Вичара – это известный метод в традиции Адвайта Веданты, а именно, размышление о природе Атмана (своего истинного Я). Главный популяризатор этой системы, Шанкарачарья, говорил, что размышление об Атмане базируется на определенных источниках познания (прамана), точнее, через предварительное слушание ведантических текстов, где изложена природа Атмана и Брахмана. Это школа чисто джнянийская (джняна-йога), где под джняной подразумевается именно постижение (анубхава) природы своего высшего Я, его тождества с Брахманом. Осмысление ведантических писаний с последующим переходом в "Атма-вичару" – то, чем занимается это направление. Их практики построены на том, чтобы истинно Я-Атман осознать и отделить от всего наносного, того, что тобой не является, т.е. от Майи. Поэтому эту школу также называют Майя-вадой. Майя – означает "мерность", т.е. разные формы внешней реальности, которые обуславливают чистое сознание, поэтому надо осознать через самоисследование (вичара), что есть на самом деле ты и что тобой не является. Фактически путь джняны – это постоянное сомнение, через сомнение вы постоянно абстрагируетесь от тех или иных рамок в вашем сознании.
Что касается дхьяны, она бывает разная и используется в самых разных духовных направлениях: в йогических, тантрических и т.д. Слово "дхьяна" часто переводят как восприятие, непрерывное внимание, сознание, которое "внимает" нечто. Чтобы сознание "внимало", конечно, нужно, чтобы оно было открытым и пустым, т.е. здесь недостаточно сесть в падмасану и закрыть с серьезным лицом глаза, это будет просто создавание видимости практики дхьяны или какой-либо еще. Тантрики придумали разные хитрости, чтобы вовлечь искренее внимание, погружение (самавеша) в объект дхьяны, они создали разные привлекательные образы, которые имеют в своей основе и духовную символику, и даже присутствие Божественности. Но есть, однако, особые тонкости в йогических практиках, которые подвергались в свое время тантрическому влиянию. И хотя эта тема требует более детального и глубокого обсуждения, личного общения и обучения, я все же напишу немного. В тантрической дхьяне очень важно тотальное присутствие на уровне самопожертвования (атма-самарпана), в йоге это тоже есть, но в ней акцент смещен на сознание себя, погружение в себя преобладает, что выражается и в некой сдержанности от погружения во вне. Это что-то типа сочетания методов майявады с тантрой, что порождает более спокойное йогическое созерцание, которое нельзя назвать ни полным отсутствием, ни полным присутствием, это скользящее восприятие, и оно также происходит без искусственного напряжения. Если будет время, еще напишу об этом.