Гуру джи, как по Вашему мнению, может ли средний искатель истин как-то преодолеть страх "традиционного"? Или это судьба-несудьба? Родился например баобабом - и значь бабобом так и быть?)
Может. Я не думаю, что это "страх традиций", что "традиции лишают свободы". Люди лгут и себе, и другим, что они свободны, это не свобода в них что-то не принимает, а зависимость от одного не принимает альтернативы. Никто ведь прямо не скажет вам: "Да, я слаб, я ленив, я труслив, я требую жалости, меня устраивает болото и т.д.". Это одна и, очевидно, самая главная причина. Вторая же причина исходит из первой: как можно бояться чего-то, что ты не знаешь? Человек может говорить, что он знает, но он знает не традицию, а то, что ему о ней внушили; его зазомбировало, промыло мозг западное общество потребления. Во-первых, надо рушить у людей шаблоны относительно традиции и того, что это некое "раболепство" – там не больше раболепства, чем где бы то ни было еще; и отношения с Гуру – это тоже не большее рабство, чем мы уже имеем. И для этого надо просто доносить правильные ориентиры и понимание.
Традиция – это сама жизнь и есть, в основе традиции лежат законы природы, а природа – это то, в чем мы живем всегда, потому традиция – это не что-то замкнутое, хотя в ней и есть свои глубокие стороны, просто иногда поверхностные люди, которые могут быть в Традиции, преподносят их так, что это выглядит как "ограничение". Мы же не жалуемся на совет, допустим, чистить по утрам зубы, что это ограничение. Хотя мы можем сказать, что это ограничение свободы – не проблема, можешь не чистить, появятся камни, кариес, со временем зубы можно потерять вообще. В традиции нет ничего бессмысленного и того, что не работает, просто надо знать, как применять. Так же как мы не применяем вместо зубной пасты, например, жидкое мыло, мы смотрим, когда и что из всего арсенала, имеющегося в традиции, лучше всего применить. Также важно еще понять, что Гуру – это хороший практик и хороший ученик, это тот, кто учится всегда и больше, чем остальные. Когда ваш уровень знаний выше того, чем он у других, вы можете стать лидером и помогать другим, но ваше обучение не заканчивается никогда, потому что познание – это йога, а йога – это вечная категория, мы все вечные студенты в этом мире. Просто одни пишут академические труды, становятся докторами, исследуют непростые темы, а другие только пошли в первый класс средней школы. Поэтому если вы кого-то учите традиции, зная ее лучше многих, вы открываете дальше в ней все новое и новое. Я думаю, что неверно считать, как многие думают, что Гуру – это тот, кто достиг "окончательного". Все великое бесконечно, окончательное – это "остановка", а мы не должны никогда останавливаться. Поэтому когда меня просят написать, например, о своей биографии, чем больше у меня становилось опыта, тем меньше мне хотелось иметь "биографию", потому что ты един с мирозданием, в тебе есть опыт всех, цепляние за биографию – это ограничение. Я делюсь тем, что знаю о традициях и мире, но я всегда в процессе. Так же и вы, вы можете сами открывать о традиции много творческого и великого, и вы будете находить все новые и новые способы, как все более лучшим образом говорить о традиции тем, кто живет стереотипами. Разве я похож на того, кто о традиции имеет стереотипы? Почитайте, что я пишу про Индию и индусов, но я также пишу и много хорошего, я извлекаю хорошее из плохого, это подобно алхимии, мы учимся использовать то, что может для кого-то быть ограничителем, как один из инструментов обретения свободы. Мы можем стать более творческими и гибкими, если мы к этому на самом деле стремимся, даже живя в условиях, которые кто-то считает не самыми лучшими. Например, Россия: кто-то считает, что она – не самое лучшее место на Земле, но кто-то мечтает уехать туда. Условия не должны нас лишать стремления не упустить шанс стать сильнее, совершить большие усилия, обрести новые победы над трудностями, иначе человек станет жвачным животным. Дело не в условиях, а в том, как ты ими пользуешься. Для йогина, как никого другого, это важно уметь делать. Иначе можно поникнуть, сказать: "А вот в традиции одни дебилы, одни укурки, одна духовная коррупция", "в России кризис"; вся сансара – это сплошной непрерывный кризис. Иногда я вижу эзотериков, всяких романтиков, любящих гламур, которые меня спрашивают: "А может ли йога привести к физическому бессмертию?" При этом люди всего боятся в этом мире, они умрут только от одних страхов. Как можно долго жить в этом мире и одновременно ко всему, что ты в нем видишь, питать нездоровые чувства? Многие люди имеют радужные представления о мире, окунаясь в эзотерику, но если они начнут видеть всю ту мерзость, коей полна жизнь, что будет с их душевным покоем, который они видят в своих красивых, пропахших благовониями комнатах? Наоборот, духовный человек – это тот, кто не закрывает глаза на все, а открывает, а потом учится жить в том, что он увидел. Если цель – дживанмукти – найти чистоту внутри себя, живя в мире со всеми его прекрасными и гадкими сторонами, то именно к этому и надо стремиться, я так это понимаю. Если бессмертие и есть в этом мире, или хотя бы реализация умиротворения, живя в нем, то это точно должно быть, как я это понимаю, хотя бы с принятием в своем сознании всего таким, какое оно есть. Я не думаю, что этого процесса кто-то избежит. Поэтому меня не беспокоит то, что в традиции или где-то еще что-то не так; если это есть, то это их проблемы, а я должен быть йогином для себя самого.