Если говорить честно, то мне трудно себе представить чтобы восточное учение, попадая в Америку, Европу и т.п., не подвергалось бы трансформации, с индуизмом то же самое. Чтобы не было конфликта культурных ценностей, многие элементы садханы обычно убираются, и наращиваются какие-то новые, которых могло и не быть на родине этих практик.
Гуруджи,
Совершенно верно. И не только в наши дни, но и исторически, например, когда буддизм попал в Тибет много пришлось приспосабливать под местные, тибетские, условия. Порой даже виная нарушалась. В принципе, это очень правильно, если внесённые изменения соответствуют духу учения и при условии, что те, кто адаптируют учения, понимают все его тонкости и ориентируются в менталитете людей, той страны, куда учение экспортируется".
Это интересно лично нам, как представителям традиции, но это мало интересно тем, у кого цели – только деньги, и при этом люди с трудом понимают: за что цепляешься – то и теряешь, особенно если привязанность внутренняя и глубокая. Поэтому большинство инструкторов не живут богато, богато живут те, кто просто на этом делает деньги, возглавляя центры. И зачастую они прекрасно понимают, что это не йога, но некоторые из этих людей сами для себя могут практиковать другое, может, нечто и приближенное к традиции, но массово не делиться этим.
Чтобы понимать тонкости восточных учений, как мне кажется, нужно умереть личностно в своих привычках и представлениях и психологически переродиться. Большинству людей мешают страхи, мешает самодовольство и неспособность подвергать сомнению очень многое, хотя они много диспутируют, но часто для того, чтобы создать видимость якобы чего-то важного, при этом сомнения не настолько тотальны, чтобы усомниться и в самих сомнениях. Менталитет стран, их устои, насколько я понимаю, – это палка о двух концах, все зависит от того, как мы их применяем. Я, например, не всегда надеваю шафран, когда путешествую в некоторых местах России или Украины. В Индии среди достойных садху и хинду ко мне может быть респект, а в СНГ люди не понимают, кто я – то ли кришнаит, то ли "устроитель оранжевой революции"
. Люди не всегда понимают, что эта одежда может означать. Более того, могут не знать толком даже те, кто в какой-то степени знаком с индуизмом, буддизмом и т.п.
Но к сожалению, экспортный вариант, например, йоги, сильно отличается от её оригинала. Даже если первоначально, мотивация для внесения изменений была правильная, то потом, в угоду местным условиям (в частности, рыночной конъюнктуре) западная йога трансформировалась на столько, что стала похожей на гипертрофированную гимнастику.
Как я вижу эту ситуацию, они экспортировали, и сделали, как могли, Вивекананда, Йогананда, Сатьянанда и др. Но, конечно, они не все сделали, что могли. Увы, и в самой Индии далеко не все люди глубоко образованные и глубоко ищущие. Очень много проблем возникло при "перевозке"; например, Прабхупада критиковал йогу, но почему он это делал и где эта критика в самой Гите, неясно, если вся Гита посвящена йоге, да и комментариев на Гиту масса. Я недавно видел христианские комментарии (в позитивном ключе) на нее. Другие примеры для наглядности: «Хатха-йога прадипика» XV в, написанная Сватмарамой, но если вы посмотрите другой текст, «Матсьендра-самхиту» (а он, очевидно, белее ранний), там есть раздел, посвященный йоге и также тантре, и описание йоги – фактически аналог того, что в «Хатха-йога прадипике». Почему «Хатха-йога прадипику» перевели и популяризировали, а «Матсьендра-самхиту» нет? Еще пример: «Шат-чакра-нирупана» посвящена описанию чакр и Кундалини, ее перевели и опубликовали так, что у всех впечатление, что это текст, посвященный чакрам и Кундалини сам по себе. Однако на самом деле это всего лишь одна из глав шривидьевского текста «Шри-таттва-чинтамани», где изложены шривидьевские садханы, как и в «Матсьендра-самхите» помимо хатха-йоги изложены тантрические практики. И такого я обнаружил очень много. Получается, что потом такие деятели, как Прабхупада, раскритковали йогу, которую до него кто-то распиарил в неполноценном виде, а если бы она была в полноценном, то вряд ли бы он о ней вообще смог даже просто что-то рассказать, потому что это слишком большое и глубокое знание, которое встроено в очень непростые вещи.
Кстати, мне на днях Сураджнатх джи прислал
ССЫЛКУ на книгу, где написано о том, что вайшнавы-чайтанисты в Бенгалии убивали и изгоняли буддистов. Вот такой правдивой исторической информации почему-то очень мало публикуется, а это ведь очень важно, позволяет совсем иначе смотреть на мир, на то, что происходило в сампрадаях, и почему разделения происходили, и как эти разделения отражались со временем на практиках традиций. Да и вообще, что мы понимаем под словом "традиция", это тема еще та. Нам часто преподносят все в очень рафинированном виде, мол, поспорили они о темах Атмана и Анатмана и все, но причин могло быть очень много.
В общем, рынок "съел" йогу. Но что интересно, это то, что потом западный экспортный вариант йоги был экспортирован и саму Индию! Зачем? Опять в угоду рыночной конъюнктуре? Или цели совсем иные?
Совершенно верно, кстати, эту идею я озвучивал сразу, как только приехал из Индии, и также идею насчет терминов типа "традиция Аштанга-виньясы" и т.д., но у "спокойных йогов" с "читта-виритти ниродхой" это моментально вызвало волну ненависти, и не только по этому вопросу, их невежество просто вспыхнуло гневом. Ну ладно, хоть из тамаса их подтянул в раджас. Увы, желание понимать и меняться есть у очень небольшого количества людей. Но потом народ стал думать, и появились уже на английском книги западных авторов, которые также усомнились в том, что многие практики "индийской йоги" действительно связаны только с Индией, какие-то элементы могли появиться как обратная волна с Запада. Когда начался вывоз йоги на Запад и трансформация ее под Запад, тогда пошла и обратная волна. Также вырывание практик йоги из пути йоги и изменение их ориентиров.
Верно, но что интересно, так это то, что в центре Нью-Йорка, Time Square, который год уже проводится "день йоги". И именитые учителя фитнес йоги учат целый день всех желающих бесплатно, правда место надо занимать с раннего утра, и обычно в это время в городе очень жарко. Такая своеобразная "hot yoga". Не знаю, как у вас, но у нас с йогой все в порядке (фотки с прошлого года, проходил мимо и попал в самый центр событий).
Рекламная акция, что тут еще сказать. Думаю, вы могли еще в России застать, помните, в СССР люди ходили на демонстрации, это был у них хороший повод встретиться, напиться с друзьями, короче, провести время для бхоги. Остается надеяться, что бхога кому-то поможет и в йоге.
Вот я могу "найти общий язык" в американскими "иогами", "буддистами", "нью-эджерами", хотя воззрения у нас сильно отличаются, как и культурный багаж. А вот с выходцами из современной России у меня совсем не получается найти общие точки соприкосновения...
Наверное, это из-за разницы культурно-политических устоев, Америка исторически многокультурная страна, обилие конфессий, и, насколько я понимаю, это все контролируется очень тонко. В России это всегда происходило очень жестко, это не Северная Корея, но, в принципе....
Что я могу сказать, я вижу распространение натхов за пределы Индии примерно так же, как они распространены в Непале, разных штатах Индии, в Пакистане, они везде разные, и именно потому они выжили. Если это допустимо, то почему же на Западе не может быть своего пантха, вернее, даже в каждом государстве он может быть какой-то особенный, с учетом местных реалий. И тут, как я это понимаю, надо не особо стесняться в адаптационных технологиях. Например, в Индии многие осуждают непальских натхов, некоторые индийские Гуру даже говорят, что они как бы и "нетрадиционные". Но они есть, и какими бы ни были, с простыми индийскими натхами садхаками они в хороших отношениях, а на верхах есть формальные разногласия, но я это расцениваю больше как игры на индийскую публику.