имя Богиня Чхиннамаста связанна с системой которая называется даша-махавидья. Впервые эта система описана в Йони-шастре ( подлинник текста в библиотеке Калькуте и датируется 9 веком, хотя сам текст записан на листах которые датируются 14 веком). Каждая из 10 махавидей связанна с одной из 10 частей Джагатйони.
Сложно установить, когда «Йони-тантра» была написана и что Махавидьи именно в ней впервые упоминаются, но там действительно описаны Махавидьи как составные части йони, очевидно, текст мог быть связан с культом Камакхьи. Еще Махавидьи встречаются в ряде других Тантр: «Чамунда-тантра», «Тодала», «Шактисангама», а в «Малинивиджае» их 18 вместо 10, в «Рудра-ямале» их 21. Согласно «Махабхагавата-пуране», их соотносят с разными сторонами света (т.е. амнаями). Судя по всему, сам по себе культ Махавидий достаточно древний, просто позже тантрики отдавали предпочтения определенным поклонениям; так, они выделили десять как наиболее востребованные для поклонения, и еще, их образы охватывают наиболее известные тантрические культы.
В ряде линий куладхармы , Чиннамаста =Прачанда . То есть Чиннамаста одна из форм Богини Чанды. В Гималаях и в ряде прилегающих к ним индийских штатах одни народы говорят Чанда, Чанди, Чандика а другие эту же Богиню называют Дурга.
Мне мой шривидьевский Гуру говорил, что Дурга – более мягкая форма, чем Кали, это образ связи Шрикулы (Шривидьи) с Каликулой. В «Деви-Махатмье» (часть «Маркандея-пураны») есть также весьма интересная история о том, как появилась Чамунда – эта форма возникла из Дурги: когда Дурга увидела демонов Чанду и Мунду, из ее третьего глаза, при возникновении гнева, появилась Кали и убила этих демонов, и, соответственно, она получила такое имя – Чамунда. Поэтому она, с одной стороны, форма Дурги, с другой – также и Кали. Но, видимо, есть несколько версий происхождения ее имени.
В Индии сегодня мне известны две линии прямой передачи: линия Индры и линия Кумары. В этих линиях Шива - Чандишварананданатха , Индра-Индрананданатха, Кумара -Кумарананданатха. В линии Индры были учителя Вирупакшананданатха и Матсьендрананданатха.
Храмы Чанды и Дурги очень распространены в Индии.
Это очень интересно, то, что вы тут упомянули. Кстати, я, когда впервые начал почитать Чамунду (в виде общей Наварна-мантры), далее и Кали тоже, обнаружил, что есть в их янтра-пуджах, при почитании Гуру, имена Минананданатха и Горакшананданатха. Потом пришел к выводу, что это связано с распространенностью культа Кали на Севере, что она также связана с северной амнаей, а натхизм именно там всегда и развивался, и из всех тантрических Деват у натхов пользуются популярностью именно Кали и Махакала Бхайрава. А Дурга, собственно, где Дурга – там и Кали рядом.
По поводу Вирупакши, это также интересный йогин, для буддистов он фактически основатель линии Сакхья, очень значимый персонаж для «Хеваджра-тантры», откуда произрастают практики карма-мудры и туммо. Но самое интересное, что этот йогин в каноне натхов как один из 84 натха-йогинов присутствует. Мои ученики переводили информацию, которая есть о нем в одном из известных храмов в Галане:
http://nathas.org/en/parampara/chaurasi/virupaksha/Этого натха-йогина связывают с Девикотом в Ориссе, где также своими историями успел прославиться и Вирупа, которой в буддизме. В Горакхпурском мандире также издавалась интересная книга на хинди, Анудж Синха, где автор рассказывает о том, что этот натха-йогин жил в столице царя Девапалы Трипура. В общем, не вызывает сомнения то, что это был один персонаж, одновременно и натха-йогин, и буддийский сиддха. Также автор пишет, что он был каула-садхаком, что, собственно, близко и вяжется с «Хеваджра-тантрой». Надо сказать, сами практики тантрической майтхуны берут свое начало в ведизме. В России, видимо, из тех, кого я успел встретить, народ, как я понял, ошибочно считал, что это связано с практикой пуджи, однако мои Гуру в Индии говорили, что это не совсем верно. То, что я видел в России, тех, кто эту тему исследовали и сами составляли пуджи, они в пудже не использовали важные мантры, которые, собственно, и меняют ритуал на йогическую практику. Из этого и других вещей я сделал вывод, что в Индии фактически никто эти передачи не получал, иначе не было бы таких недочетов. И сейчас я это исправлю. Там при майтхуне используется целый ряд мантр, вот одна из основных:
dharma-adharma-haviḥ dīpte ātmā-agnau manasā srucā |
suṣumnā-vartmanā nityam akṣa-vṛttīḥ juhomi aham ||
Смысл ее в том, что "я жертвую в огонь сушумны и Атмана все благие и неблагие активности, как свои чувства, ковшом манаса". Собственно, еще в ведических источниках агнихотра соотносилась с сексуальным союзом и формой жертвования, а подношения семени в майтхуне рассматривалась как пурнахути. Это также дает объяснение и связи с туммо, отсюда и понятие "тепла", также нисхождения, плавления нектара. Во время майтхуны, конечно, активизируются элементы огня и воды (как половые выделения), отсюда и вся эта символика, и связь с карма-мудрой и йогической практикой. Это берет свое начало в принципах, заложенных в хоме.
А вот насчет мантр Ваджраварахи, насколько я понимаю, в буддизме используют такую мантру:
om vajra berotzaniye hum hum phat soha
Если перевести в нормальный санскрит, то это будет выглядеть так:
ॐ वज्र वैरोचनीये हूं हूं फट स्वाहा
Om vajra vairōcanīyе hūṁ hūṁ phaṭa svāhā
Вообще, это фактически главная мантра Чхиннамасты, если конкретно на 13 акшар. Насчет Ваджрайогини, надо еще посмотреть, мне Сураджнатх как-то дарил книгу с ее садханами, но что касается конкретно Ваджраварахи, тут могу смело сказать, мантра та же самая. Такая же ситуация и с мантрой Курукуллы, индийской и буддийской, также и Тары. Как минимум уже две Махавидьи из Десяти имеют плотную связь с буддийской и индуистской тантрой.