Адеш!
Виранатха, Кундалини-шакти, которая описана как змея свернутая в три с половиной оборота в канде, расположенной поверх муладхара-чакры (камакхья-питха), есть ничто иное как Пракрити (Мула-пракрити). Отсюда и название мула-адхара. Можно сказать, шакти, поддерживающая осознавание трансцендентного Абсолюта. Пракрити - это весь проявленный мир, в виде комбинаций 3-х ее гун, которые и символизируют витки Кундалини. Можно, конечно, дать определение не системой 24-х таттв, а 36-и, тогда три витка будут означать сришти, стхити и самхару, как проявления Крия-шакти или рассмотреть более высоко, как Крийя, Гьяна и Иччха-шакти. По своему определению, Кундалини не ограничена, как ее упростили современные эзотерики и экстрасенсы, описав очень кратко и примитивно, полагая что Она просто некая энергия, с которой они работают постоянно на уровне обычной сенсорики в виде жизненной энергии. Однако это только мизерное проявление шакти, которая не ограничена локализацией в микрокосмической структуре и тем, как ее описывают тантрические и йогические тексты. Кундалини, если она творящая Пракрити, которая при взаимодействии с Пурушей раскрывает себя как творческая сила, создает всю вселенную, она присутствует во всех атомах, ДНК и во всех видах материи. Может ли пробуждаться эта сила во всех одушевленных и не одушевленных объектах? Почему же нет? Если все мироздание - комбинация энергии и сознания, то вопрос только в том, насколько развито сознание того или иного существа для пробуждения этой силы «своими усилиями». Существа эволюционируют постепенно, поднимая свой уровень сознания на более высокий духовный уровень, переходя из одной реальности в другую, которая меняется в виде различных своих форм. В процессе этого и происходит пробуждение того, что называют Кундалини, которая представлена в вашей основной духовной структуре. Другое дело, есть закон иерархии во вселенной и низшие могут развиваться только через следование высшим, поэтому методы йоги не для растений, животных и даже не для тех, кто воплотился в человеке. Если это неразвитое человеческое существо, то оно может понять йогу или тантру на очень примитивном уровне и ее слепо (практиковать), параллельно развивая свою осознанность в этом мире. Постепенно такое существо может сознательно что-то практиковать и пробуждать в себе духовные энергии, посредством сил своего сознания, использовать грамотно внешние практики йоги и тантры. Но, если он не готов, то какие бы особые практики не делал этот человек, это не будет Кундалини-йога, а просто имитация йоги, 5 М, магии и т.д. Это всё равно, что обезьяне или ослу повесить на шею сотовый телефон, висеть он на них конечно будет, но пользоваться и говорить они не смогут. С практиками йоги и тантры - тоже самое. С другой стороны, если сотовый телефон у умного человека, он еще может разобраться во всех деталях и тонкостях, поймет как использовать роуминг, интернет и что с этим со всем можно вообще делать или не делать. С другой стороны, методы карма-йоги, бхакти могут оказаться для пробуждения Кундалини-шакти не менее эффективными по сравнению с тантрой, мудрами, бандхами и др., если то или иное существо способно меняться, переходя на более высокий уровень сознания. Да, и логически можно догадаться, исходя из названия, что Кундалини есть Шакти, а Шакти - это динамический аспект, который подразумевает способность меняться, если эта способность есть в том или ином существе, то, грубо говоря - он пробуждается. Назвать ли это кундалини - йогой или нет, сам факт эволюции уже говорит о пробуждении духовных сил. Я так понимаю, что если мир постоянно меняется, а ты живешь в гармонии с миром, то это уже является практикой по пробуждению в себе осознанности, а соответственно, так или иначе, развиваются все.
Относительно каулических методов, если кула есть нечто трансцендентное и всеохватывающее, то не могут каулические методы быть зависимы от возраста, я думаю, что все находится только в собственных мозгах. Кула - весь имманентный мир, йога же учит видеть в себе всю вселенную, быть с ней одним целым, а не просто что-то из нее вычленять и соотносить себя только с каким-то одним феноменом, как поступают некоторые лже-тантрики, делая акцент именно на бхоге, а учит быть вне феноменов, таким образом, пронизывая их все своим чистым сознанием. Суть йоги и тантры - поглотить своим сознанием все объекты вселенной, у натхов говорится о единстве вьяшти-пинды и пара-пинды, атмана и параматмы в едином вкусе самарасьи. Такое возможно только при наличии такого особого сознания, его чистоты и отрешенности. Соответственно, все методы направленные на обретения этой чистоты могут считаться каулическими, независимо от того, как они внешне выглядят, важнее сущность и результат этих практик.