Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи  (Прочитано 6938 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов

Я еще раз был удивлен, когда просматривал труд Шанкарачарьи «Дакшинамурти-стотру». Будет лучше, если я процитирую.

О 36 таттвах:

बिन्दुनादौ शक्तिशिवौ शान्तातितौ ततः परम ् || ४२ ||
षट्त्रिंशत्तत्त्वमित्युक्तं शैवागम विशारदैः |

В добавление к Бинду и Нада, Шакти и Шива, Шанта и Атита – знатоки Шайва-агам перечисляют 36 элементов (36 таттв).

षट्त्रिंशत्तत्त्वरुपासु परमेश्वरमूर्तिषु |
प्रत्यक्षेनोपालभ्यन्ते सर्वैरप्यष्ट मूर्तयः || २ ||

Из 36 таттв, или элементов, которые являются телами Парамешвары, 8 форм непосредственно воспринимаются всеми.

Также он упоминает не только 36 таттв, но и Пинду с Брахмандой:

विराट ्छरीरे ब्रह्माण्डे प्राणिनामपि विग्रहे |
षट्त्रिंशत्तत्त्व संघातस्सर्वत्राप्यनुवर्तते || ४||

В Брахманде, теле Вираджа, а также в теле человека, совокупность 36 таттв присутствует везде.

Но дальше еще интереснее, особенно для тех, кто практикует йогу:

स्वस्तिकं गोमुखं पद्मं हंसाख्यं ब्राह्ममासनम् || २४ ||
नृसिंहं गरुडं कूर्म नागाख्यं वैष्णवासनम्
विरं मयूरं वज्राख्यं सिद्धाख्यं रौद्रमासनम् || २६ ||
योन्यासनं विदुस्शाक्तं शैवं पश्चिमतानकम्

Свастика, гомукха, падма, хамса – это брахманические положения (асаны). Нрисимха, гаруда, курма, нага – это вайшнавские асаны. Вира, маюра, ваджра, сиддха – асаны Рудры. Йони – асана шакты. Пашчима-танака – асана шайвы.

Вот такая интересная классификация асан приведена в «Дакшинамурти-стотре» Шанкарачарьи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 169
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #1 : Июль 19, 2014, 23:10:26 »

Я еще раз был удивлен, когда просматривал труд Шанкарачарьи «Дакшинамурти-стотру». Будет лучше, если я процитирую.

О 36 таттвах:

बिन्दुनादौ शक्तिशिवौ शान्तातितौ ततः परम ् || ४२ ||
षट्त्रिंशत्तत्त्वमित्युक्तं शैवागम विशारदैः |

В добавление к Бинду и Нада, Шакти и Шива, Шанта и Атита – знатоки Шайва-агам перечисляют 36 элементов (36 таттв).

षट्त्रिंशत्तत्त्वरुपासु परमेश्वरमूर्तिषु |
प्रत्यक्षेनोपालभ्यन्ते सर्वैरप्यष्ट मूर्तयः || २ ||

Из 36 таттв, или элементов, которые являются телами Парамешвары, 8 форм непосредственно воспринимаются всеми.

Также он упоминает не только 36 таттв, но и Пинду с Брахмандой:

विराट ्छरीरे ब्रह्माण्डे प्राणिनामपि विग्रहे |
षट्त्रिंशत्तत्त्व संघातस्सर्वत्राप्यनुवर्तते || ४||

В Брахманде, теле Вираджа, а также в теле человека, совокупность 36 таттв присутствует везде.

Но дальше еще интереснее, особенно для тех, кто практикует йогу:

स्वस्तिकं गोमुखं पद्मं हंसाख्यं ब्राह्ममासनम् || २४ ||
नृसिंहं गरुडं कूर्म नागाख्यं वैष्णवासनम्
विरं मयूरं वज्राख्यं सिद्धाख्यं रौद्रमासनम् || २६ ||
योन्यासनं विदुस्शाक्तं शैवं पश्चिमतानकम्

Свастика, гомукха, падма, хамса – это брахманические положения (асаны). Нрисимха, гаруда, курма, нага – это вайшнавские асаны. Вира, маюра, ваджра, сиддха – асаны Рудры. Йони – асана шакты. Пашчима-танака – асана шайвы.

Вот такая интересная классификация асан приведена в «Дакшинамурти-стотре» Шанкарачарьи.

Гуруджи будьте милостивы, прокомментируйте пожалуйста, как для начинающего. О чем здесь говорит Шанкарачарья?  
« Последнее редактирование: Июль 19, 2014, 23:17:45 от Sakshinath »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #2 : Июль 23, 2014, 07:43:14 »

Это выдержки из еще одного его труда. Просто интересно то, что большинство Шанкарачарью связывают с маявадой. Но кто-то также его считает Гуру Шривидьи, маявада далека от рассмотрения мира как манифестации Божественной Шакти, а шактизм, тантризм – очень даже близки.

В некоторых трудах Шанкары встречаются элементы, которые можно встретить в тантризме, например, "пиндабрахмайкья вада" (единство макро- и микрокосма). Тридцать шесть таттв, как концепция, в основном свойственна шиваизму, шактизму. И хотя все эти течения отличаются по-своему, они опираются на теорию 36 таттв, разница лишь в их интерпретации. Концептуальна также Шайва-сиддханта. Она опирается на 28 Агам, не принимает Бхайрава-тантры и Каула, которые в КШ и т.п.

Кроме того, не так давно я стал просматривать текст, написанный Мадхавачарьей, "Шанкара-дигвиджая", и нашел интересную вещь. Я удивлен, почему никто из индологов не обсуждает такого рода источники. Складывается впечатление, что они просто "выполняют план" по написанию стандартных исследовательских работ и все, что не вписывается в данный формат, просто отметают. Так вот, там говорится о том, что Шанкара получил посвящение от Говинды (Гаудапады), который также известен под именем Патанджали, автор известного трактата по йоге (прямо так и сказано). Хочу заметить, это труд Мадхавы, который достаточно авторитетен. Там есть еще много интересного. Я уже не раз нахожу такие вещи в текстах, которые сносят рамки многих сампрадай, и все это порождает массу вопросов к этим сампрадаям. Они умышленно это игнорируют? Не знают? Или считают такое ересью?
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

crac333

  • *
  • Сообщений: 140
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #3 : Июль 23, 2014, 08:06:06 »

Цитировать
что Шанкара получил посвящение от Говинды (Гаудапады), который также известен под именем Патанджали, автор известного трактата по йоге (прямо так и сказано). Хочу заметить, это труд Мадхавы, который достаточно авторитетен.
Большое спасибо,Гуруджи! Поистине этот форум благодаря Вам кладезь уникальной информации в русскоязычном пространстве.
Цитировать
складывается впечатление, что они просто "выполняют план" по написанию стандартных исследовательских работ, и все что не вписывается в данный формат, просто отметают.
У меня давно такое ощущение относительно аккадемического востоковедения(несмотря на присутствие отдельных ярких и добросовестных исследователей). Совсем недавно думал об этом.
Записан

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 86
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #4 : Июль 23, 2014, 11:02:59 »

Гуруджи ко Адеш!

Действительно, неожиданно такое прочесть в трудах Шанкарачарьи, с именем которого связывается учение адвайта-веданты, где преподносятся совсем другие метафизические концепции. Вообще при знакомстве со многими западными статьями по индуизму, иной раз складывается такое впечатление, что индуизм, зачастую, априорно рассматривается сквозь призму веданты в целом, которой, безусловно, индуизм не исчерпывается. Может быть это как-то связано с избирательным отбором западных индологов, начиная с конца 19 века. Примерно, как произошло с количеством чакр, после появления трудов Авалона. Но, кстати, ведь известно, что Шанкара многое заимствовал из других систем, упанишад, веданты, санкхьи, йоги, буддизма и т.д. + велась активная прозелитская деятельность и борьба с оппонентами (порой не дискуссионными методами), что позволило постепенно закрепить адвайта-веданту. Кстати, читал у Рамачанды Рао, что именно Шанкарачарье принадлежит систематизация тантрических амнай, уж не знаю насколько это верно. Интересная тема, в общем, и спасибо Вам! 
Записан

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 169
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #5 : Июль 23, 2014, 15:11:00 »

Гуруджи ко Адеш!

Спасибо Гуруджи.
Интересно в какой период жизни он ( Шанкарачарья ) это написал, в начале или в конце?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #6 : Август 10, 2014, 18:55:47 »

Кстати, читал у Рамачанды Рао, что именно Шанкарачарье принадлежит систематизация тантрических амнай, уж не знаю насколько это верно. Интересная тема, в общем, и спасибо Вам!  

Он, конечно, великая личность, однако систематизация тантрических амнай – это слишком много для него. С ним соотносят амнаи, которые он трактовал как разные матхи в четырех частях Индии, конечно же, они соотносятся и с его десятью Орденами. Но вот что касается тантрических амнай, это слишком многомерные системы, есть просто разные Божества, основные для таких тантрических сампрадай, как Шривидья, Кали-видья, Чиначара, Кубджика, Ганапатья и др. У их основных деват есть свои амнаи, где контент этих амнай рассматривается как аспекты данного Божества. Я не видел в интернете, да и вообще среди русских и европейцев (за исключением некоторых ученых, типа Дичковски, Сандерсена) кто бы внятно был способен объяснить, зачем это нужно, хотя многие используют эти термины, очевидно, не понимая, что это такое. Так и быть, объясню вам, что это такое. Амная-пуджа того или иного Божества существует для того, чтобы раскрыть полноту Шакти, связанную с данным деватом. Иногда амнаи могут быть связаны с крупными сампрадаями, однако и у отдельных деват, которые сами по себе рассматриваются как часть какой-то сампрадаи (например, Багаламукхи – часть Шривидьи (Шрикулы)), есть свои амнаи.

Это одна сторона предмета. Но в зависимости от своей квалификации и целей разные тантрики могут с амнаями связывать совсем разные вещи. Мой Шривидья Гуру их связывает с разными магическими или духовными целями, где, например, западная сторона, если сесть лицом в эту сторону, принесет богатство, южная – обезвредит врага, а верхняя амная – приведет к мокше. Амнаям могут соответствовать те или иные биджа-мантры, и одна мантра, если в ней используют разные сампуты (окаймления мантры), обретает разные эффекты без обращения тела на разные стороны. Также мой Гуру учит, что и само тонкое тело может работать спонтанно в разных амнаях при практике мантры, даже если вы не манипулируете биджами, так как, по его версии, амнаи связаны с основными каналами в тонком теле и каналы активизируются сами по себе при смене вашего психического состояния. Все это интересно, и мой личный мистический опыт идеально соответвует тому, как Гуру объясняет. Есть и другие трактовки: тантрики, которые сильны в знании текстов, могут соотносить амнаи еще и с текстами, какая категория текстов к каким амнаям относится. Конечно, если это все подробно изложить, то обнаружится намного больше вариаций и тонкостей. Соответственно, приписывать все эти заслуги Шанкаре, я думаю, было бы большим перебором, даже если учесть, что он жил в эпоху зарождения тантры (хотя это тоже вопрос). И если допустить, что именно он мог заложить ориентиры, все равно то, что разработали тантрики, все-таки в этом большая заслуга принадлежит им. Но, безусловно, Шанкара был велик, это факт.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 86
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #7 : Август 10, 2014, 21:23:00 »

Спасибо большое за ваши ответы. Да, я когда прочитал теорию связи амнай с Шанкарой в книге Р.Рао, то у меня лично возникло сомнение, особенно после обилия всей той информации, которой вы здесь на форуме делились ещё раньше на эту тему. В связи с этим и написал, чтобы прояснить. Книги книгами, как говорится :05:  У меня, если позволите, еще такой вопрос последнее время в голове крутится, связанный с тантрой и почитанием таких деватов как Кали, Багаламукхи, Бхайрава. То есть ведь натхи их тоже почитают, а насколько такое почитание отличается от каких-то тантрических сампрадай, например в Шри-видье или Кали-видье? Т.е.  какие сущностные различия? Натхи ведь акцент делают, насколько я понимаю, на пустоту и отстраненность,  а тантрики на полноту, значит и различия в поклонении божествам должны быть?

Также, мой Гуру учит, что и само тонкое тело может работать спонтанно в разных амнаях при практике мантры, даже если вы не манипулируете биджами, так как по его версии, амнаи связаны с основными каналами в тонком теле и каналы активизируются сами по себе при смене вашего психического состояния.

Действительно получается очень интересно, особенно если посмотреть с точки зрения йоги, где тоже работа идёт с каналами в тонком теле. 


Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #8 : Август 11, 2014, 06:25:55 »

У меня, если позволите, еще такой вопрос последнее время в голове крутится, связанный с тантрой и почитанием таких деватов как Кали, Багаламукхи, Бхайрава. То есть ведь натхи их тоже почитают, а насколько такое почитание отличается от каких-то тантрических сампрадай, например в Шри-видье или Кали-видье? Т.е.  какие сущностные различия? Натхи ведь акцент делают, насколько я понимаю, на пустоту и отстраненность,  а тантрики на полноту, значит и различия в поклонении божествам должны быть?

Различие большое. В Индии любая духовная практика связана с образом жизни, а каждое общество имеет свои правила жизни. В связи с этим, ошибочно все понимать буквально, ведь западная традиция в этом плане имеет свои особенности. Во-первых, сами Божества есть символ образа жизни. Все просто, посмотрите на образы Божеств, это не такие уж и абстрактные вещи, они четко символизируют психофизическое состояние людей. Горакшанатх – это одинокий йогин, соответственно, у одиноких йогинов – определенный образ жизни, который подразумевает соответствующую одежду, питание, атрибуты практики (например разные формы тапасьи). Он нуждается именно в такого рода вещах, следовательно, их ему и подносят в пудже. А вот Трипура-сундари – это Махараджешвари, символ королевской власти и всего, что с ней связано, поэтому в Шривидье очень красивые и богатые подношения, это и 16 упачар, и популярные 64 упачары (хотя их можно подносить и Кали). Если ты король и ты богат, то тебе для личной духовной практики все, что у тебя есть, надо ассоциировать с ней, и как можно больше всего подносить Божеству. Но если ты йогин-аскет, то нет необходимости в этом, король очищается через большие пожертвования, но он может вести и праздный образ жизни. Йогин, как правило, не ведет подобного образа жизни, поэтому ему незачем и делать такие подношения. В связи с этим, конечно, нам надо реально смотреть на тот образ жизни, которым мы живем: если вы пока еще социальный человек, то надо подумать, в каком виде натховские пуджи для вас актуальны, что-то может быть на данном этапе вам ни к чему. Но вообще, я считаю, что вам повезло, что я могу это объяснить; в Индии чаще всего большинство садху не понимают Запада, максимум, что они могут сказать: "Ходи в ланготе и пепле", – это традиционно, но чаще они просто не хотят говорить на эти темы, что и понятно. Объяснить это крайне сложно, потому что на Западе почти вся тантра – это профанация, а йога – это один "физкульт-привет". Поэтому даже если они и понимают западную ситуацию, для них слишком энергетически затратно и бессмысленно все объяснять. Ну а кто-то может просто не знать, так как стал садху по безвыходности своей мирской ситуации.

Если же сравнивать практику, отличий много. Потому что все мантры в Индии можно поделить на ведокта (происходящие из Вед или под влиянием Вед) и шабар-мантры – те, что создавались аскетами, а позже были переняты и грихастхами, но с ориентиром на правритти. Ведокта мантры или тантрокта, но имеющие связь с ведизмом, это все создавалось сначала риши, кто в большинстве своем были грихастхи, а потом разными тантриками, кто, в принципе, также грихастхи. И, соответственно, эти мантры завязаны на санскрит, а санскрит – это масса деталей, это метрический размер, риши (проявивший данную мантру), это биджа и т.д. Например, если вы делаете ньясы, вы используете данный контент в них, а садху – это вовсе надсоциальная категория, они не живут в доме, отсюда нет у них Кула-девата пуджи, нет готры (как у грихастх), нет соответствующей варны и джати, а ведь это все у грихастх связано с тем, что они могут практиковать. Не всегда это, конечно, так, но если в целом, то это так и есть. Все это очень непросто, хотя все сейчас кругом и пишут, что у них "традиционная тантра", "традиционная йога", но это чаще просто реклама; если с ними пообщаться, все, что я тут написал, – для них темный лес. Безусловно, это только часть отличий, в целом об этом надо больше говорить, в чем отличия и почему, если интересно, могу написать. Хотя, надо написать, иначе эта тема так и останется для многих неясной. Как будет время, освещу эту тему.

Цитировать
Также, мой Гуру учит, что и само тонкое тело может работать спонтанно в разных амнаях при практике мантры, даже если вы не манипулируете биджами, так как по его версии, амнаи связаны с основными каналами в тонком теле и каналы активизируются сами по себе при смене вашего психического состояния.

Действительно получается очень интересно, особенно если посмотреть с точки зрения йоги, где тоже работа идёт с каналами в тонком теле.


Ну, конечно, и тантра, и йога, в самом разном виде, возникла не на пустом месте, связей и сходств масса, но при всем этом есть и свои отличия. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 86
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #9 : Август 11, 2014, 15:11:01 »

Гуруджи, это без сомнения интересно и полезно. Очень надеюсь, что вы продолжите эту тему, как появится время. 
В западных странах не очень-то в ланготе походишь, это точно. Вот и не хочется, с одной стороны всё упрощать и профанировать, как это получилось с тантрой-йогой на западе, с другой стороны не всегда понятно, как придерживаться равновесия, если ведешь социальный образ жизни, при этом почитаешь Горакшанатха, который в большей степени архетипически связан с отрешенностью от мирского. Или это скорее зависит от уровня садхака и его восприятия разных божеств? Мне очень по душе подход натхов, при котором, как мне кажется, возможности залипания в каких-то крайностях и наворотах, как в тантре, сведены к минимуму. А также широта восприятия в отношении других традиций и мировоззрений. Плюс йога с опорой на Гуру очень сильно меняет мировоззрение человека в лучшем смысле. Но и тантрический подход также очень гибок, практичен и гениален по-своему.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #10 : Август 13, 2014, 13:39:39 »

Конечно, подход натхов западному человеку может показаться интереснее, чем, например, тантра, однако если он привлекает вследствие своей кажущейся легкости, это, ИМХО, большая ошибка. Я попытаюсь высказать свое понимание, коснувшись как можно больших нюансов. Сейчас очень много можно встретить взаимонепонимания между танриками и натхами, однако если всмотреться в причину этого явления, то выяснится, что она внешняя, потому что никто не хочет ни во что вникать. Во-первых, мы можем говорить относительно взаимонепонимания, если берем на рассмотрение эти традиции в целом. Но натхи бывают очень разные, и тантрики тоже. Если вы почитаете книги, например, Банерджи (кстати, заканчиваем редакцию его книги про Горакшанатха, скоро отдадим в печать), то увидим, что натхи никогда себя не противопоставляли ни одной из сампрадай, и вообще, чему-либо во вселенной. Но невозможно, например, содержать огромные матхи, развивать сампрадаю в нормальном виде для всех в социуме, а не в маргинальном, и при этом не очертить свои границы и даже не противопоставить себя кому-то. Это жизнь, и так делают все. Так, некоторые крупные маханты ведут явную политику против ислама в Индии. С одной стороны это понятно, Индия пострадала от них в свое время, натхи в том числе, но были и есть немало суфиев, натхов-мусульман. Также непросто и в исламе, потому что среди его последователей много разногласий. В истории много примеров, когда они сами же убивали суфиев. С тантрой у многих отношение схожее, связь теоретически допускают, но некоторые ее сторонятся. Есть просто официальная сторона религий, которой как правило пользуются политики, идеологи для управления массами, а есть то, что они называют "сектами", "еретиками", та категория, которая не хочет жить, как вся толпа, или же если жить, то оставлять за собой свободу права, что от этого брать, а что нет. В этом плане, конечно же, Индия более "сектантская", но в то же время и там стадность и невежество бывает очень махровое. Вы во всем можете найти там свои плюсы и минусы. То же самое с тантрой, есть такая тенденция в обоих направлениях, когда каждое пытается отмежеваться от связей тантриков с натхами и наоборот. Например, есть такие тексты, как «Матоттара тантра», которая издавалась как «Горакшасамхита», хотя текст, как считают тантрики, посвящен Кубджике, и тантрики уверяют, что Горакшанатх там вообще ни при чем. Однако там несколько раз, не в завершающих шлоках, а в самом тексте, упоминается и Горакшанатх, и Минанатх, и Джаландхарнатх, что действительно дает основания сделать вывод, что к натхам текст определенное отношение имеет.

Далее, «Махартха-манджари», этот текст натхи издавали в Горакхпуре, в тексте автор, Махешварананда, говорит, что он и есть Горакшанатх. Ученые доказывают, что это не тот Горакшанатх, приводят аргументы, дескать, Махешварананда – известный Гуру, который относился к Кашмирскому Шиваизму (делая акцент на системе Крама), жил в Андхра-прадеше, и якобы он не мог быть Горакшанатхом, который был популярен на Севере Индии. Также даты жизни Махешваранады часто относят к 13 веку, а Горакшанатх жил раньше, и что Горакшанатх – это Шива, а тот был просто Гуру. Но дело все в том, что Горакшанатх был почти во всех точках Индии, и даже за ее пределами, источники его жизни – это вообще тема сложная, есть источники, датированные после 14 в., в которых находят его имя, а есть вплоть до 5-го, а может, и раньше. Одни его считают Шивой, другие просто великим Гуру, Йогином Махасиддхой. И сам текст «Махартха-манджари» наполовину написан на санскрите, наполовину на апабрамше, что было несвойственно Гуру КШ.

Есть еще масса других интересных источников, например описанные садханы Горакшанатха в «Пурашчарьярнава-тантре» и др., там даны его мантры, ньясы и т.д. Также очень много садхан, посвященных всем Деватам, связанным с Кали-видьей, таким как Дурга, Пратьянгира, Махакала и др., где в их Гуру-краме, в почитании Гуру, среде Манаваугха, почитается Горакшанатх и Минанатх. Я очень много нашел в текстах подобного, и когда показал некоторым не вполне образованным и фанатичным натхам, типа Сураджнатха (из Махараштры), их это просто ввело в ступор, так как они не терпят изучения текстов. Например, есть масса текстов, такие как «Горакша-йога-манджари», «Джога-прадипика» и др., где садхана кхечари-мудры описывается (помимо подрезаний языка) с вини-йогой, ньясами и мантрами для кхечари. Все эти ссылки очень сильно раздражают фанатиков, даже более, чем раздражает тантрическая Гуру-крама в Кали-видье многих тантриков, когда им говоришь, что там есть Горакшанатх. Или вот еще такие тексты, как «Горакша-сиддханта санграха», этот сборник – что-то типа пояснений к «Сиддха-сиддханта-паддхати», так там упоминаются такие крутые каулические тексты, как «Куларнава» и др.

Что касается Шривидьи, она в основном развилась на юге, но много вобрала из Кашмирского Шивизма, начиная от «Вамакешвара-тантры», «Йогини-хридая», вы можете проследить явные связи с КШ. Вообще, эта традиция пришла на юг с севера и дальше стала там самостоятельно развиваться, расколовшись на агамическую «Шайва-сиддханту», разные независимые группы сиддхов (сиддхаров), где мы находим и Горакшанатха с Матсьендаранатхом. На юге изначально была другая культура, там позже санскритизировалось все, но местные много взяли с севера, и сейчас там даже можно найти много интересного, что на севере было уничтожено исламом, так как на юге он все-таки не получил такого влияния. Вы можете это очень легко проследить по тем же индийским танцам: на севере мусульмане запрещали в танцы вкладывать ярко-выраженные религиозные идеи. Так, в танце если и были какие-то драмы, посвященные Рамаяне, Кришне и др., то это все старались подносить просто как драму, без религиозного содержания, типа мифа. А вот на юге в этом отношении мусульмане не смогли подобное диктовать. Поэтому север сильно обрубил многие ярко-выраженные религиозные идеи не мусульманского веяния. Видимо, потому и йога севера сохранила черты тантры внутренние, но внешне она очень урезанная, холодная, если ее сравнивать с южной, где тантризм был с более развязанными руками.

Но все уничтожить и задавить было не реально, были радкальные течения и на севере во все времена, в Бенгалии, Асаме, например. В Непале также, поскольку он был более свободен, видимо, поэтому многие элементы КШ были впитаны Кубджикой, и прижились в Непале, и хорошо сохранились там, хотя и в достаточно закрытом виде. Мы можем также встретить тексты, типа «Горакша-нирукты», где упоминается Гуру-крама Шривидьи и ее соотносят с натхами. Но, как я уже говорил, это сейчас интересно единицам, беседовать обо всех этих источниках, особенно честно, без перетягивания одеяла на себя, ни один из представителей тантрических сампрадай не стремится, многие официозные натхи также. Проблема в том, что большинство последователей традиции впадают в две крайности: одни слишком политичны и увязают в правритти, это крупные маханты. С одной стороны многие выглядят чистоплотно, но очень социальные и тупо отстаивают весьма примитивные вещи. И другая крайность – сильная маргинальность, в нее впадают, конечно, не мирские люди, они много курят, с социальной точки зрения они выглядят малоадекватно, они часто неграмотные, хотя среди них бывают люди с глубоким видением, развитой интуицией и с разными сиддхами. Встретить гармоничного садхака без крайностей, образованного, не с сухой инфой, не фанатика – очень непросто. Были образованные люди, такие как Хархаринатх, но их мало. Слава Богу, они есть и среди тантриков, и среди натхов, однако в большинстве случаев я чувствую одиночество, мне говорить почти не с кем.

О технических отличиях надо поговорить отдельно. Хотя ставить термин "отличия" мне непросто, потому что я, например, знаю, что это отличие лишь до того момента, пока не изучишь как следует предмет. В Индии большинство тантриков делают ритуал на уровне анава-упаи, они сделать-то могут, но чаще их тарабанят без понимания сути. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #11 : Август 29, 2014, 17:09:07 »

Я думаю, что почитание Гуру, Сиддхов, Парампары, также своего Гуру - это то, что сильно роднит подходы Тантры и Натхов, почти все садханы тантризма начинаются с почитания разных Гуру. Например, в Кали-краме (Уттарамнае) они свои, там же, кстати, и Горакшанатх с Матсьендранатхом есть, хотя это вообще-то тантра. В Шрикуле есть также и свои списки Гуру. На самом деле они есть в каждой амнае. Также есть в тантре и самые разные списки Нава-натхов. Эти списки не тех Нава-натхов, которые сейчас наиболее популярны в Натха-сампрадае, например, в "Горакша-упанишаде" другой список. Почитание Сидхов-Бодхисаттв также очень развито в буддийской тантре, которая когда-то была связана с Натха-сампрадаей. В этом я вижу явную связь, несмотря на то что везде есть свои особенности.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #12 : Октябрь 05, 2014, 23:05:40 »

Сегодня еще нашел один сюрприз. Просматривая один из ранних текстов по Шривидье, «Шривидьярнава-тантру», написанную Видьяраньяяти (это был один из Джагадгуру в 13-м веке), я наткнулся в этом тексте на ссылку. Ссылка на «Хатха-йога-прадипику» и «Горакшашатаку» в разделе, описывающем йогу. Некоторые индологи почему-то Прадипику относят к 15 веку. Хотя по моим наблюдениям все "ученые" такого рода вещи оправдывают тем, что всегда такое после вкраплялось в тексты, все, что не сходится с одной, принятой за основу, версией.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6448
    • Традиция натхов
Re:Йога и Тантра в трудах Шанкарачарьи
« Ответ #13 : Октябрь 08, 2014, 19:59:03 »

Относительно упомянутого Говинданатха, мой Гуру джи считает даже, что он был натхом (в общем, версия интересная, особенно после упомянутого текста "Шанкара-дигвиджая"). Однако это еще не все. Говиндапада также написал труд, связанный со Шривидьей, который стал в какой-то степени олицетворением Самая-сампрадайи, это "Субхагодаястутих". Также составил "Дурга-сапташати тику", в которой изложил классификацию частей этого известного для шакта-упасаков текста. В "Сугхагодая-стотре" встречается интересное расположение трех грантх: рудра-гратхи Гаудапада помещает на уровень муладхары и свадхиштханы; вишну-грантхи, как обычно, на уровне сердца; а брахма-грантхи – на уровень аджна и вишуддха-чакр.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.