Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Можно ли сочетать такие практики?  (Прочитано 9464 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556

Адеш!
У меня такой вопрос. Я раньше пробовал практиковать аштанга-виньясу, сукшма-вьяяму и кое-что из книг Свами Шивананды по Кундалини-йоги. Сейчас еще у меня есть передача в кхечари. На данном этапе достаточно богатый арсенал практик и на все нет времени, поэтому вижу смысл просто брать основные элементы из этих стилей. Но вот недавно мне один мой друг, который мечтает поехать в Майсор к Шешадри, сказал что  якобы нужно обязательно у мастеров виньясы учиться, платить за каждый уровень ради каких-то там бумажек сертификатов и прочей лобудени. Но меня то интересует йога, а не бумажки которым применение где угодно, только не в йоге. Так вот я думаю не лучше ли просто от этих стилей брать какие-то работающие элементы? Все равно эти школы изначально не натховские, а скорее наоборот все практики взяли у натхов и просто делают деньги придумывая всякие последовательности и прочий новодел. А идея мне вот какая пришла на этот счет, не делать в слепую те последовательности которые придумал кто-то из предприимчивых, а составлять свои.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #1 : Май 26, 2007, 16:29:44 »

Адеш!
Я думаю, что такое совмещение наиболее эффективный подход, многие так и делают на самом деле. Вся практика йоги была разработана натхами, а стили йоги не стоит понимать слишком буквально. То, что многие по ошибке называют традициями, на самом деле, просто набор техник взятых у натхов. А если это так, то почему вы не можете пользоваться тем, что Вам принадлежит по праву и более того, делать с этими техниками то, что считаете нужным? Для этого Вам не нужно сдавать экзамены для получения каких-то мифических сертификатов. 

Что из себя, например, представляет практика Крийя-йоги Лахири Махасайи? Особый вид растягивания языка, для того, чтобы сделать то, что существует у натхов в одной из практик, но не во всех практиках в целом. Есть некоторые детали для кхечари, касающиеся растягивания языка, а все остальное обставлено различными техниками ввиде маха-мудры, йони-мудры и др. Эти практики из общего технического арсенала натхов взяли садху из линии дашанами и отобрали только то, что подходит лично для них.  А потом преподнесли это для людей далеких от широты духовных воззрений как новую традицию йоги. Тоже самое произошло и с другими системами, с системой Кришнамачарьи, который был вайшнавом линии Рамануджачарьи или Свами Шивананды - адвайты Шанкарачарьи. Это все стили, которые можно менять в соответствии со своими целями, изучать эти системы полезно, но тратить на них свою энергию больше, чем это необходимо для тех, кто сам натх, не имеет особого смысла.

Между натхами и современными школами йоги существуют большие различия. Тех, кто строит секты из разношерстного современного новодела, я не беру в счет, с такими все ясно, их надо сторониться как чумы. А вот люди, которые живут на западе и нейтрально смотрят на разные новые школы йоги, не считая их традициями, а просто стилями с набором техник, вот это, на мой взгляд, люди с чистым и трезвым видением. Они не находятся под колпаком разных организаций, раздутых из ничего, и способны от всего абстрагироваться и искать то, что им нужно, из всего того, что предоставляют современные системы. Вот такие люди способны правильно смотреть на те школы йоги, которые существуют на западе и выбирать из них наиболее эффективное, отбрасывая то, что предназначено для «роботов». Если, таким образом, смотреть на йогу, тогда вы сможете правильно понимать то, как их практики можно совмещать. Не мешает также внимательно изучить среду и традицию, личные качества тех, кто эти стили создавал. Многие на это не обращают внимание, предпочитая делать то, что дают. Но это, как и еда, у тебя есть деньги и за одну и ту же сумму можно купить то, что тебе полезно и то, что бесполезно. Тебя никто не лишает права выбора, можно посмотреть и изучить товар, но не покупать, если не нравится. Даже, если продавец огорчиться и будет настаивать на покупке, Вы в праве не покупать.  Продавец говорит, что это самый особый товар, это традиция Кришнамачарьи, хотя, на самом деле, это далеко не традиция, а стиль, на то он и продавец, чтобы так говорить. А вы, в свою очередь, способны выбирать.
« Последнее редактирование: Июнь 06, 2007, 13:57:50 от Ишварананданатха »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #2 : Май 26, 2007, 17:13:27 »

Адеш!
Спасибо, Гуруджи. Да мне кажется что у натхов на самом деле практик более чем достаточно, просто натхи все разные, а чтобы получить от них все необходимые знания нужно годы там в Индии жить безвылазно. Вы бы почаще в СНГ приезжали, хорошо что еще форум есть.
   Меня интресуют вопросы, а почему все-таки такой контраст между традиционными натхами и разными попсовыми школами даже в самой Индии. В этих школах все открыто и понятно, неужели все дело в деньгах, на которые эти школы ориентированы, но натхам то тоже никто не мешает делать подобные организации на западе. Почему их нет?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #3 : Май 26, 2007, 21:28:07 »

Адеш!
Очень хороший вопрос, в свое время я и сам им задавался. Просто натхи это одна культура, а современная йога - совершенно другая и обычному человеку, который с натхами только соприкоснулся, сперва может показаться, что это вообще противоположные системы мировоззрения. У простого человека жизнь очень короткая и ему от природы в соответствии с его кармой отведено на нее определенное количество времени. Запас жизненных и духовных сил ограничен, поэтому те, кто практикуют модерн-йогу, должны только на нее потратить время и достичь в ней своих высот, а тот, кто следует натхам - только натхам. Это если брать культуры в целом. Ну а чтобы найти между ними скрытую духовную связь, на это требуются очень и очень большие усилия, духовные усилия и большая инициатива. Но много ли надо для простого обывателя, которых большое количество как в древней традиции, так и в современной йоге? Вот по этой причине на западе нет ни одной нормальной натховской организации. Есть не мало разного новодела типа Майка Мейджи в Англии или натха-центров в Европе, но никто из них не является даже отчасти дикшита в натха-сампрадаи, с ними все просто. С настоящими же натхами, в социальном плане, дело обстоит глухо. Есть, например, один даршани в Англии и один в Америке, но они после инициации закопались в своих делах, никакой правачаны там нет они просто получили дикши и канули. Три человека из Италии, но они живут в Индии, что их вполне устраивает, периодически катаются в Гоа. Еще в Австрии - Шивендранатх, он аугхар, он знает что в Италии есть натхи, которые по дикше его превосходят и просто преподает аюрведу, но нести полностью натха-сампрадаю в чистом виде ему не выгодно во всех отношениях. Я с ним беседовал раньше на эту тему, он говорит, что традиция одно, а европейский социум - совсем другое, мы с ним разошлись во мнении. Он собственно по этой причине так и не стал канпхатом, потому что больше денег он может получить от той же фитнес-йоги и аюрведы. Что касается меня, то я считаю что эта традиция должна быть представлена на западе. Как? Нужно думать и думать много. Она на мой взгляд может существовать там хотя бы потому, что мировоззрение натхов, больше чем индусское. Натхов я ставлю выше всех индусских школ. У натхов с одной стороны есть вся мудрость Индии, а с другой - нечто большее. У этой традиции громадный потенциал. Если бы немного задвинуть бытовуху и еще приложить ментальные усилия, я думаю ответ на вопрос: «Как может эта традиция прижиться на западе?» - сам придет. Основная проблема только одна, как пересмотреть индийскую составляющую часть натховской традиции так, чтобы она не утратилась, но смогла быть адоптирована под западный менталитет и культуру. Вот над этой темой я сейчас и думаю. Мне не хотелось бы при этом изобретать нечто чуждое традиции и превращать ее в нью эйдж. Хотя с другой стороны, это не Индия, где по улицам ходят коровы, индусы собирают их «лепешки» для «вибхути» и т.д. Некоторе натхи ходят посыпанные пеплом, в дхоти или вовсе нагие в одном ланготе, представьте если такое воплотить в Москве, что будет?
« Последнее редактирование: Июнь 06, 2007, 13:58:44 от Ишварананданатха »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Даттатреянатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 119
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #4 : Май 28, 2007, 15:25:45 »

Адеш!

По поводу асан и вьяям - интересно, а кто как выстраивает индивидуальную практику? Я последнее время не придерживаюсь какой-либо конкретной схемы, делаю то, что идет, придумывая последовательность "на ходу", ориентируясь на опыт и ощущения. Или прорабатываю конкретную область, если там чувствуется "клин". Есть у такого подхода, как мне кажется, минус - я вот весьма часто поддаюсь лени и делаю с недостачным усердием (или даже не делаю вовсе :wwink:); или наоборот - находясь в раджасичном состоянии :27: и не осознавая его, начинаю "перегибать палку", делать слишком сложные для меня элементы. Буду рад услышать соображения по этому поводу.  :05:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #5 : Май 29, 2007, 20:46:00 »

Намасте!
Я думаю, прелесть комплексов и определенных последовательностей в том, что ты выполняешь упражнения как бы на определенном потоке. А в уме, когда ты знаешь что за чем идёт, то появляется некое чувство целеустремленности. На мой взгляд, в этом преимущество комплексного подхода. Недостаток в том, что и идеальных последовательностей для всех в принципе не найдешь, если только до определенного уровня.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #6 : Май 31, 2007, 18:29:32 »

Адеш!
Мне кажется, можно сочетать, выполнять сочетание асан и вьяям по такому принципу. Исследуя себя, пребывая в разных положениях, делать подводящие вьяямы там, где присутствуют наиболее явные напряжения, которые устойчивы и не снимаются пребыванием в асане. Если напряжения преобладают везде, можно начать с вьяямы целиком, постепенно уменьшая интенсивность, количество повторений или вовсе убирая ту вьяяму, которая себя исчерпала(напряжения исчезли, наблюлается стабильность сознания в той или иной форме), постепенно переводя комплекс в более плавное состояние. Тот же подход можно использовать, если состояния напряжения периодически возвращаются (в зависимости от времени суток и психотипа). Можно попробовать замедлять некоторые вьяямы, переводя их в статические формы. Это больше интуитивный подход и требует регулярности в этом направлении, чтобы подвести статистику ощущений...
Записан

Даттатреянатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 119
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #7 : Июнь 04, 2007, 15:57:12 »

Адеш!
Спасибо за ответы. Еще интересно было бы услышать, кто как чувствует разницу между "усилием" и "насилием"? Ведь это самый основной момент в практике хатха-йоги, на мой взгляд. А то бывает думаешь, что делаешь садхану, а после понимаешь что ахимсу делал.  :016:
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #8 : Июнь 05, 2007, 23:07:42 »

Адеш, Даттатреянатх!
Если говорить о снятии напряжения в процессе фиксированного вытягивания, то можно попробовать создать легкое натяжение в той области, на которую направлено вытяжение и "остановиться" как внешне, так и внутренне. Можно наблюдать состояние дыхания, отстраняясь от него, но и одновременно это состояние можно попробовать переключать на ту область, которая испытывает натяжение, не форсируя ни вытяжение, ни пытаясь волевым усилием включить расслабление в нужной области. Только отстраненное присутствие и общий расслабленный фон. Со временем, обычно, нервная система как бы "соглашается" с " предложением" и "выключает" напряжение. Важно не думать о времени, только состояние и присутствие без делания. Возможно есть еще варианты. Мне близок такой.
Адеш!
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #9 : Июнь 06, 2007, 14:29:54 »

Вышеописанное, правда, относится скорее к тем случаям, когда сознание и энергия находятся в активном состоянии. Если состояние пассивное, то эффективнее сначала, наверное начать с вьяямы, чтобы вывести тело и сознание в активное состояние, чтобы не перепутать остановку сознания с его инертностью, при которой самоосознание маловероятно.
Адеш!
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #10 : Июнь 23, 2007, 15:44:57 »

Адеш!
Интересно а как на счёт сочетания асаны с другими ангами пранаяма, пратьяхара, самадхи.....? Через любую из анг я так понимаю можно реализовать и остальные, я вот читал у того же Бойко, Сида о том что асана ведёт к пониманию сути пранаямы, пратьяхары.
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #11 : Июнь 23, 2007, 17:18:03 »

Адеш!
Так оно и есть Алакх. При правильной асане, наступает пратьяхара и дыхание регулируется, далее дхарана «удержание сосредоточения», дхьяна-«внимание или восприятие» и «самадхи» так же возможно, ведь согласно Горакшанатху асана - это пребывание в собственной форме. Чистота тела, нади, сознания, взаимосвязаны и если нет беспокойств «викальп», то как говорит Патанджали: "видящий пребывает в собственной форме", т.е. это и есть высшая асана, что соответствует Горакшанатху. По сути асана - это ключ к самадхи, как и пранаяма или пратьяхара. 
« Последнее редактирование: Июнь 23, 2007, 17:23:40 от Lalita »
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #12 : Июнь 26, 2007, 15:15:30 »

Адеш!
Я так понимаю, что последовательность упражнений всегда идет от внешней проработки к внутреннему перенаправлению энергии. Вьяяма - проработка мышечной системы, связки асан позволяют полностью нормально регулировать положение тела и дыхания в них. Мне кажется восточные боевые системы очень похожи в этом плане, сначало внешняя структура и каналы прорабатываются и активируются, а потом при наличии определенного энергетического уровня пранаяма и бандхи сами собой получаются. Причем это действительно происходит естественным образом, я вот осмысливаю то, что Гуру давал на семинарах и мне кажется подход к тренировке вполне понятный. От простого к сложному. Патанджали говорит: 
"Асана есть неподвижная и удобная [поза]".
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]".
Т.е. при исчезновении пар противоположностей в асане, практикуется правильная пранаяма. По смыслу получается что прана зависит от состояния тела, ума, правильного положения, без зажатости и дискомфортных ощущений, тогда дыхание выравнивается "Аяма". Если пранаяму рассматривать как отдельную часть садханы, то она может дополнять любые из "частей" аштанга-йоги, не исключая и асану. Если как говорит Гуру, анги - не ступени, то смысл йога-сутр вполне ясен. Асаной ты корректируешь пранаяму, а пранаямой - асану. С пратьяхарой тоже самое, потому что пратьяхара означает отвлечение своего сознания читты от источников беспокойства, которыми могут быть любые объекты закрепощающие сознание, включая так же и объекты тонкого плана. Соответственно, Асана - легкость тела, пранаяма - ровность дыхания, пратьяхара - приведение читты в соответствие со своим естеством и спокойным состоянием ума, они все взаимосвязаны. Уровень пратьяхары в асане - это уровень бандх и мудр. Я так понимаю, задача вьяям и асан сделать тело крепким "обожженый сосуд гхата", но вот когда речь заходит о крепости, то тут каждый практикующий начинает понимать нечто свое. Для тех, кто к йоге относится как к фитнесу - это просто здоровье, а для йога сила тела означает способность переносить трансцендентные состояния сознания связанные с Раджа-йогой.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #13 : Июнь 26, 2007, 19:30:31 »

Адеш, Виранатха!
Наблюдая за собой и проводя занятия, за другими занимающимися, я пришел примерно к похожему выводу. Иногда тело и сознание "понимают" это до того, как сответствующая информация получается из книг и это приятно, остается только соотнести теорию с практикой. А еще лучше спросить у Гуру, так будет точнее.
Адеш!
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Можно ли сочетать такие практики?
« Ответ #14 : Июнь 26, 2007, 21:08:09 »

Адеш!
Я иногда консультируюсь у Гуру, а иногда что-то приходит интуитивно, ну сами понимаете, что можно с недвойственной точки зрения воспринимать Гуру-таттву, хотя думаю это такая тема, что может километровый постинг получится. Мне Гуру говорит чтобы я искал состояние, естественное для меня и исходя из этого практиковал, хотя я много получил бесценных и совершенно конкретных рекомендаций, практикую. В традиционных школах обучение сильно отличается от современных школ, где ученик 12 лет был возле Гуру и практиковал под его руководством, а на данный момент времени думаю это не частое явление. Да и ученики бывают разные, грихастхи, с разными социальными активностями. Вы конечно же правы, ведь мир очень тяжелый и его события выматывают сразу, так что многим не до йоги просто, а когда есть Гуру именно как духовный авторитет и может помочь не только советами в плане техник, но и своей мудростью и духовным видением, то вот это на мой взгляд вещи очень ценные. Поэтому Гуру очень необходим, особенно когда есть возможность с ним общаться в любое время. Гурудеву просто одному сейчас тяжело в России развивать традицию, потому он не часто всем сразу отвечает. А еще мне понравилась на одной из его лекций аналогия с джунглями, где йогин практикует в "каменных джунглях", в которых мы все живем и где как и в лесу свои хищники. Практика йогинов во многом зависела от условий, но в основном, йога - это состояние и оно существует везде и всегда, просто нужно учиться слушать и воспринимать мир и себя одновременно, находить гармонию в том что есть. Кстати в одной из ниям относительно асан есть такая рекомендация: практиковать в спокойном уравновешенном состоянии, что говорит о связи "асаны" с другими методами йоги. Я думаю все разумные люди к этому интуитивно уже сами пришли.
Записан