Адеш!
Вообще все зависит от разновидности пуджи у натхов, есть немало особенностей к примеру в пуджу с 16 упачарами, входят следующие элементы: рудракша, кундалы, нади-джанео, джатА-бандхана (завязывание волос), бхагавА дхарана, лангот, бхасма-бхабхути и т.д. Т.е. упачары, имеющие отношение больше к тебе самому, нежели к чему-то извне и божество созерцается в себе самом
, нежели вовне
. Кстати, некоторые атрибуты божеств в тантре считаются также священными как и божества, сударшана-чакра, рудракша, шива-линга, ваханы божеств: нанди, мушика и др. Собственно атрибуты - проводники определенной силы, для натха вообще нет такого понятия как мертвая материя, все есть энергия, а некоторые наиболее тонкие элементы, такие как время, рассматриваются как вполне программируемая субстанция, например утром, когда встаете, сразу читаете кала-гаятри и день проходит иначе. Еще есть мантра на дни недели, месяцы и т.д. Получается осознавание себя как вселенной начинается с простых элементов, переходящим ко все более сложным и в конечном счете ты осознаешь все те таттвы, которые описаны в "сиддха-сиддханта-паддхати". Просто атрибуты пуджи - это символы определенных метафизических таттв, атрибуты взаимосвязаны с таттвами. На самом-то деле даже пуджа у натхов является вполне йогическим процессом, поэтому я не стал бы ее ставить на начальный уровень. Конечно для последователей чисто физкультурных методов это может быть и так, потому что у них определенный склад сознания, но не для натхов. Для последователя современной "йоги" всегда будут большие противоречия между ритуалистикой и йогой, но для натхов это не вопрос. Поэтому я всегда и говорю, что философская и метафизическая часть традиции сильно отражаются на той садхане йоги, которую ты в традиции практикуешь. Йоги сейчас очень много, причем самой разной, но для одного - это мировоззрение, образ жизни, способность видеть духовные системы с точки зрения йоги, для другого наоборот - йога - это приложение к какой-то религии, а именно, вайшанавизму, адвайта-веданте, исламу, материализму, атеизму, прагматизму, скептицизму и прочим "измам". Каждый любитель из того что дает йога как побочный результат садханы, может построить свой стиль йоги, а то и новую традицию, но чтобы там не изобреталось, они все равно будут всю основу брать из линии натхов. Сколько людей - столько и стилей, они изобретались и будут изобретаться еще, до тех пор пока не будет понята основа всех этих бесчисленных практик. Отличительная характеристика натховских пудж в том, что они начинаются не с карма-канды, а с осознания трансцендентного в себе, после чего снаружи есть место любым пуджам и действиям. В тантре ты что-то делаешь и на тебя нисходит нечто трансцендентное, все методы - только упайи, способы, позволяющие соприкоснутся с божественным, вплоть до полной идентификации себя с ним, поэтому упайи иногда рассматривают как уровни. У натхов трансцендентное то, с чего все начинается, пустота - основа полноты и наоборот. Просто натхи не говорят о каком-то конкретном количестве таттв, 24, 36, 96 ....они все - проявления единой высшей реальности и чем лучше ты ее осознаешь, тем шире твое осознавание ее проявлений, сознание как бы поглощает все эти таттвы в себе. Оно их одухотворяет, так что для тебя перестает существовать ограниченное восприятие того, что есть духовное, а что материальное. Ты можешь материализовать дух и дематериализовать материальную субстанцию, собственно это и есть уровень освобожденного от всех ограничений сиддха, настоящая садхана йоги на это и направлена.