Алакх Ниранджан!
Есть просто разные социумы, в Индии, скажем так, есть свой инструментарий, который связан с их образом жизни, поэтому они его и носят. Мне кажется здесь надо четко понять одну особенность: для них садхана – это образ жизни, т.е. это не совсем то, что под йогой подразумевают у нас, на Западе. На Западе йога – это то, что можно рассматривать как приложение к жизни, а для натхов – это сама жизнь и есть. Но это так в Индии; как это должно быть в России или в каких-либо других условиях – это вопрос отдельный, так как у меня, например, ученики по всей планете, и везде свои особенности.
Насчет камандала, они могут быть сделаны из тыквы, из разных металлов, из кокоса, из глины, из дерева, и могут иметь разные формы. Священные воды в камандале символизируют нектар, вода используется иногда для ритуала, а иногда для питья. Воду могут брать из святых рек, но не всегда это так, святые реки можно призвать мантрами и в обычную воду. Кубари или адхари – это специальный костылек, который имеет много функций, самая распространенная – это поддержка руки при перебирании четок, так как многие считают, что четки не должны касаться земли и нижних частей тела, хотя есть много хитрых упай, как четки можно положить вниз (но это надо лично от Гуру получать упадешу). Менее популярное использование – для пранаямы, чтобы рука не уставала, если это анулома-вилома, хотя с анулома-виломой тоже не все просто, как и в случае с малой. Я вот, например, видел некоторых йогов, которые поочередно руки использовали для перекрытия ноздрей. Сейчас вообще с огламуриванием и насаждением новых представлений есть очень много правил, в которые верят все как в незыблемые, хотя это не всегда так. Например, использование четких пропорций в пранаяме и др. Тема очень обширная.