А верно ли я понимаю, что схожесть этой "Сиддха-йоги" линии Муктананды с Натхами в том, что в обоих случаях минимизированы ритуалы, а в тантре их обилие, то, что вы сказали про тантра-пракрию? Вообще хотелось бы все-таки разобраться в том, что такое тантра, вот что написано в русской википедии об этом: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%ED%F2%F0%E0
Но это как-то в общем, насколько я понял.
Дело все в том, что на протяжении столетий многие сампрадаи видоизменялись, раскалывались, переходили в новые направления, много было, судя по всему, процессов. То же самое происходило и с Натхами, КШ, с Ведантическими Школами. Но Натхи в целом сохранили свой мэйнстрим. Некоторые современные течения, такие как Йога Шивананды (Шивананда-йога), "Сиддха-йоги" Чидвиласананды, Аштанга-виньяса и масса других, - это сейчас совсем не Адвайта-веданта Шанкарачарьи или Шривайшнава-сампрадая, также КШ сейчас не в том виде, в котором он был при Абхинава Гупте. Все эти современные течения: Шивананда-йога, Аштанга-винньяса, Сиддха-йога и др. - просто за основу взяли натховские подходы. Потому, как я уже ранее говорил, иногда приходится слышать очень нелепые вопросы, типа: "А чем натхи отличаются, например, от Шивананды?". Свами Шивананда взял у Натхов подход и никого об этом не известил, а потом его последователи задают нам нелепые вопросы, сами даже не понимая того. В Веданте, в ее классическом виде, нет такой хатха-йоги и много другого, как и в Шривайшнава Сампрадае. Хатха-йога - это прерогатива Натхов. Или скажем более точно (надо быть точными), есть много разной йоги, в разных сампрадаях, у буддистов, у джаинов, у самых разных тантриков, но дело все в том, что у них изначально эти йогические методы не были определяющими главную суть их направления, как это было у Горакшанатха.
Однако и у Натхов было не все так просто, они вышли из шаманской среды, на каком-то этапе они смешивались с капаликами, каулами и другими, когда тантра начала активно развиваться в Индии, тогда же в Индии активно свое влияние начал набирать и буддизм, в буддизм уходили очень многие йоги. Это естественно вызвало массу сопротивления со стороны самых разных хинду организаций, одну из таких продвигал Шанкарачарья, постепенно и натхи в большей степени делали акцент именно на шиваизме и, конечно, хинду дхарме. Шанкарачарья создал Дашанами, которое состояло из двух направлений: Дандинов и Семи Акхар, семь Акхар изначально выполняли роль защитников разных садху, в том числе и натхов. Но для натхов все эти акхары были просто как аутсайт их традиции, и акхары заимствовали у натхов некоторые их простые ритуалы, типа шамбхави-пуджи и др., также системы дикш для садху, многие из них похожи, типа лангот, бхабхут. Так вот, в Траямбакешваре тогда была большая встреча всех йогинов, тантриков и др., и Горакшанатх, для того чтобы сформировать систему, которая отделяла приверженцев хинду дхармы и конкретно именно натхизма, предложил использовать определенные знаки. Ими стали серьги, аугхары - это те, кто натхи наполовину, они как бы преддверие традиции, и даршани - те, кто полные приверженцы именно натхизма. Так он установил критерий именно для натхов, кто полностью примкнул к Сампрадае, а кто может перейти в буддизм или еще куда-то (на тот момент именно буддизм был для многих индийских сампрадай проблемой). Сейчас, конечно, мы можем иначе ко всему относиться, прошло много времени и мир изменился.
Что касается тантры, в той ссылке очень корявое определение тантры, даже в англоязычной википедии, хоть и получше, но тоже не ахти. Ну, например: तन्त्र, букв. «хитросплетение». То, что в России история "проповедования тантры" и подача тантры - сплошное хитросплетение, это точно.
Я дам более простое и четкое определение. Тан - означает распространение, а Тра - освобождение или защита (т.е. высвобождение от всего неистинного). Правильное значение будет и ткань, в ткани нити сложены в систему, потому контекст такой: "система", методичность, метод. Если суммировать и вывести точный контекст, как мне объяснили в Индии Гуру, чей уровень вне сомнений, то получается что тантра - это расширение различных методов, ведущих к освобождению и реализации. Я считаю, что такое определение самое точное для тантры. Отсюда вы можете и проследить взаимосвязь тантры с элементами Шакти, почитания Боги Матери, без чего тантру часто сложно воспринимать. Так как женский метафизический элемент связан с процессом разворачивания и творения. Если рассматривать тантры в таком сущностном ключе, то йога - это тоже тантра, но скорее, это больше основная часть тантры. Но так как это высший уровень тантры, соответственно, далеко не всем этот уровень понятен, не все до конца понимают величие йоги и, зачастую, предназначение йогических методов, в данный момент времени во всем мире йога фактически выродилась именно как традиционный и духовный путь. А еще стоит сказать отдельно, что подход - расширение в области методологии, чем занимается тантра, актуален тогда, когда мы работаем со все большим и большим количеством омрачающих факторов; йога идет путем их внешнего сокращения и погружения внутрь с изменением санскар в читте и сущностной трансформацией. Для тантры же больше свойственно обилие, это больше привлекает сансарных людей, потому, видимо, урезание тантры Горакшанатхом происходило не только в связи с буддистами, но и еще потому, что в тантру лезли всегда личности с большими психическими омрачениями. Можно по-разному относиться к Горакшанатху, однако я считаю, что он сделал большую пользу и самой тантре, что оградил ее от внедрения тех, кто, на самом деле, анадхикари, ясное дело, что сами-то они себя преподносят как вира и дивья, но на самом деле могут не дотягивать и даже до уровня пашу. Тантра как учение в его полноценном состоянии намного сложнее, она не для всех, является закрытым знанием, предназначенным только для элиты. Низведение тантры на примитивный уровень как явление - это не только то, что свойственно Западу (это само собой), но это все хоть и в другом виде свойственно и самой Индии. Я недавно встречался в Индии с одним пожилым тантриком (ему за 80), очень большой и достойный ученый, спец и по КШ, и по многим другим системам, я когда ему задавал вопросы, он от радости чуть не расплакался.
Сказал, что это важнейшее знание, и он извинялся, что среди индусов за всю его жизнь никто так и не спросил его, что такое матры в двадашанте. Он об этом много писал, но никому это не интересно. Я первый, кто его вообще спросил про это. Это один из таких наглядных примеров, что многое из того, что содержит в себе тантрическое учение, интересует и тем более практикуется на должном уровне даже в самой Индии единицами.