Адеш Йоги Алламанатхджи!
Вопрос, конечно, интересный.
Все очень сложно, и все очень просто.
Для начала надо разобрать каждый термин детально. Майя, если сказать в общем, происходит от "мейя", что означает объект, или же то, что измеряемо. И в зависимости от того, что мы проецируем на измеряемый объект, то значение мы и получаем; например, если этот объект захватывает наше восприятие, очаровывает нас, то майя может для нас означать то, что обуславливает, что ограничивает, также это может означать магию (чары). Так, в негативном контексте Майя означает то, что нереально: хитрость, иллюзия, фокусы. Однако если мы проецируем позитивное на объект, то это может быть, например, искусство, мудрость, сострадание, сочувствие, симпатия, проявление, сверхъестественная сила (или силы).
Сварупа также может иметь массу значений, самое простое – "своя форма", но есть и другие трактовки, например "подобие, характер, природа, специфичность, своеобразие" и др. Когда мы говорим: Сантошнатх – это Вишну-сварупа, то мы не говорим, что Сантошнатх – это или только Вишну, или только его подобие, потому что тут задействована метафизика. Многое зависит от того, как широко и многообразно мы воспринимаем Вишну-таттву. Может быть и так, что Вишну, как сверхдуша, реализовался через этого йогина в его теле, и йогин проявляет через себя Вишну, но он все равно остается йогином. Так же можем сказать и о йогинах: например, Чаурангинатх – он Чандра-сварупа, через него проявлена природа луны (Чандра), он подобен луне; или Ганеша – проявлен в виде Гаджакантхарнатха, через него из Ганеша-локи Ганеша проявляет себя в мире людей, поэтому Гаджакантхарнатх и есть Ганеша-сварупа.
Точно так же мы говорим и о Матсьендранатхе, он – Майя-сварупа. В тантризме есть понятие "Майя" как иллюзия, или Шуддха-майя, или Майя, понимаемая как Божественная Шакти. Я уже говорил, что Майя означает мудрость или сострадание, поэтому тут есть и определенная параллель с понятием "видья". Не случайно Шакти в тантризме, в шактизме отождествляют с видьей или махавидьей, т.е. просветляющим знанием, которое освобождает от невежества и делает адепта муктой (освобожденным). Очень кстати было бы рассмотреть значение сострадания, не случайно Матсьендранатха в Непале называют Каруна-майя, он даже олицетворяет собой Бодхисаттву Авалокитешвару (Ченрези), который дал обет оставаться в сансаре до тех пор, пока не будут спасены все живые существа. Матсьендранатх также известен как великий Гуру Традиции Йогини-каула, он очень значим для тех, кто идет путем каулов. Каула – означает того, кто сочетает в себе единство кулы (проявленного) и акулы (непроявленного), их гармония есть каула. Кула – это также понятие, близкое к значению Майя, в том смысле, что кула – означает мироздание, все мироустройство, где внутри вселенной (Парапинда) все имеет родственную природу и находится в гармонии. Поэтому Матсьендранатх есть Майя-сварупа, он как йогин, через которого проявлена природа знания, мудрости и священной кулы, это главное и эзотерическое значение его образа. Однако мы знаем, что он известен также историей о своем падении, поэтому иногда его образ предстает и в негативном контексте понимания Майи как иллюзии. Это экзотерическая трактовка образа Матсьендранатха, за которым скрывается его сакральный образ великого Гуру Каула-тантризма и реализованного Йогина Натха.