Адеш!
Я думаю, понимание того, как практикуют традиционные йогины, станет более полным, если учитывать, что для них садхана и жизнь не отделимы друг от друга. То есть, вся их жизнь является садханой так или иначе, в разных формах, поэтому вопрос о жесткости занятий, как правило, не стоит. Если это садху, а традиционные йогины почти все садху, санньяси, то это значит, что все свое время он посвящает духовной практике. В этом ключе выражение "свобода от практики" звучит несколько странно
. Представьте, вы занимаетесь чем-то , что для вас важнее и интереснее всего, что является самой вашей сутью, и вдруг "свобода от этого", что вы будете делать? да и как это вообще возможно, не ясно. Даже если человек болен какое-то время, и не может что-то делать физически, то его сознание (и самопознание) у него отобрать не может (разве что в совсем клинических случаях), и он продолжает садхану, пусть и в несколько видоизмененной форме. Конечно, это верно именно для йогина в традиционном понимании, а не для тех , кто имитирует духовную практику, делая вид, что для него важна йога, а на самом деле - нечто другое (власть, сиддхи, признание, материальное благополучие и тд), или кто просто занимается йогой как хобби.
Что касается расписания, тут есть свои моменты. Во-первых, есть диначара (ежедневные действия), не только у натхов, но во многих традициях - это определенные предписания , как нужно просыпаться, практиковать и в целом проводить свой день, там есть свои последовательности, мантры, ньюансы. Это не то чтобы строго и жестко, но это оптимальный вариант для того, чтобы садхана приносила максимальный результат и йогин не терял энергию, а в этом он как раз обычно заинтересован. Во-вторых, если йогин живет в ашраме или мандире, то там может быть свое расписание, и тогда все выстраивается в соответствии с ним. В третьих, если йогин совершает тапасью, аскезу, пурашчарану, то тогда там действительно строгие предписания, которые сильно влияют на результат данной садханы.
Опять же, есть разные уровни понимания той же Ямы и ниямы, на начальном этапе ученик выполняет многое формально, часто не понимая сути, затем, по мере развития понимание этих вещей становится глубже и можно видеть суть всех этих правил и предписаний, и действовать уже в соответствии с этим видением.
Многое зависит от образа жизни, конечно, а также от самого человека, есть люди, которым очень неплохо было бы соблюдать некий режим, чтобы быть собраннее, а есть люди, которым наоборот надо более гибко и расслабленно действовать, так как они и так слишком жесткие и структурированные.