Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Традиция Маха Йоги Шивы Горакшанатха  (Прочитано 9404 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов

Традиция Маха Йоги Шивы Горакшанатха
Автор: Гуру Йоги Матьендранатх

Основа учения Горакшанатха и натха садхана.

   Система натхов - древнейшая традиция йоги, вышедшая из различных духовных школ, в основном танрических направлений, существовавших во времена Маха Йоги Горакшанатха, например: Пашупаты, Шайва-сиддханта, Капалики, Каламукхи, и конечно из более ранних систем, методов, элементов йоги, упоминания о которых имеются в ведических источниках, а именно: 4 ведические 11самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Горакшанатха, по праву считают основателем хатха-йоги или практики, называемой "кайа-садхана" (садхана-тела). В Индии верят, что Господь Шива явился в виде Горакшанатха, чтобы открыть людям знание йоги - "Йога-видья". Имя Горакшанатха в традиции натхов считается самым основным, так как последующие учителя, опирались именно на ту идеологическую базу, которую заложил Йоги Горакшанатх. Но, несмотря на это, существует множество важных деталей, связанных с этой духовной основой системы натхов, на которые опирался так же и сам Гуру Горакшанатх. Их стоит учесть, ибо так будет проще понять натхов как традицию в целом. Традиция натхов появилась, как считают многие в Индии, непосредственно от Шивы Ади-натха, образована Маха Йоги Матсьендранатхом как тантрическо-йогическое направление "Кула". Позже эта традиция была усовершенствована Маха Йоги Шива Горакшанатхом, который собрал так же духовный опыт всех йогинов в одну стройную систему йоги, ей дали различные названия: "Йога авадхута марга", "Сиддха натха сампрадая", "Адинатха сампрадая", "Йога марга", "Сиддха-сиддханта" и т.д. С Ади-натхом соотносят историю, расспространённую в Бенгали, которая в чём-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания. Ади-натха проявился из пустоты (шуньята), тело (пинда) Ади-натхи, по ведической традиции, можно соотнести с Хираньягарбхой. Далее по легенде Кетака - Шакти Шивы Ади-натхи, проявила из своего рта - Брахму, изо лба - Вишну и из йони - Шиву. Ади-натха решил проверить эту "троицу" и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидев его, отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении тела Ади-натхи из дыма, идушего от частей тела проявились наиболее известные Натхи: из костей - Джаландхаранатха или Хадипа (от слова Хади-кость), из волос появился - Горакшанатха, из пупа - Матсьендранатха, из частей всего тела - Чаурангинатха. Ади-натха, как уже упоминалось, был самим Шивой, известным как Рудра. Кетака Ади-натхи и Гаури - это одна Шакти Шивы. Иногда её соотносят с известной Манаса Деви. В Индии так же многие натхи считают, что Ади-натха был исторической личностью, жившей несколько раньше Матсьендранатха и Горакшанатха. Ади-натха изображают, как и всех натхов-сиддхов, в человеческой форме йогина. У натхов принято, так же как и в тантрическом буддизме, видеть учителей проявлениями божеств, если не выше, поэтому гуру-йога имеет особое значение. Многих учителей изображают как ту или иную инкарнацию божеств индуистского пантеона. Не случайно в начале многих текстов натхов, таких как: "Хатха-йога-прадипика", "Гхеранда-самхита", "Ратнавали" и др. вы можете встретить перечисление учителей натхов и их прославление. У натхов почитание учителей, очень схоже с почитанием прославленных Сидхачарьев, Бодхисаттв и Лам в буддизме или Аватар в индуизме. Существуют необычные формы божеств у натхов, например Гаджабели Гаджакантхаднатха. Это проявление известного нам Ганапати сварупа, проявленная в теле йогина-натха, он, также как и Ганеша, устраняет препятствия на пути йогинов. Интересно, что Горакшанатха в самой "Сиддха-сиддханта-паддхати" так и называют - Ганапати. Все Нава-натхи (9 форм натхов-божеств) являются той или иной формой Шивы. Существует масса различных относительных версий, связанных с датировками жизни Горакшанатха и других великих Гуру натхов. Так, например, Доктор Мохан Синх утверждает, что Горакшанатха жил в 9-м веке, Д-р Шахидулах, что в 7-м веке, приводя этому множество доказательств. Сыновья Маха Йоги Матсьендранатха - Нимнатха и Паршанатха, если опираться на джайнские источники, жили до Махавиры, т.е. ранее 6 века до н.э., следовательно, их отец Матсьендранатха мог жить ещё раньше. Это сильно расходится с распространенным предположением, что он жил в 7-10 веке нашей эры. При тщательном изучении всех источников о датах жизни Махасиддхов, установить точные даты становится всё сложнее и сложнее. Вполне вероятно, что многие из них могли действительно быть долгожителями и даже бессмертными существами, что звучит для нас весьма мифично, хотя кто знает, о физической смерти многих махасиддхов нет никаких свидетельств. Профессор Г. Бриггс упоминает о том, что Горакшанатха являлся в каждую югу и даже существовал до проявления "гуна-аватар" (Шива-Вишну-Брахма). Горакшанатха появлялся в разное время и в разных местах: в Пешваре, Дварке, Горакхпуре и др. Натхи в Индии видят в Горакшанатхе - Гуру, Шиву, Великого подвижника аскета йогина, чудотворца-мага. Его одновременно воспринимают как образ совершенного ученика "шищья", так и Гуру. У буддистов есть версия, что Горакшанатх был изначально буддистом, известным под именем "Рамана-ваджра" или "Ананга-ваджра". Имя Горакшанатха почитаемо как северными сиддха-йогинами, так и южными. Его учение имеет тесную связь с тантрическим буддизмом (в списке 84 махасиддхов упоминается его имя), индийской алхимией, культами "Сахаджия", бенгальских Баулов, Махешваров, Расавада-сиддхов (Расешваров), мусульманских натха йогинов Пиров (связанных суфиями), тамильских Читтаров. Матсьендранатха и Горакшанатха также распространили свои методы йоги в "йогическую часть" других традиций: Джайнизма, Вайшнавизма, Сикхов и др. Например, в письменных источниках сикхский Гуру Нанак, так же описывает свой даршан с Горакшанатхом. В "Джанам Шакхис" описывается встреча Гуру Нанака с Матсьендранатхом и Горакшанатхом. Имя Горакшанатха часто упоминается в алхимических текстах. Алхимия и йога южно-индийских Махешваров подразумевала не всегда именно физическое бессмертие, а скорее продление жизни, и так же достижение "Пурна-мокши" (полного освобождения). Помимо того, что существует множество книг написанных на санскрите, хинди, маратхи, бенгали и т.д., где мы находим истории, связанные с Горакшанатхом и его последователями, существует масса текстов, авторство которых представители различных школ приписывают своим Учителям. Так, например, ряд индийских ученых и сами натхи считают, что в тантрической шактийской системе Крама (стадии, последовательность, сампрадая имеющая отношение Шакти-упайи Кашмирского Шиваизма) Гуру Махешварананда, известный своим текстом "Махартха-манджари", не кто иной, как сам Махешвара Горакшанатх. В самом тексте упоминается что Махешварананда и есть Горакшанатх. В "Махартха-манджари", например, тантрические 5М, описаны как йогические мудры хатха-йоги. Так же есть несколько спорных моментов по поводу "Горакша-самхиты", известной ещё как "Сваччханда-шактиаватара-тантра", которая по одной из версий является текстом по алхимии, йоге, ритуалистике (более ёмкий текст по объему, в отличие от той "Горакша-самхиты", которая нам известна). Ряд ученых считает, что этот текст был связан с шактийским культом Кубджика "Синоним имени Кундалини-шакти", другие же относят его именно к натхам. В целом йога натхов образовались из двух основных религиозно-философских и прикладных систем: 1) раджа-йога Патанджали, которая разъясняет теорию йоги, природу самадхи и то, как его достичь; 2) тантризм, как индуиские так и буддийские его формы. Учение Махариши Патанджали послужило философским фундаментом йоги, в особенности раджа и хатха-йоги, так как Патанджали упоминает в средствах достижения сиддх - мантра-йогу, методы тапаса (аскез), алхимические методы, что собственно натхи и сиддха-йогины в последствии развили в высшей степени. Гуру Патанджали, однако, как вы можете заметить, не рассматривает подробно асаны, пранаямы, мантры и т.п. детально их не описывая, как практики и методы, он просто о них упоминает. Поскольку эти два учения - Тантра и Йога, возможно зародились несколько раньше, чем йога Горакшанатха в виде его развитого йогического ордена (по мнению многих учёных и исследователей), то эти учения, можно сказать, послужили предпосылкой для создания хатха-йоги, которая объединила опыт классической йоги и тантрических систем. Но йогины, на самом деле, даже во многом переросли эти учения и взяли то, что было практически самым эффективным в садхане и давало радикальную психо-физическую трансформацию человеческого существа. На данный момент существует великое множество школ йоги и методов, заимствовавших многое из хатха-йоги. Мой Шикша-Гуру, известный в Индии, Махант Аведьянатх, говорит, что все эти школы не могут полностью противоречить Горакшанатху, так как все они, так или иначе, произошли от него. Каждая из этих школ узконаправленна и идеализирует свои методы, вычленяя одну часть садханы от всего в целом, страдает незнанием духовной стороны хатха-йоги и предает забвению имя их основателя - Горакшанатха. Поэтому очень сложно назвать их практику садханой традиционной хатха-йоги в широком смысле слова. Натхи - это люди веры, которую они сформировали из практического опыта. Они к своей культуре и среде, в которой жили, подошли весьма созидательно, пробуя разные методы, абсорбируя их, создавая новые. Так или иначе, для натхов опыт предшествовавших им йогинов, был авторитетен. Основу учения натхов линии Горакшанатха ученые часто обозначают термином "двайта-адвайта-вибарджита" (вне двойственности и не двойственности) или "пракшапата-бинирмукта" (свободный от фанатичной приверженности к какой - либо доктрине, так и от ее окончательного, полного отрицания). Йогины-авадхуты, по большому счету, не являются частью индуизма или даже тантризма, как предполагают многие ученые и исследователи. Натхи старались не "навешивать" на реальность какие - либо мировоззренческие ярлыки и жесткие определения, что заставило многих пандитов в Индии определить натхов как слабую философскую систему и даже где - то, далёкую от социума. Однако проблема большинства философов в том, что они часто подгоняют свои воображаемые концепции под уже существующую реальность, что абсолютно противоположно подходу натхов. Другая ошибка в непонимании натхов заключается в том, что они, якобы, полностью и окончательно отвергли социальную мораль, принципы Ямы-Ниямы, оставив лишь одну шаданга-йогу (6-ти ступенчатую йогу, исключающую Яму-Нияму). Несомненно, натхи отдают предпочтение "кайа-садхане", но они не отвергали законы Ямы-Ниямы полностью, а скорее более широко рассмотрели их. Нам нужно учесть и то, что у натхов нет каких - либо однобоких трактовок той же ниямы, ведь ниям (предписаний для садханы) может быть не 5, как у Патанджали, а 10, 20 и т.д. Особенно это актуально в нашем современном мире. То есть, каждый момент жизни индуса или европейца, требует определенного, нужного именно для него подхода, а не слепого следования жестким предписаниям. Натхи не были и беспорядочными анархистами, они в целом придерживались разумных предписаний йоги. Необходима изначально правильная идеологическая база, основанная на авторитетных йогических источниках, что в дальнейшем позволяет обрести успех в садхане. Можно смело сказать, что натхи не являются жесткими фанатиками какой-либо философской или религиозной догмы. Естественно, это вызвало множество непонимания со стороны индуиской брахманической ортодоксии. У натхов более гибкое понимание Ямы-Ниямы, техник йоги, и в этом также прослеживается влияние гибкого подхода и мировоззрения тантризма который был близок натхам. Во времена развития вайшнавского культа бхакти (15-17в.), существовала другая проблема. Так как обычный народ не способен был понять, особенно без практики, путь йоги, многие предпочли бхакти, так как она легко способствовала выражению чувственного плана. Позже возникли лозунги, которые до сих пор звучат у современных нео-вайшнавов: "хатха-йога - это бездуховная система для материалистов". Но во времена Чайтаньи и сейчас, истинные мистики, практикующие йогу в большинстве своём ни с кем не вступали в какие-либо религиозные диспуты. Большинство обывателей готовы были скорее поверить эмоциональному религиозному проповеднику, нежели йогину, который молча спокойно созерцал мир и всё что в нём происходит, который занимался своим самосовершенствованием. Но тем не менее натхи мистики влияли на индийский социум через невидимый для грубых чувст духовный план. Элементы бхакти так же стали проникать в учение натхов, как предписания Нийамы, необходимые как составная часть садханы. Так, мистическая йога натхов практически всегда оставалась сокрытой и учение передовалось не многим. Со временем даже возник миф о том, что традиционная йога натхов окончательно вымерла в Индии. Этот миф особенно на Западе обрёл наибольшее распространение, так как различные "йога-фитнес" структуры, сделали всё, чтобы такая тенденция развивалась в сознании людей. Сами же натхи в курсе всего, и как правило, нисколько этому не препятствуют, так как считают что для каждого уровня практикующего существует своя стадия. "Шива-самхита" (1.1-1.16) в самом начале говорит о том, что плохие поступки ведут к плохой карме, а хорошие - к хорошей. Но все они - и те и другие, есть ограничение для тех, кто стремится к освобождению. "Шива-самхита" также говорит о бесполезности философских спекуляций и теорий. Натхи подобно всем мистикам - вне мирских представлений о добре и зле. "Тела живых существ возникают из добрых и злых дел; из этих же дел возникает карма, и это всегда идёт по кругу, как колодезное колесо". ( Гхеранда Самхита 1.6.). Подобные слова вы можете встретить почти во всех классических текстах натхов йоги. Горакшанатха описал свою систему терминами, связанными с различным духовным опытом, которые были понятны мистикам того времени, например: Маха-мудра, Кхечари, Шактичалана, Шамбхави и др., многие взяты из индийской тантры, тантрического буддизма ваджраяны и шактийских традиций. Горакшанатх соотносил их с телесной и внутренней "антар" практикой. Именно тело и все что с ним связано является самой большой человеческой привязанностью, поэтому натх работает с тем, что является основным для человеческого существа. Тело у натхов - источник освобождения и полной психо-физической гармонии, которую натхи называют термином "Самарасья", "Самарасатва" (единство всего сущего) или "Ямала" (в тантризме), обретаемой в собственном теле "пинда"  йогином. Натхи считают, что посредством "кайа-садханы" возможно не только просветление сознания, но также обретение состояния Шивы, как в духовном, так и в физическом плане, достижение физического бессмертия через одухотворение тела. Макрокосмическое тело Шивы "Пара-пинда" и человеческое "вьяшти пинда" обретают полную взаимосвязь и гармонию. Как ни парадоксально влияние мистической традиции натхов в Индии предельно велико, несмотря на закрытость самой системы в высших её формах садханы не только для иностранцев, но и даже для самих индусов. В индийской социальной среде, натхов, как и тантриков, часто по ошибке принимают за колдунов, заклинателей змей и т.д. Конечно же это достаточно примитивное видение, хотя натхи, подобно тантрикам, занимались магическими практиками, но эти практики никогда не были основной частью в их садхане. Термин "сиддха" не означает некоего экстрасенса, а того кто осознал и реализовал свой духовный потенциал. Скорее определение Натха(владыка) или Сиддха(совершенный) рассматривается как состояние Шивы а по учению натхов любая джива(живое существо) тождественна Шиве.  Мы можем проследить различия в философской части учений Махариши Патанджали "двайта" (двойственность) и Шанкарачарьи "адвайта" (недвойственность). Махариши Патанджали упоминает о Пуруше (духе) и "Вишеша-Пуруше" (особом Пуруше-Ишваре), он говорит о мокше в виде отделении духа - Пуруши от Пракрити, различии обычных Пуруш и Вишеша Пуруши. Таким образом, учение Патанджали является дуалистическим. Натхи же делали акцент именно на Пуруше или Атме, считая ее запредельной по отношению к трансцендентной и имманентной реальности. По натхам - шуньята находится в самой Атме "шуньатма", и всё временное проявленное мироздание. Натхи считают что Атма, не только идентична Шиве, но и является его самой высшей формой, так как в воплощённом состоянии Шива пребывает в единстве с Шакти и Атмой. В философии Кашмирского шиваизма это единство называется "самарасья". Патанджали в большей мере исповедует отделение от Пракрити, подобно раннему буддизму Тхеравады, который исповедовал уход из временного сансарического мира, посредством жесткого следования аскетических монашеских предписаний. Буддисты отрицают существование, реальность "Я" и всего феноменального мира, натхи же утверждают о реальности, обретаемой в своем истинном "Я", они признают реальность всего. Поздние формы буддизма стали взаимодействовать с натхами, т.к. этому способствовало тантрическое мировоззрение. Известнейший популяризатор адвайты, Шанкарачарья, в отличие от Патанджали, утверждал, что Пракрити и Майя не являются реальными, хотя и этот вопрос, относительно Шанкарачарьи, остаётся довольно спорным. Существует версия, что было несколько учителей с именем Шанкарачарья; еще существует версия, что Шанкарачарья был адвайтином придерживающимся возрения веданты и в тоже время тантристом. Так, его описывает тантрическо-шактийская традиция Шри Видья, которая частично опирается на учение Шанкарачарьи. Например Шри Видья признает текст Шанкарачарьи "Саундарья Лахари" и д.р, как шактийские. По одной из легенд, Шанкарачарья общался с Сатья натхом на свяшенной горе Шайла и вполне вероятно, что он мог, как минимум, иметь представление о йоге натхов. Натхи не отрицают реальность Шакти и почитают её различными методами, также, не ограничивая себя исключительно шактизмом или шиваизмом, натха стремится к осознанию единства обоих - Шива и Шакти. В целом Шанкарачарья стал больше известен не как тантрический Гуру и его многие последователи был в оппозиции с буддистами, в отличии от Натхов. Натх-йогин со временем сводит все сложные внешние тантрические поклонения к минимуму (как правило, они присутствуют в начальных ступенях) не потому, что эти практики у натхов считаются плохие, а потому что без внутренней коренной трансформации они не имеют реальной ценности. Натхи в большей степени отдают предпочтение одухотворению всего того с чем они имеют дело и в первую очередь своего тела и ума. Ритуальная часть "карма-канда" у натхов также неординарна. Сложность некоторых ритуалов у натхов выглядящих на вид довольно просто вызвана тем, что натхи превносили свой внутренний йогический опыт в тантрические обряды, довольно сильно их в последствии трансформировав, но эти ритуальные методы сохранили в себе высшую духовную суть и опыт тантрических обрядов. Так собственно появились ритуалы натхов и на данный момент времени многие ритуальные практики довольно сильно отличаются от наиболее известных тантрических. Интересно выглядят многие, на вид упрощенные ритуалы: хома (огненный обряд), пуджа, работа с янтрами. Они представляют укороченные тантрические варианты поклонения 10-ти махавидьям (десять форм Кали), иногда 8 известных Бхайрав отождествляют с 9-ю натхами, девятый Горакшанатха. Поклонение 84-м известным натхам производится с использованием особой янтры "Шри Натха-сиддха-янтра". При совершении поклонения им, садхака чувствует как на него нисходит опыт учителей принадлежащих натха-сампрадае.

Роль Шакти и поклонение ей у Натхов.

    Несмотря на то, что натхов принято считать в основном Шайвами, а все мужские божества проявлениями Шивы, тем не мение у натхов существует довольно много шактийских садхан. Как правило с шактизмом в большей мере у них ассоциируется имя Матсьендранатха, Удайянатха, Вимала Деви и д.р. Маха Йоги Матсьендранатха считают основателем тантрической системы "Каула-йогини". "Каула" означает принадлежность к Куле, то есть того, кто принадлежит и прибывает в Куле, так же как, например "Шайва" (имеющий отношение к Шиве) в Шиваизме. Слово "Кула", на санскрите может иметь несколько значений - Шакти, Шива, семья, род, проявленное мироздание, жизнь, мир форм, тело, семья Богов и Богинь (Йогини), Бхайрава и Бхайрави, канал Сушумна, Кундалини-Шакти, сансара, имманентная реальность, многообразие, полнота, Сагуна- брахман. В противоположность Куле существует Акула-Шива, (непроявленная, трансцендентная реальность), пустота "шуньята", Ниргуна-брахман. Горакшанатх в основе своего учения ставил опыт, где обретается единство Кулы и Акулы в себе "Атме", которой также считается и человеческое тело, оно посредством практики хатха-йоги превращается в божественное тело "сиддха-деха". Горакшанатх утверждал, что его учение превосходит как Каулическо-тантрическое учение, так и Адвайту Шанкарачарьи. Однако в этом Горакшанатх не противопоставлял себя ни своему Гуру Матсьендранатху, ни Шанкарачарье или более сложной тантрической адвайте кашмирского шиваизма, который славится своим ярким представителем - Абхинава Гуптой. Известный тантрист 10 века, Абхинава Гупта, упоминает Матсьендранатха в "Шри Тантралоке" как своего Гуру. Он так же практиковал Шри Видью и Кали-Видью. Неудивительно, что он упоминает не только Матсьендранатха в "Шри тантралока", но и Шамбхунатха "Тантра-сара", как своего Гуру. Шамбхунатха считается не только основным Гуру Абхинава Гупты, он так же известен как Гуру в натха-сампрадаи. Кашмирский Шиваизм синтезировал в себе много тантрических и шактийских методов, которые нашли своё место в натха сампрадае. Горакшанатх скорее делал акцент на внутренней сути этих учений, видя в них единство в своём мистическом переживании. Представление о том, что сущность йогина - это микро-вселенная и вместилище Абсолюта, на первый взгляд может казаться обывателю как некий эгоцентризм, как это и воспринимают некоторые обыватели. Однако на самом деле, натхи далеки от каких либо мирских отождествлений и порожденных ими эгоистических представлений о себе, ведь восприятие полноты в высшей степени возможно только через пустоту, восприятие которой возможно только через вайрагью. Маха Шакти создает бесконечные многообразия грубых и тонких форм, великое множество мистических переживаний и опытов. Все они в состоянии предельного отречения ведут к осознанию себя одновременно как Сагуна Шивы и как Ниргуна Шивы, и даже более запредельного состояния. Именно поэтому натх способен учится у всех у кого только возможно и полностью принимать мир во всей своей полноте таким какой он есть, обрести себя как полноценное, целостное существо "Пурнахам" или "Шивохам" (Я есть Шива). Это учение более чем не противоречило основной духовной сути шактизма или например таким Гуру как Шри Абхинава Гупта с его пожалуй одной из самых сложных йогическо-тантрических философий.  На мой взгляд, Горакшанатх проявил большую гибкость, как во внешнем социальном плане, так и в мистическом. Традиции Кашмирского Шиваизма, которую сумел раскрыть в высшей степени Абхинава Гупта пришлось сильно пострадать от агрессии исламских фанатиков, тем не мение Горакшанатх же сумел обратить в натхизм даже многих мусульман. Натхи почитают все проявления божеств как различные проявления единой Шакти, они принимают все религиозные секты, поэтому часто учение натхов определяют как "Шакти-вада" - мировоззрение, основанное на видении всех проявленных форм, в том числе и Богов, людей, сиддхов,  как проявления одной единой Шакти. Шакты в основном опираются на шактийские упанишады, пураны, тантры или "нигамы", как принято их называть. Натхи тоже признают авторитет этих писаний и зачастую используют их методы как часть своей садханы. Особо "шакти-упасана" (почитание Богини Матери как вселенской силы) играет большую роль в Кундалини-джагаран садхане.  Маха Йоги Матсьендранатх так же известен как шакта-тантрист, своим шактийским культом "Йогини-каула", которых обычно насчитывают 64. Наиболее известный текст, где упоминаются Йогини и садханы с ними связанные - "Каула-джняна-нирная". 64 йогини так же свяанны астрологически с временами суток. Сутки делятся на 8 ям (каждая яма длиться 3 часа), далее эти ямы деляться надвое (получается 16 составляющих), в свою очередь полученные 16 то же деляться надвое - получается 32-е части суток, которые опять таки разделенные образуют 64 части суток. Иногда в текстах 8 Йогини соотносят с Ашта-Бхайравами (8 проявлений Шивы-Рудры), далее пантеон разделяется, от каждой из 8-и Йогини образуются ещё 8, всего их 64. По учению Кула, в каждую из юг, существовал свой Каула-Гуру: Курманатха, Кхагендранатха, Мешанатха, Матсьендранатха. Считается что в Кали-югу покровителем Каула-дхармы и Каула-тантры является Матсьендранатха и в Кали-югу, тантра - наиболее быстрый путь к духовной свободе, однако натхи, последователи Горакшанатха, видят именно хатха-йогу или кайя-садхану, как радикальный метод и путь к спасению. Но та же хатха-йога может вполне считатся и шактийской практикой если её рассматривать как соединение Ха-Шакти и Тха-Шивы, в сахасрара-чакре, через пробуждение и поднятие Кундалини-шакти в верх, посредством пранаямы, бандх, мудр и т.д. Каулизм так же известен как тантрический путь "Вама-марга" (тантра левой руки), где практикуется "панчамакары" или 5 М (использование вина, секса и тд), которые порицаются в ортодоксальном индуизме, но в Кула-тантре их считают методами, способными освободить от грехов Кали-юги. Зачастую "Вама-маргу" сильно профанируют на Западе, в самой же Индии эта тантрическая система нигде не афишируется широко и как правило для многих закрыта. Горакшанатх трактует 5 М, как внутренние йогические процессы связанные с поднятием Кундалини-шакти, вино "мадья"-"амрита" вызванная экстазом пробуждения, "мачли" рыба-есть соединение токов иды и пингала нади, майтхуна-соединение Кундалини с Шивой и т.д. Вамачарская каулическая садхана сыграла большую роль в формировании «кайя-садханы» натхов, ведь осознать единство свого тела и космического тела Шивы возможно только через принятие всех явлений мира, что и позволяет реализовать практика каулов.  Видимо во времена Матсьендранатха существовали не только крайние радикальные, мистические практики, но и их неправильное понимание или непонимание вообще, при чём не только в среде анадхикари, но и в среде вырождающегося тантризма, поэтому "имидж" Горакшанатха, как противника "вамачарской тантры", нам стоит воспринимать c пониманием, часто такое виденье традиции Горакшанатха искусственно преувеличенно.  Правильнее было бы сказать, что Горакшанатха не был против самой вамачары, а скорее против любой фальши и лицемерия, которое существовало под внешним фасадом вамачарской садханы, неправильного её понимания. Он не был сторонником как псевдо-вамачары или как ни странно, крайнего радикального аскетизма отвергающего женское начало. Все практики он рассматривал с позиции внутреннего опыта. Мы даже можем увидеть в "сиддха-сиддханта- паддхати", где Горакшанатх критикует неправильное понимание йоги и самых различных методов, в последней главе текста, говоря о бестолезности имитации садханы в виде непонимания её глубинной сути. При правильной практике любая садхана будь то йогическая или тантрическо- шактийская, может стать "нивритти" (возврашение к своему истинному "я"), при не правильной практике формируется ложное "я", даже если на вид совершается вполне (сатвичная) практика. Относительно танризма и йоги, думаю это два полностью взаимозависимых духовных направления, потому что классические тексты натхов опираются не только на тантрические термины и метафизические категории, но и сами принципы садханы и мистический опыт тантры. Йогический опыт, его уровень, пропорционален тому уровню, который вы обретаете в тантре. Тантра в большей мере работает с внешним проявленным миром - Кулой. Панчамакары, так называемые практики вама-марги, в большей мере символичны, воспринимать их просто как мирские наслаждения, означает сужать своё сознание. Майтхуна (ритуальный тантрический сексуальный обряд), внешняя каулическая (стри-пуджа) и внутренняя йогическая практика Кундалини-садхана. Понимая, что из себя представляет внешняя майтхуна, можно так же рассмотреть, насколько дейсвительно реально йогическое пробуждение Кундалини-шакти и её союз с Шивой, который ведёт к высшему духовному счастью "сукха"  и духовному освобождению "мокша". Если человек получает довольно сильный экстаз во время секса, то, что же тогда является пробуждением Кундалини-шикти? Многие имитаторы Кундалини-садханы рассказывают что у них "мурашки бегают в позвоночнике", но при этом они не обретают отрешенности от мирских материальных, привязанностей и т.п., это собственно и есть иллюзия садханы йоги. При настоящем пробуждении Кундалини-шакти меняется мировоззрение и мы получаем милость Богини Кундалини, обретая просветление своего сознания. В Вамачаре вместо мурти в женское тело призывается Божество после чего оно почитается, причём не обязательно именно половым актом, как считают многие нео-тантристы. Это может быть любая форма упасаны (поклонения). В этой практике необходимо знать множнство деталей и практиковать ее без передачи от Гуру - опасно. Например, женщина должна быть подготовлена, если у неё есть негативные мысли, то такие призывы божеств могут быть опасны для неё самой. Женщина является в этот момент проводником сил вселенской Шакти и любая направленная на неё эгоистическая мотивация сводит на нет всю садхану. Со временем тантрист воспринимает как Шакти весь проявленный мир форм, такое восприятие, осознание слияния с мирозданием и есть истинная майтхуна, по сути она не отлична от той майтхуны, которую йогин совершает как Кундалини- садхану. Стоит отметить, что многие шакта-тантристы в Индии придерживаются другого взгляда, не соотнося шактизм с вамачарской тантрой (левой руки), они соотносят шактизм с ведизмом, используя как авторитет ту часть вед и др. текстов, которая посвящена женскому божественному началу - Шакти.  Дакшина-марга - это внешний путь "Правритти", а Вама-марга - это внутренний путь "Нивритти", Карма и Джняна, Шакти рассматривается как трансцендентная и имманентная рельность. "Мишра-марга" (путь объединяющий дакшина- и вама-) работает с проявленным планом и непроявленным одновременно. Совершенно очевидно, что любая марга подразумевает работу со всеми планами, отсюда такое различие в предпочтениях школ. Практики последователей Горакшанатха скорее соответствуют определению шактийской традиции Самайи и в какой-то мере Мишра-марге, хотя в разных пантхах придерживаются разного подхода в йога-садхане. Натхи, последователи Горакшанатха, соотносят с Кулой своё собственное тело, отсюда шактийский архетип Кулы предаёт телу огромный психофизический смысл и возможности. Это выражено в т.н системе Кула-кундалини-Шакти: Дакини, Ракини, Лакини и другие Йогини, соотносимыс с чакрами. Шакти чакр, связанные с контролем элементов "Маха-бхута" из которых состоит тело, поэтому Шакти играет большое значение для физического тела "пинда". В момент пробуждения Кундалини- шакти ваше мирское эго отсутствует и в тантрической майтхуне, когда вы осознаёте Шакти, ваше мирское эго тоже исчезает что и есть тантрический опыт. Вся проблема которую может доставлять секс, любые мирские объекты и явления, связана с мирским эго, которое является рабством и духовным ограничением. Энергию забирает не секс, а негативный секс. В сексе вы осознаёте как бы слияние двух тел, но на уровне Пракрити и Маха Шакти эти тела всегда были нераздельны, понимая это, тантрист не ставит целью сам половой акт, а скорее он его использует как метод способствующий такому восприятию единства всех роявлений Шакти. Нужно устранить в целом невежественное и негативное отношение к миру и всеми его явлениями, с которым вы связанны, и тогда секс, еда и прочие инстинкты не будут грехом приносящим вред. В йоге и тантре по большому счёту одна цель отрешенность, освобождение от ложных ограничений, вызванных ограниченным виденьем. Настоящий мастер тантры не может не быть мастером йоги и наоборот. В Каула-тантре вы осознаёте окружающий вас мир как проявление Богини и Бога. Развивать это осознание, идти этим путём и есть истинная брахмачарья, что означает следование Абсолютной реальности, Абсолютной Истине. Вы можете в ваджраяне найти схожие по своей сути садханы. Кто такие бодхисатвы? Те, кто обрели опыт просветления, но живут в сансарическом мире из сострадания к живым существам. То есть они одновременно и в Куле (проявленном мире) и в Нирване - Акуле(непроявленном), единство сансары и нирваны, это собственно и есть хатха-йога. Имя бодхисатвы Авалокитешвары (Локешвары, Локанатха) в индуиской танре и йоге натхов тождественно Матсьендранатху. Лока - это Кула или Шакти, Ишвара или Натха - это Шива. В себе хатха-йогин обретает единство, Шиву и Шакти. Натха-это имя Шивы, который вне Кулы и Акулы. Тантриков обычно называют каула, тот кто пребывает в Куле, то есть это Натха Шива которым Вы изначально являетесь даже находясь в этом проявленном мире. Если бы хатха-йогины были бы далеки от каулического танризма, то они и отрицали бы само тело, которое так же является Кулой. Горакшанатх йогином называет именно того, кто познал тело (пинду) и именно в теле достиг совершенства (дживан-мукта). Это говорит о том, что хатха-йога не является исключительно аскетической практикой, как её многие понимают, буквальное умервщление плоти. Несомненно тапасья, как часть садханы, имеет большое значение и на начальном этапе она играет большую роль. Матсьендранатха был не только Каула-тантристом но и хатха-йогином. "Амараугха-прабодха" - текст Горакшанатха говорит о том, что Матсьендранатха во чреве рыбы практиковал метод кумбхаки, соединение токов Иды и Пингалы. Он считается покровителем города Катманду в Непале. В честь Матсьендры названы два храма в Непале ("Шукла"- Белого и "Ракта"-Красного Матсьендры), символы двух "бинду" Шивы и Шакти. Знаменитый центр тантризма - Варанаси, известен как "Чандра-двипа" (лунный остров), на котором Шива передавал знания Деви и где Матсьендранатха подслушал их находясь во чреве рыбы. Варанаси с разных сторон омывается реками Варана, Аси, Матсьодари и Ганга, что делает город действительно похожим на остров. По одной из версий Матсьендранатха добыл тантрическое знание "Каула-агаму" из чрева рыбы. Эти агамы, перед тем как их от туда раздобыл Матсьендранатх, Бог Сканда бросил в море, а рыба проглотила их. С Матсьендранатхом связывают так же известный центр шактизма в штате Ассам - "Камакхья-питха". Название столицы этого штата, город Гуати, произошло от названия "Гухья", то есть лес, в котором происходит таинство. Это место известно так же своим культом Йогини, где используются сокральные сексуальные ритуалы (майтхуна). Существует версия, что Матсьендранатха удалился в царство женщин на Цейлон (Шри Ланка), где его спас Горакшанатх. Цейлон известен так же и как место, где когда-то Равана занимался садханой - поклонялся Шиве. Как мне говорил Гуру Дева Вагиш Шастри, Равана был первым каула-тантристом, так как он совершал каулические жертвоприношения. Хотя Равана известен в Рамаяне как демон, его отцом был Риши, а мать была демоницей. Вполне очевидно, что Кула-тантризм имеет дело с материальным планом и демоническими силами, как известно без яда не может быть нектара, без смерти - бессмертия, поэтому тантризм можно считать и как путь к спасению и как путь к духовной деградации при его не правильном понимании. Майя Деви может дать освобождение, сиддхи, а может привести к духовному падению того, кто не готов. Равана, судя по всему, был алх
Записан