТРА СТА ТЫСЯЧ ЧЕРНЫХ("Бумнаг" (bum nag) - сто тысяч слов о божестве Ваджракила, как они были переданы госпоже Еше Цогьял, принцессе из Карчен, великим наставником (махачарьей) Падмасамбхавой .
Что касается родословной:
Махачарья Падмасамбхава является прародителем всех продвинутых сиддхов, а его биография - это биография всех будд трех времен. Его мудрость (shes rab) как небо, и он собирает перед собой в качестве слуг всех матерей и дакинь (ma mo mkha 'gro), а также восемь классов богов и демонов проявленного мира (snang srid), и всех он держит под своим контролем.
Вначале я расскажу о его рождении в соответствие с двумя традициями, а затем я объясню, каким образом он принадлежит двум родам (rigs). Еще я расскажу о его четырех видах величия, как он достиг четырех сущностей (ngo bo) видьядхары, а также о том, как он обрел восемь тайных имен (gsang ba'i mtshan).
Первая часть рассматривается согласно традициям тех, кто считает его родившимся из лона и тех, кто видит его как родившегося чудесным образом. Что касается второй темы, то, в связи с его мирским происхождением ('jig rten pa'i rigs), Падмасамбхава принадлежит царскому роду, в связи же с его выходящим за пределы мирского происхождением, он принадлежит линии Акшобхьяваджры. В-третьих, он был велик своим происхождением (потенциалом) (rigs), знанием (mkhyen pa) и осуществлением (grub pa). В-четвертых, он был видьядхарой созревания (rnam par smin pa'i rig 'dzin), видьядхарой, контролирующим продолжительность свой жизни, видьядхарой великой печати (махамудры) и видьядхарой спонтанного осуществления (lhun grub). И в-пятых, что касается восьми тайных имен гуру, то подробно это будет изложено ниже.
Теперь, исходя из вышеперечисленных разделов, мы переходим к рождению махачарьи Падмасамбхавы из лона. В стране Уддияна, что на западе, жил царь Шакра и его царевна Джалендра, у которой, на 21й день первого осеннего месяца в год дракона, когда планета Венера находилась в созвездии Мригашира ("Голова оленя"), на заре, когда первые лучи солнца едва забрезжили на востоке, родился сын с изогнутыми (нахмуренными) бровями и гневным выражением лица, клыки которого слегка касались нижней губы. В этом рождении правая рука мальчика имела отметину меча, а левая знак колокольчика. В ужасе от этих знамений его мать сказала: "Он явился от варваров! Он не сын человека, он, похоже, сын демона! Если другие увидят его, они испугаются, взглянув на него. Они не смогут испытывать других чувств. Поэтому он должен быть оставлен в диком лесу". Так она сказала. Затем его отец произнес: "Хотя это существо родилось в человеческом теле, некоторые его черты и цвет кожи слишком непривлекательны. Поэтому мы должны собрать жрецов, разбирающихся в приметах и показать [мальчика] им". Жрецы сказали следующее: "О, его левая и правая руки помечены особыми знаками. Его изогнутые брови и линия волос очень выразительны. Со своим разинутым ртом он имеет весьма устрашающий вид.
Согласно науке физиогномике эти знаки объясняются как самые благоприятные". Произнеся эти слова, они поклонились ребенку, выказав так свое уважение, и продолжали объяснять эти знаки: "Знак на его правой руке указывает на то, что он будет побеждать врагов, чинящих препятствия трех ядов. Знак на его левой руке указывает на то, что он обретет сиддхи тела, речи и ума. Закатывание глаз и изгиб бровей указывает на то, что он станет покорителем мары и всех иноверцев. По этой причине мы провозглашаем сына царя Дордже Дудулом, ваджрным покорителем мары". И с их слов мальчика назвали этим именем. "Кроме того, поскольку он родился в год дракона, его слава распространится широко. То, что он родился в первый месяц осени указывает на путь результирующего плода (ваджраяны). То, что он родился под созвездием Оленьей головы указывает на то, что он станет выдающимся мастером мантры. Планета Венера указывает на очищение страданий. Восход солнца указывает на развитие сострадания. В течение 12 лет ты не должен никому показывать своего сына, поскольку увидев его, в сердцах твоих вассалов может зародится неприятие". Так они сказали.
Поэтому, до десяти лет мальчик жил и воспитывался вне [дворца], как один из сыновей министра Гхару Дэва. И вот однажды, старик и его сыновья расположились в прохладной тени дерева, где их начали кусать мухи. Принц Дордже Дудудл швырнул камень, чтобы убить муху и, попав в голову сыну министра, убил его. Тогда все чиновники заявили, что он должен быть наказан. Каждый должен был принести немного хворосту или того, что может гореть, чтобы тем самым осуществить подготовку казни сожжения принца. Однако Гхару Дэва, отец погибшего сына, сказал: "Тело зависит от головы. Если голова отрублена, какой толк от тела? Также и вассалы зависят от своих правителей. Если нет правителя, что тогда делать вассалам? Поэтому [так как этот ребенок является кронпринцем], он должен понести меньшее наказание". И когда он сказа это, было назначено менее строгое наказание, - в сопровождении двух слуг, которых звали Гарава и Кутака, принц был отправлен в ссылку.
Таким образом, все трое пребывали в подавленном расположении духа. Тогда принц сказал своим провожатым: "Вступив в конфликт с царской властью, которая похожа на золотое ярмо, я совершил преступление, которое теперь ударило по мне. Нарушив царский закон, я не могу вернуться под защиту этого закона. Но вы двое, должны возвращаться под защиту министров, которые поддерживают царскую власть".
На это двое юношей ответили так: "Царская власть подобна огню, а царство подобно воде. Огонь и вода непостоянны и не сочетаются. Однако Дхарма постоянна и устойчива, а также является источником всякого благополучия. Мы должны следовать за Дхармой и принять Дхарму, как свое царство". И, сказав так, они отправились к учителю Буддхагухье.
Тогда принц сказал: "Хо! Восход солнца сострадания подобен особой клятве (теплу медитации) (dro ba). Необходимо стать защитником всех мучающихся существ! Я, в своем неведении совершил преступлении против закона (khrims) и мне было приказано никогда не возвращаться в это место. И теперь я умоляю вас и прошу, чтобы вы остались со мной и не возвращались".
И после того, как он произнес эту просьбу, все трое приняли монашеские обеты (rab tu byung). С этого момента принц стал зваться Шакья Щеньен а его двум спутникам дали имена Шакьямитра и Шакьяпрабха. Строго соблюдая все предписания священной Дхармы, они стали очень опытными в своем изучении йоги, медитации и соответствующих комментариев. Они изучали "Высшее украшение гневных божеств" (khro bo dam pa'i rgyan) и "Драгоценную сеть мирных божеств" (zhi ba rin chen dra ba).
Такова история, рассказываемая теми, кто полагает, что Гуру родился из чрева.
Но, кроме того, есть история о чудесном рождении Гуру, которая особенно популярна во всем мире.
В ней говорится, что в стране Уддияна, что на западе, жили два царя. Один был великим царем, который поддерживал и опекал Дхарму, тогда как другой заботился о внешних делах государства. Первый заботился исключительно о благополучии Дхармы, тогда как второй целиком посвящал себя благополучию царства. И внутри этой страны была территория, которую люди почитали как место чистоты, безупречное, как река Ганга, где росли бесчисленные цветы лотоса, огромные, как колеса телеги. И вот, однажды, стало известно, что в сердцевине такого лотоса родился прекрасный и сияющий ребенок. И царь, который заботился о Дхарме, услышав об этом, сказал: "Принесите ребенка ко мне. Он будет моим сыном. Принесите также этот лотос, чтобы я его съел". Был отдан приказ привезти их на лодке, поскольку [ребенок и лотос] были окружены водой.
В результате заботы о ребенке все болезни и нищета в этой стране были искоренены, воцарился мир и счастье.
Поскольку ребенок родился из лотоса, его назвали Рожденным из Лотоса (padma 'byung gnas). Это был его первым именем. С этого момента ребенок рос на топленом масле и поэтому быстро вырос. За один месяц он вырастал настолько, насколько другие вырастали за год, а за день, как другие за месяц. И поскольку говорили, что он является наследником царя, его назвали вторым именем Принявший Наследство от Царя (rgyal po gdung 'tsob skes bu). По прошествии некоторого времени принц стал чемпионом по соревнованиям в прыжках, в беге, в стрельбе из лука и в гимнастике.
В те времена в Уддияне верили, что если на крышу дома садится ворон, то это является плохим предзнаменованием, и, чтобы защитить свое жилище, бытовал обычай прикреплять железные трезубцы на свои крыши. Принц же был настолько силен, что мог запрыгнуть на крышу любого дома. И однажды, запрыгнув на дом, он задел такой трезубец и сбросил его на землю. Падая, трезубец задел сына брамина и убил его. В результате, царь, ответственный за управлением законами и порядком в этой стране, приказал приговорить принца к изгнанию.
Тогда принц пошел к своему отцу, чтобы перед уходом выразить свое уважение. "Родившись в центре озера, без отца и матери, я был тепло принят царем, который растил меня как своего сына. Теперь же сила моей прежней кармы низвергла меня и отделила от моего лучшего друга. Но, если закон страны не наказывает преступление, откуда возьмется мир и счастье?"
На эти слова своего сына отец ответил: "Нуждаясь в своем сыне, который родился в центре озера, я должен принять справедливость в качестве своего сына. Из-за действий демонов, брамин был убит упавшим остроконечным [трезубцем], но, если закон этой страны не наказывает преступление, откуда тогда возьмется мир и счастье?" Так он сказал.
После этого, уйдя в горы, принц стал заниматься гневными практиками (srin po'i spyod) союза (соединения) и освобождения (sbyor sgrol) . Благодаря этому методу уничтожения мужского элемента (pho byung ba bsad) и соединения с женским (mo byung ba spyad pa), он подчинил себе все демонические силы и диких животных. И тогда он получил свое третье имя и стал известен как Синпо Шантаракшита.
Тогда же, царь, заботившийся о мирской власти этой страны, сказал: "Из-за этого парня наше царство приходит в упадок, день ото дня становится хуже". В результате его сын, который был искусным стрелком из лука, отправился в ту долину, [чтобы убить Синпо Шантаракшиту]. И когда он уже приготовил свой железный лук и вложил в него железную стрелу, кто-то махнул Шантаракшите, чей лук был не натянут, чтобы тот бежал. И пока сын второго царя снова натягивал лук с железной стрелой, Шантаракшита, уже наложив стрелу и натянув лук, поразил царского сына в глаз и убил его, а затем скрылся. Тогда он получил еще одно имя, тайное прозвище Юный Убегающий Демон (bdud shor ba bzhon nu).
После этого он направился к великому кладбищу Ситавана. С каждым трупом принесенным на это кладбище ему подносили немного вина и пять порций мяса. Это было его основной пищей и питьем. В качестве одежды он носил саваны умерших, а, через некоторое время, он стал отрезать части тела, есть плоть и пить кровь. И, уже долгое время живя на этом кладбище, он стал снимать с трупов кожу и носить ее как одежду.
Однажды великий ачарья Буддхагухья пришел в это место стенаний и печали, и там он посвятил Юного Убегающего Демона в буддийские монахи, дав ему пятое имя Сакья Шеньен. Вместе с ним также были двое, которые получили посвящение одновременно: Невар Шиламанджу, который стал известен под своим именем Шакьяпрабха, и Вималамитра, который получил имя Шакьямитра. После этого все трое отправились к Прабхахасти и попросили у него учение Ваджракилы. Но, поскольку у них было разное понимание [наставлений], они собрали свои мысли в виде одного трактата, который стал известен как "Тройной цикл Ваджракилы" (rdo rje phur pa rnam gsum bskor ba).
Однако, даже после этого Шакья Щеньен остался неудовлетворен и сказал себе: "На кладбищенской земле Ситавана есть дакини по имени Сукхачакра (bde ba'i 'khor lo), которая является подлинной ученицей Ваджракумары". И когда он пришел к ней, то встретился с прислужницей дакини, которая набирала воду в колодце. Демонстрируя свои способности он отступил назад и ее кувшин крепко прилип к земле. В ответ на это она сказала: Поскольку ты продемонстрировал свою чудесную силу, я покажу тебе кое-что". В тот же миг она раскрыла свою грудную клетку кончиком указательного пальца и продемонстрировала тройную мандалу Ваджракилы в своем сердце.
Преисполнившись доверием при виде этого чудесного деяния (phrin byas) дакини, он произнес: "Рожденного из лотоса непреодолимо влечет следовать дальше". И он пошел вместе с ней и предстал перед дакини. Растворив его [своим взглядом] дакини превратила его в слог ХУМ, который она затем втянула в свою ноздрю. Оставаясь в течение одной ночи внутри головы дакини, он чувствовал великое блаженство. И в это время она передавала ему посвящение вазы (bum pa'i dbang bskur) так, что все загрязнения (dri ma) его тела были очищены, и он достиг телесного совершенства (каясиддхи, sku'i dngos grub). Таким образом он обрел нирманакаю.
Во вторую ночь он оставался в горле дакини, и она даровала ему тайное посвящение (gsang dbang bskur). Таким образом все загрязнения его речи были очищены и он достиг совершенства речи (ваксиддхи). Так он обрел самбхогакаю.
В третью ночь он оставался в дхармачакре сердца дакини и она даровала ему посвящение знания-мудрости (shes rab ye shes kyi dbang bskur). Таким образом все загрязнения его ума были очищены и он достиг совершенства ума (читтасиддхи). Так он обрел дхармакаю.
В четвертую ночь он оставался в чреве дакини и она даровала ему четвертое посвящение. Таким образом загрязнения его тела, речи и ума были очищены, и он обрел тело великого блаженства (махасукхакаю, bde chen gyi sku).
И, наконец, выпущенный из "тайного лотоса" дакини, он обрел свое шестое тайное имя и стал известен как Падмасамбхава.
После этого прислужница дакини была передана ему как супруга (мудра), и поскольку в своих практиках с ней он всегда носил украшение из шести костей и гирлянду из черепов, он стал известен под своим седьмым тайным именем Лотосовая Гирлянда из Черепов (padma thod phreng rtsal).
В это время он отправился обратно в свою родную страну Уддияну, где его узнала одна старая женщина. Она сказала: "Это тот, кто совершил в прошлом так много злодеяний!" Тогда он был обмазан кунжутным маслом, люди развели костер из сандаловых дров и он был приговорен к сожжению. Видя это, его бывшая мать сказала: "В прошлом он уже испытывал страдание от наказания! И теперь ему не время умирать на костре". И, произнеся эти слова, она вышла посмотреть. Однако, он не избежал заключения горящих углей. Даже через семь дней огонь не потух, и все люди собрались посмотреть на это. Когда же они увидели сияющую форму тела, сидящую на цветке лотоса, поднявшегося из воды на стебле в центре маленького озера, его мать воскликнула: "Принц Дордже Дудул теперь сидит в форме Дордже Чанга". Все люде были поражены этим. "О! Преображение человека в бога действительно великолепно! Это действительно чудесное деяние! Обладающий такой волшебной силой действительно удивителен! Такие безграничные силы и могущество действительно удивительны!" Так они говорили. И потому, что он родился из лотоса [в озере], его назвали Рожденным из Озера (mtsho skyes), и поскольку он не сгорел в огне, его назвали Ваджром (rdo rje). Таким образом, этот великий ачарья стал известен под своим восьмым тайным именем - Рожденный из Лотоса Ваджр (Сарорухаваджра).
Таковы истории рождения Гуру.