Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Размышления о Тантре и Вайшнавизме  (Прочитано 6637 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов

Размышления о Тантре и Вайшнавизме     
Автор K.P.Sinh   

(Пер. с англ. Лалитанатх)

Три Шакти и три грантхи.

   Маха Сарасвати, Маха Лакшми и Маха Кали – три Шакти или божественные силы в Тантре. Они символизируют гуны, каждой соответствует определенный цвет, а именно - Маха-Сарасвати (белый, саттва), Маха Лакшми (красный, раджас) и Маха Кали (черный, тамас). Эти шакти, конечно же, не отдельны одна от другой, так как они - проявления Универсальной Шакти.
   Корень идеи о трех проявлениях Шакти заложен в Шветашватара упанишаде, где говорится, что «аджа» - не рожденная шакти, проявляет себя как красную, белую и черную. Из этих трех, Маха-Сарасвати символизирует гьяну или знание, Маха Лакшми – крию или действие, а Маха Кали – иччху или волю. Кроме того, Маха Сарасвати представляет чит (сознание), Маха Лакшми – сат (существование), а Маха-Кали – ананду (блаженство).
      Этим трем Шакти соответствуют три божества - Брахма, Вишну и Рудра или Махешвара, которым также соответствует: раджас, саттва и тамас. Брахма олицетворяет стхула (грубую форму реальности), Вишну – сукшма (тонкую форму), Рудра – карана (причинную). Значению этих трех божеств соответствует крия (действие), иччха (воля) и ананда (блаженство), а также три звука составляющие пранаву (Ом) т.е. А-У-М; так же с божествами соотносят: творение, сохранение и разрушение. Что касается отношения между так называемыми тремя Шакти и тремя Богами, в тантре говорится, что Маха Сарасвати - супруга Брахмы, Маха Лакшми супруга Вишну, а Маха Кали супруга Рудры. Брахма в союзе с Сарасвати творит мироздание, Вишну с Лакшми поддерживает его, а Рудра с Кали его разрушает. Далее следуют имена, которые подробно описывают кундалини-йогу, Богиня также отождествлялась с различными йогини, главенствующими над 7-ю элементами (человеческого тела). Согласно тантре, в человеческом теле существуют три «грантхи» (узла), которые так и называются Брахма, Вишну и Рудра. Этим узлам соответствуют три шакти, Маха Сарасвати, Маха Лакшми и Маха Кали. Тантра утверждает, что через преодоление этих грантх, практикующий реализует Абсолютную Истину, Шиву или Мать. Три события, связанные с Чанди, т.е. убийства Мадху-Кайтабхи, Махишасуры и Шумбха-Нишумбхи, объясняются комментаторами, как обращение к трем грантхам и трем шакти. То есть, считают, что убийство Мадху и Каитабхи означает разрушение камы (наслаждение в многообразии) и мохи (желание пребывать в какой-либо из проявленных форм Майи). Посредством этих действий осознается единая реальность – Сат. Что означает преодоление садхакой Брахма грантхи. Во время преодоления Брахма грантхи, Шакти проявляет себя как Маха Кали, с которой связана тамогуной и анандой (блаженство). Убийство Махишасуры – это разрушение раджо-гуны, которая является корнем кродхи (гнева) и мады (гордыни). Через это действие реализуется Чит (сознание). Это характеризует преодоление садхакой Вишнугрантхи. Во время преодоления Вишнугрантхи, Шакти проявляет себя в виде Маха Лакшми, которая связана с раджо-гуной и сат (существование). Убийство Шумбхи и Нишумбхи подразумевает разрушение понятий «Я» и «Мое», которые лежат в корне лобхи (жадности) и матсарьи (злобы). Через это действие, реализуется ананда (блаженство), этим характеризуется преодоление Рудрагрантхи. В момент ее преодоления, Шакти выражает себя как Маха Сарасвати, в которой преобладает саттва-гуна и чит (сознание). Таким образом духовный прогресс практикующего зависит от прохождения через эти три грантхи, последовательно, одну за другой. При преодолении этих грантх, садхака достигает высшей духовности. Также, преодоление грантх означает прохождение через них Кундалини-шакти, которая располагается у основания позвоночника и поднимается вверх по сушумне. Три Шакти и три Бога соответствуют различным местам, локализованным вдоль Сушумны. На этот счет есть разные взгляды:
1.1.Брахмавидья упанишада говорит, что Брахма находится в сердце, в анахата чакре; Вишну – в горле – в вишуддха чакре и Рудра – во лбу – в аджна чакре. 1.2.Йогашикха упанишада говорит, что чатураштра (четырехугольник муладхары), центр в основании позвоночника - место Брахмы; ардха-чандракрти, т.е свадхиштхана – место пребывания Вишну; и трикона (треугольник), пространство, находящееся возле аджны - место пребывания Рудры. Далее говорится, что Кундалини Шакти первым пересекает узел Брахмы, а затем входит в узел Шивы. 1.3.Йогакундали упанишада говорит, что Кундалини Шакти сначала преодолевает Брахма грантху за счет раджа-гуны и входит в канал Сушумна. Затем достигает Вишну грантху в сердце, после чего поднимается вверх и пересекает Рудра грантху. Кундалини Шакти пробуждается ото сна посредством удара огня и воздуха, образующегося при преодолении первой Брахмагрантхи, затем она пересекает Вишну грантху и Рудра грантху, проходя через 6 жизненных центров. 2.Хатха-йога прадипика говорит, что Брахма грантха расположена в анахата чакре, Вишну грантха – в вишуддха чакре, Рудра грантха – в аджна чакре. Она также говорит, что для достижения цели йоги, практикующий должен преодолеть эти грантхи одну за другой. 3.Комментаторы Чанди, такие как Брахмариши Сатьядев и другие, определяют место Брахма грантхи, Вишну грантхи и Рудра грантхи таким образом: манипура-чакра, анахата-чакра и аджна-чакра. 4.Некоторые определяют место Брахма грантхи выше манипура-чакры, Вишну грантхи – выше анахата-чакры и Рудра грантхи – выше аджна-чакры. 5.Так же существуют другие места расположения этих грантх, точно в обратном порядке. Т.е. Рудра грантха – внизу (свадхистхана-чакра), Вишну грантха – посредине (выше манипура чакры), Брахма грантха – вверху (выше аджна-чакры). Так же считают, что каждая из этих грантх имеет два вспомогательных центра. Муладхара и свадхистхана чакры приходятся на Рудра грантху, манипура и анахата чакры – Вишну грантху, вишуддха и аджна чакры – Брахма грантху. Маха Кали, Маха Лакшми и Маха Сарасвати – Шакти, соответствующие этим трем грантхам. Кому-то может показаться, что такое расположение произошло из-за попытки установить связь Шакти или их энергии с их адхарами (опорами). Например, Шакти или энергии нижней и верхней грантхи – Маха Кали и соответственно Маха Сарасвати. Так же Рудра и Брахма - адхары Маха Кали и Маха Сарасвати. Есть предположение, что и нижняя и верхняя грантхи являются и Рудра грантхой и соответственно Брахма грантхой. Первый узел, который характеризует привязанность к многообразию - это Брахма грантхи, хотя Шакти, при помощи которой материальное «многообразие» преодолевается – Маха Кали. Таким же образом дело обстоит с последним узлом, который мешает прохождению Кундалини, Рудрагрантхи, хотя Шакти, приводящая к знанию и пронизывающая этот узел – Маха Сарасвати. Следовательно, не должно быть ни каких сомнений в том, что первый узел – Брахма грантха, второй – Вишну грантха, а третий – Рудра грантха, и что Шакти этих трех грантхи таковы: Маха Кали, Маха Лакшми, Маха Сарасвати. В другом случае, нет споров о том, что Рудра грантха существует в аджна чакре, противоречие вызывает только позиция, относительно Брахма грантхи и Вишну грантхи. Некоторые определяют место Брахма грантхи в муладхара чакре, а другие – в свадхистхана чакре, манипура чакре, а также в анахата чакре. Подобно этому, так же определяют место нахождения Вишну грантхи: свадхистхана, анахата, вишуддха. В то же время ни один из этих взглядов не отвергнут, но факт то, что психологический или духовный прогресс у практикующего наблюдается различными мудрецами с разных точек зрения. Все мудрецы единогласно отмечают, что поднятие Кундалини-шакти к манипура чакре является первым особым этапом в практике садхака. Садхака, достигая этой чакры, преодолевает все основные животные наклонности. На этом этапе он осознает себя, как субъекта, связанного с двойственностью. Он пытается избавиться от этих слепых двойственных сил и жаждет света. Продвигаться ему мешает узел. Второй этап, который отмечают в духовном прогрессе садхака, когда он преодолевает этот узел и поднимается к анахата чакре. Поднимаясь и достигая этого центра, он получает свет сознания и ощущает нектар, льющийся вниз из вишуддха чакры. На этой стадии садхака приобретает полный контроль над своими чувствами и реализует все существование Абсолюта. Но садхака все еще чувствует свое отличие от Абсолюта и окутан чувством несовершенства. Он пытается преодолеть эту стадию, но дальнейшему прогрессу мешает следующая грантха. Третий важный этап на духовном пути садхака, когда преодолевается этот узел и шакти восходит к аджна чакре. Здесь садхака переживает чит (сознание) или ананда (блаженство) Абсолюта. На этом этапе садхака реализует единство с Абсолютом и гармонизирует все разнообразие в одном (единство многообразия), т.е. он обнаруживает, что чувство двойственности не противостоит единству. На этой стадии садхака достигает Савикальпа-самадхи. Это означает, что единство с Абсолютом еще не достигнуто. Садхака, который желает достичь полного единства с Абсолютом, ожидает еще один узел. После преодоления этого этапа, садхака полностью сливается с не-двойственным Абсолютом и достигает Нирвикальпа-самадхи. Таким образом, прохождение Кундалини через манипуру, анахату и аджна чакру, является особым этапом на духовном пути всей садханы. Соответственно Брахма грантха, Вишну грантха и Рудра грантха локализованы в этих трех чакрах. Такой взгляд наиболее популярен и общепринят. Также говорится, что духовный прогресс – это длительное путешествие. Даже для поднятия Кундалини до манипура чакры, садхака подвергается немысленным трудностям. Принимая во внимание все эти различные точки зрения, мудрецы описывали различным образом расположение этих трех грантх, расположенных вдоль сушумны.
Записан