Три дня назад мне посчастливилось побывать на встрече с уникальным во всех отношениях человеком – Преподобным Отцом Джоном Дюпушем: католическим священником, одним из почетных членов факультета межконфессиональных отношений Университета MCD. На протяжении многих лет Джон занимается изучением доктрины Кашмирского Шиваизма вместе с такими профессионалами как Беттина Баумэр и Анде Паду; ему принадлежит известный труд – "Каула ритуал", в котором он подробно анализирует и комментирует главу 29 "Тантралоки" Абхинава Гупты.
Тема встречи – "Христианство и Кашмирский Шиваизм: межрелигиозный диалог" – не смогла оставить меня равнодушным – поскольку показалась полным парадоксом
Как потом выяснилось, парадокс – это и есть то, что Джон рекомендует всем практикующим и верующим.
В своих лекциях и исследованиях он подчеркивает важность "парадоксального восприятия" в религиозном мистическом опыте, когда логика отходит на второй план и "правило взаимоисключения противоположностей" перестает работать: объект и субъект, воспринимающий и воспринимаемое – становятся одним божественным бытием.
В молодости Джон 8 лет состоял в ордене иезуитов, изучая и осваивая в аскезе и послушании христианский подход к медитации. Когда его мистический опыт стал настолько глубоким, что "перестал помещаться" в круг ограничений правил ордена, он получил благословение на то, чтобы покинуть орден. Однажды, неожиданно для самого себя он обнаружил в книжном магазине перевод одной из индийских тантр – в котором странным образом описывалось то, что он ощущал в своих мистических переживаниях в течение многих лет. С тех пор он стал глубоко изучать индийскую тантру и, в особенности, Кашмирский Шиваизм, в котором обнаружил глубокое фундаментальное родство с учением Христа.
Несколько цитат из лекции:- Когда я впервые начал читать книги, посвященные Кашмирскому Шиваизму, во мне зазвучал некий таинственный звук, похожий на звук органа, я ясно его слышал. Мне захотелось изучать это глубже, поэтому я попросил благословение епископа на то, чтобы отойти от дел и заняться изучением санскрита, исследованием этой доктрины, и переводами текстов.
- Эти две системы [Христиаство и КШ] – почему они настолько привлекательны для меня? С одной стороны, нельзя сказать что Христианство это тоже самое что Кашмирский Шиваизм, также как нельзя сказать что Кашмирский Шиваизм это тоже самое что Христиантсов, и с этой точки зрения они совершенно несовместимы. В этом и заключается большой парадокс, благодаря которому ум перестает работать, мы переходим границы ума и выходим в зону за пределами ума. Парадокс это очень важный элемент, который позволяет нам выйти на совершенно другой уровень – уровень, где присутствуют тишина и покой, уровень на котором рождаются все системы человеческой мысли. В состоянии парадокса я стал чувствовать, как внутри меня происходит межрелигиозный диалог двух систем мысли, и со временем это привело к тому, что я стал разговаривать об этом с другими людьми, интересующимися этой темой.
- Иисус Христос пришел в этот мир во плоти, и Он является всем миром, а весь мир является Им, потому что это выражение Слова.
- Что общего между Светом и Тьмой? Это парадокс. Мы не можем сказать что между ними общего, используя логику и здравый смысл. Но мы можем почувствовать Великий Парадокс, стоящий за этим вопросом.
- Что происходит во время католической мессы? Мы находимся рядом с распятием – рядом с крестом, местом смерти Бога. Мы едим его плоть (хлеб) и пьем его кровь (вино). Очень по-тантрически.
По сути, люди присутствуют на тантрической церемонии во время мессы. Они сами являются Христом поскольку были крещены, люди дают мне хлеб и вино. И, принимая хлеб и вино, я идентифицирую себя с Иисусом говоря "Это мое тело, это моя кровь". Мы вместе едим хлеб (плоть Христа) и пьем вино (кровь Христа), и превосходя этот парадокс (или через этот парадокс) мы возносимся в Царство Божие.
Во время визита Отца Джона в Горакхнатх-мандир в Риге мы провели вместе с ним тантрическую хому (огненный ритуал)
Отцу Джону очень понравилась Латвия, и я надеюсь что он сможет бывать в наших широтах чаще.