Адеш Дурганатхджи!
Внешние условия служат вспомогательным элементом. Мой Гуру говорил, что ньясы, стотры, кавачи, упачары, специальные асаны (на которых сидят), места силы: тиртхи, питхи, Гуру-стхана и др., - внешние элементы, которые усиливают внутренние. Внутренним элементом может быть мантра. Внешние пуджи также важны, но важны и внутренние, созерцательные практики. Время (мухурта), тоже играет важную роль в реализации сиддх.
Гуруджи, меня давно мучает вопрос, если наоборот не соблюдать внешние правила, возможен ли прогресс на духовном пути. Например не прополоскать рот после еды и сесть читать джапу или не подстелить асану или еще что-то подобное.
И еще один вопрос, некоторые практики рекомендуется делать ночью (в темное время суток), другие - днем, есть ли какое-то общее правило, почему что-то лучше делать ночью, а что-то лучше днем. Я даже слышала что ночь идеальное время для садханы потому что все спят и никто тебе не помешает :)
Это зависит от разницы в садханах. Но если использование нечистого – особый элемент специальной практики, то она может дать сиддхи, но если это бессмысленное действие, то может привести к осложнению их получения. Бывают и моменты, когда практика ориентирована "на чистоту", но если там какие-то большие ляпы, то она может быть сведена на нет, например, нельзя зевать, испускать газы, вставать с асаны и прочее, при пурашчаране. Нельзя носить одежду из кожи животных, нарушать брахмачарью и т.д. Но там всегда есть оговорки и тонкости, когда что-то может быть допустимо в определенных случаях.
Время тоже очень важно. Есть такое распространенное мнение, что те, кто спит в брахма-мухурту, могут приобрести разные болезни, но это все также имеет нюансы: если у вас уровень Йоги, и ориентиры больше на внутреннее время, и вы знаете как с ним работать, то можно и "нарушать" какие-то правила. Такие методы описаны в текстах КШ и других, вот только проблема: трудно найти, кто их практически знает, реализовался в этом (стал Сиддхой) и может учить.
Что касается ночных практик, они особые, так как ночь связана с растворением (самхарой), поэтому ночью идеально практиковать наданусандхану, кто-то к ней идет через пранаяму, а кто-то через мантры, мантры для большинства проще. Цель мантр, согласно нашей школе, достичь йога-нидры, когда Атман, Прана и мантра становятся едины, и тогда вы можете пребывать в этом состоянии даже во время сна, это и есть йога-нидра в подлинном виде. Сатьянанда Сарасвати эту практику полностью переделал, могу предположить, что просто серьезно учить мантрам можно только проверенных учеников. Гуру учит постепенно, в течение 12 лет, и параллельно ученик преодолевает разные трудности, осознает свои ограничения и избавляется от них, потом становится йогином. Но, конечно, эти тексты были составлены для людей с индийским воспитанием, в западной среде все намного сложнее бывает. Практики хатха-йоги, лайя-йоги, согласно текстам, выше, чем мантра. Вы видели, сколько я давал информации по Махавидьям и мантрам в Риге, которые никто еще в России не объяснял, знаете, насколько мантры – сильная практика. Многие знают уже на своем опыте, как сильно они работают. Так вот, просто из здравомыслия это наталкивает на мысли: "Так какой же должна быть настоящая хатха-йога, если она выше мантра-йоги? Может для реализации посредством ее не требуется 12 лет, а меньше? Значит, это говорит о том, что и хатха-йога везде дается не в полном виде? Если мантры настолько сильны, а та хатха-йога что мы видим кругом – слабее, то о чем это все говорит?