Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом  (Прочитано 10836 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Денис

  • *
  • Сообщений: 104

В гностицизме Абсолют отдаляют эоны миров (небес), между Абсолютом и тварными мирами стоит демиург, в буддизме мара, в буддизме реализовать нирвану, в индуистском брахманизме мокшу так-же очень сложно, легче попасть в миры (локи). В гностицизме главное гнозис (знание), в буддизме запредельная мудрость (праджняпарамита, у тхеравадинов паня-мудрость). Материя ( форма), рассматривается как страдание в буддизме, для гностиков материя тоже зло, тело-темница души. Атман тождественен Брахману, иначе говоря, суть каждого индивидуального существа – это и есть Брахман, а универсальная божественность проникает собой всё и вся. В гностицизме в глубине каждой человеческой души скрывается божественная искра, которая излилась из божественной плеромы и благодаря знанию (гнозису) познает свой Первоисточник и возвращается в него. И для индуиста, и для гностика познание собственной духовной глубины идентично познанию Абсолюта. Есть схожие идеи с дзогченом, где Будда Самантабхадра неразрывно связан с природой живых существ и главное это распознать, иначе будет и дальше подобно зеркалу отражение кармических формирований. В Шиваизме есть понятие о чистом сознании (парашиве).

И гностицизм и индуизм, а так-же и буддизм постулируют существование множества миров разной степени совершенства или материальности.

Индуизм считают образцом многобожия, а гностицизм возник в рамках монотеистической матрицы, но при этом не является простой монотеистической религией наподобие ортодоксального Христианства или, тем более, Ислама. С другой стороны, в Индуизме всё множество богов – это, в конечном счете эпифеномены или проявления Единого. Некоторые из богов индийского пантеона, как, например, Индра или Праджапати, очень напоминают гностического демиурга или архонта.
В-третьих, любимая тема индуистской философии – диалектика дуализма (двайта) и монизма (адвайта). Гностицизм обычно считают дуалистическим мировоззрением, но на самом деле его представления на этот счет очень близки к индуистским. В сфере бытия, которую индуисты называют майя (иллюзорные проявления) доминирует дуализм, а свет и тьма ведут нескончаемую борьбу, вернее свет противопоставляется тьме как ведение (гнозис), а тьма как неведение(агнозис, отсюда кстати слово агностицизм). Зато при восхождении на более высокий уровень бытия эти противоречия снимаются, конечная же Реальность Бытия – это, вероятно, то же самое, что гностики обозначают словом Плерома (полнота, которой ничто не противостоит). В Буддизме, природа бодхисаттв так-же едина, являясь манифестацией единой природы Ади-Будды.

Так-же на счёт Буддизма и гностицизма, можно сформировать целый список:
— Спасение достигается через знание (гнозис, джнана). Интеллектуальное постижение конечной сути бытия – это и есть освобождение и спасение.
— Корень всякого зла есть невежество (агнозис в гностицизме, авидья в Буддизме).
— Освобождающее знание имеет не рациональный и концептуальный, а непосредственный и интуитивный характер. Оно приходит как следствие внутреннего просветления.
— Существуют разные уровни такого знания, где на одном полюсе – непробужденный материалист (хилик), а на другом – «просветленный» Будда, Архат, Бодхисаттва, Гностик, Пневматик.
— И в гностицизме и в Буддизме Высшая Мудрость выступает в женской ипостаси. В гностицизме это Пистис-София, в Буддизме – Праджня (высшая трансцендентная мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию).
— И гностицизм и Буддизм в своей изначальной форме ориентированы не на широкие массы, а скорее на более узкий круг людей.
— Конечное состояние, к которому стремятся гностики и буддисты (Плерома, Нирвана), не может быть описано в терминах земного знания и представляет собой окончательное преодоление всякой двойственности.

Под гностицизмом понимается собственно гностицизм 1-4 вв., манихейство, герметизм толка Corpus Hermeticum. В то же время совершенно очевидно, что главным связующим звеном между гностицизмом в относительно узком смысле и дхармическими религиями (индуистскими течениями, Буддизмом) является вера в то, что обусловленное существование в мирах и неведение как причина страданий, есть страдание!
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Гнозис -означает "посвящение". Ещё Климент Александрийский употреблял термин "святоотеческий гнозис", а он почитается православной церковью как святой. Мы на самом деле имеем очень смутные представления о том что такое православное христианство. Необходимо изучать святоотеческое предание: Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры","Филокалию".
Это основы православного гнозиса.
Все религии по сути проявления единой первичной традиции, об этом и св.отцы пишут.Только люди по разному её толкуют, и часто искажают потакая своим страстям.
Есть ещё понятие "философия" которое означает "поиск истины".
Записан

Денис

  • *
  • Сообщений: 104

Гнозис -означает "посвящение". Ещё Климент Александрийский употреблял термин "святоотеческий гнозис", а он почитается православной церковью как святой. Мы на самом деле имеем очень смутные представления о том что такое православное христианство. Необходимо изучать святоотеческое предание: Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры","Филокалию".
Это основы православного гнозиса.
Все религии по сути проявления единой первичной традиции, об этом и св.отцы пишут.Только люди по разному её толкуют, и часто искажают потакая своим страстям.
Есть ещё понятие "философия" которое означает "поиск истины".
Гнозис переводится как знание, ведение. Климент Александрийский, автор Строматов и Педагога, Церковью не канонизирован, он яявляется просто богословом!
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #3 : Сентябрь 01, 2013, 14:01:05 »

Сначала его почитали как святого, потом передумали. В любом случае он находится у истоков христианской церкви, и весьма почитаем, я покупал его книги в церкви. Дионисия Ареопагита тоже пытаются отодвинуть, но не получается, его многие древние отцы цитируют.
В общем церковь "пилит сук" на котором выросла.
Записан

Денис

  • *
  • Сообщений: 104
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #4 : Сентябрь 01, 2013, 14:24:57 »

Сначала его почитали как святого, потом передумали. В любом случае он находится у истоков христианской церкви, и весьма почитаем, я покупал его книги в церкви. Дионисия Ареопагита тоже пытаются отодвинуть, но не получается, его многие древние отцы цитируют.
В общем церковь "пилит сук" на котором выросла.
Никто Ареопагита не отодвигает, никогда Климента Александрийского не причисляли к лику святых, вы путаете с другим Климентом-Римским, который и по ныне чтится как святой. Кстати Ареопагита в своих трудах цитировал архимандрит Софроний Сахаров. Сам я закончил духовное училище, церковную историю, патристику и богословие знаю. Мой вам дружеский совет, будьте честными, не стоит ложно очернять другое, если вы не выбрали это. Я сам тяготею к дхармическим религиям, но я уважаю Православие, испытываю тёплые чувства к Церкви, , в которой есть старцы, святые, верующие, среди которых Бог и глава которым Бог, много достойных пастырей, например убиенный священник Павел Адельгейм. Среди буддистов я тоже встречал отличных людей, один мне даже помог деньгами на дорогу, хотя меняя не знал, православные мнее тоже помогали, Церковь кормит бездомных, например в Заринске где я был послушником, настоятель каждодневное горячее питание для бездомных организовал, кормят и первым, и вторым. В любой храм приносят ненужную одежду, которую раздают нуждающимся, порой одежда новая, я и сам носил. Есть безвозмездное служение сестричества милосердия, православные приюты.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #5 : Сентябрь 02, 2013, 13:23:51 »

Не буду спорить, это не принципиальные вопросы. Я сам уже лет около 20 лет при церкви болтаюсь, всякое повидал. В любом случае необходимо смотреть первоисточники. В семинариях "всё складно", но история штука не умная.
А из-за чего у Вас возникли проблемы в церкви?
Записан

Денис

  • *
  • Сообщений: 104
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #6 : Сентябрь 02, 2013, 14:07:23 »

Не буду спорить, это не принципиальные вопросы. Я сам уже лет около 20 лет при церкви болтаюсь, всякое повидал. В любом случае необходимо смотреть первоисточники. В семинариях "всё складно", но история штука не умная.
А из-за чего у Вас возникли проблемы в церкви?
А никаких проблем не возникало, просто там по некоторым случаям была нераскаянность у меня,я был просто обычным послушником, пономарил, потом уехал. Мир затянул, сейчас моментами то тянет в Церковь, то я снова бегу, но надеюсь что я решу со временем свою проблему. Всех кого я увидел из священников, с кем мне довелось пообщаться, у меня о них сложилось доброе, хорошее мнение, я часто их вспоминаю.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #7 : Сентябрь 02, 2013, 16:57:32 »

Проблемы в церкви есть, пока ещё решаемые. Об этом Иоанн Журавский "ТАЙНА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ" писал.
Я для себя обозначил философские учения (индуизм, буддизм,и т.д.), и учения религиозные (откровение), если их не смешивать то догматических проблем нет.  Здесь философствую :05:
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #8 : Сентябрь 07, 2013, 22:08:17 »

Джай гуруджи!
Не хочется что бы у моих друзей натхов складывалось искажённое представление о европейской культуре,
поэтому если вдруг кому потребуется помещаю здесь ссылки на интересные библиотеки:
Аудио-книги ортодоксальные http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/
Русское Духовное христианство http://molokan.narod.ru/kn/index.html
книга духоборов http://dukhobors.narod.ru/living_book.htm
Традиция Мартинистов http://martinist.ru/library.php
Ну и древний, мистический как Великие пирамиды http://www.amorc.org.ru/
Надеюсь вам будет интересно.
Радости вам и благополучия!
Записан

Денис

  • *
  • Сообщений: 104
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #9 : Сентябрь 09, 2013, 10:31:57 »

Джай гуруджи!
Не хочется что бы у моих друзей натхов складывалось искажённое представление о европейской культуре,
поэтому если вдруг кому потребуется помещаю здесь ссылки на интересные библиотеки:
Аудио-книги ортодоксальные http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/
Русское Духовное христианство http://molokan.narod.ru/kn/index.html
книга духоборов http://dukhobors.narod.ru/living_book.htm
Традиция Мартинистов http://martinist.ru/library.php
Ну и древний, мистический как Великие пирамиды http://www.amorc.org.ru/
Надеюсь вам будет интересно.
Радости вам и благополучия!
Духоборы не являются европейской культурой, они не сложили, не оставили культуру, не образовали. Если каждую секту считать европейской культурой, то это будет очень смешно).Европейскую культуру образовали православные и католики, протестанты ничего не образовали культурного. Россия же складывалась исторически в условиях только Православного Христианства! В годы лихолетья, Русская Православная Церковь помогала России (пример: Осада Троице-Сергиевой Лавры, воззвание  священномученика Ермогена,  помощь фронту во время ВОВ, посещение чеченских войн и духовное окормление солдат, московский митрополит мирил князей.. Исцеление ханши Тайдулы и прочее, прочее). Это и есть культура, оставляющая значительный след в истории государства, а то и государств, или даже мира!
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #10 : Сентябрь 09, 2013, 12:40:06 »

Духоборы и в целом российское духовное христианство , внутри церковное или вне церковное связано с европейскими гностическими течениями. Гностицизм явление очень сложное, в один пост его не забьёшь.
Гораздо проще написать книжку "о том как всё на самом деле", и объявить дураками всех кто думает иначе. Только к Истине это не приближает, а наоборот отдаляет. Не всё что кажется правдой является правдой, часто люди путают своё представление о том какой должна быть Истина и саму Истину.
Найти Истину не просто- нужно всю свою жизнь положить на это! И уж точно нет смысла считать кого то дураками, пока сам не встретился с Истиной.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #11 : Сентябрь 14, 2013, 12:36:24 »

Духоборы и в целом российское духовное христианство , внутри церковное или вне церковное связано с европейскими гностическими течениями.

А есть информация о том, когда Европа и как повлияла на них? Я все-таки с ними общался когда-то, и, насколько я знаю, их Екатерина выслала, часть – на Северный Кавказ (в детстве я там жил), другую же часть – в Канаду (и чего я там не воплотился? :05: ). Потому часть жила на Кавказе в Грузии, кажется, 5-6 сел, и часть живет с тех пор в Канаде.
У них довольно интересные обычаи в виде рецитации молитв, специфической одежды и т.д. Но я никогда не изучал глубоко их религию, хотя вроде как к ним имею отношение. Надо хоть почитать о них, и если даст Бог опять встретиться, то пообщаться.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #12 : Сентябрь 14, 2013, 18:28:38 »

Джай гуруджи!
Веригины считают что духоборческое движение связано с гностическими движениями: богомилами, павликианами и соответственно с катарами. Я сам встречал это мнение в журнале духоборцев "Искра".
На "Животную книгу" есть ссылка вверху.
Что касаемо гностиков в целом то это скорее "процесс познания истины" , чем какое- то законченное явление.
Библиотека гностических текстов: http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
Если принять во внимание что духоборцы и духовные христиане  связаны с новгородскими религиозными  движениями, то в Новгороде  Великом найдены исторические документы подтверждающие присутствие там богомилов.
В основном связаны они в способах восприятия реальности, хотя общение конечно проиходило. Россия с Болгарией давно дружат, а если учесть что болгары жили на Дону, и на Волге сейчас живут, то нечего удивительного нет в том что богомильское и манихейское миропонимание проникало и в Россию.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #13 : Сентябрь 17, 2013, 11:45:36 »

Джай гурджи!
По поводу духоборцев  интересно то что они очень уважают Л.Н.Толстого, и он в свою очередь много общался с духоборцами и изучал их идей. Может Вам будет интересно "Запрещённый Толстой":
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4183598
По поводу практической части, У Коновалова Д.Г. есть книжка "Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве". Пока не нашёл, но продолжаю поиск. :05:
Записан

Damarnath

  • *
  • Сообщений: 49
Re:Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом
« Ответ #14 : Сентябрь 19, 2013, 10:24:34 »

Спасибо, Dyoka! Очень интересная подборка "Запрещенного Толстого".

Может Вам будет интересно "Запрещённый Толстой":
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4183598
Записан