Насколько я знаю, раманандины во многом похожи на натхов. Рамананда, собственно, создал новое направление, которое отошло от рамануджьевского, так как в Шри сампрадае больше делается упор на классическую веданту, а Рамананда многое поменял. Во-первых, он разрешил всем независимо от их джати и варн становиться учениками, вместе принимать (вкушать) пищу (прасад), также в его направлении начали писать тексты на хинди, они уже меньше делали акцент на санскрит, что, собственно, их и откололо от Шри сампрадаи. Разумеется, не только это их отличало, они многое заимствовали у натхов и дашанами. Их садху называются вайраги, авадхуты, тьяги, как и в дашанами, они хатха-йогу больше практикуют как форму аскетизма. На дашанами (именно нага-садху), думаю, оказал влияние тот факт, что они были воинствующей организацией и многие техники, очевидно, использовали для подготовки тела. То же самое в направлениях Рамананды, они в основном рассматривали хатха-йогу как подготовку к реализации бхакти. Простой пример: в сампрадае Раманужди акцент на бхакти идет вначале, а дальше – на джняне, а у Мадхавы наоборот, сначала джняна, а бхакти – это верх и финал. С хатха-йогой, возможно, в разных сампрадаях существуют похожие отношения. Иногда бывает смешно: например, во Франции ко мне приходил один практик из Бихарской школы, так он высказывал свое недовольство тем, что, дескать, когда Свами Ниранджананда почти перестал появляться на публике, сейчас там всем руководит женщина садхви, Сатья Сатсанги. И что с ее появлением, несмотря на то что она все основное относительно их техник хатха-йоги знает, там стали делать акцент на служение, на карма-йогу и Веданту.
В общем, разговор у нас очень долгий и интересный получился, хотя больше, наверное, для него. Пришлось долго доносить идею о том, что это, в принципе, линия ведантическая и хатха-йога если и может какая-то быть, то никак не что-то основное. И даже если такие практики и существуют в глубоком виде, то в Индии ученик проходит полноценную школу карма-йоги, севы и т.д., пока он грихастха и т.д., и то, это не отменяется после того, как он станет садху. Конечно, Запад, я бы сказал прямо, ненавидит такие вещи. В общем, женщина взяла весь удар на себя.
Хотя я думаю, они в своем новаторстве ушли так далеко, что их сложно будет рассматривать как ту традицию, к которой Шивананда еще имел какое-то отношение. После него там уже понеслось совсем другое. Это и понятно, ведантический орден Сарасвати в его полноценном виде, я думаю, мало кому будет интересен. Иногда подстройки под Запад заходят совсем далеко, так что уже с их изначальной традицией нет ничего общего. Ну что, например, общего между ритуалистической брахманской Шри сампрадаей и йогой Паттабхи Джойса и Айенгара? Уже давно – ничего, их практика хороша для звезд Голливуда, поп-эстрады, для офисных работников, детей и т.д. Изучать и практиковать панчаратру для них слишком непосильное дело. Это иногда выглядит абсурдно, когда все эти учителя из Бихарской школы, ученики Кришнамачарьи и др. взяли то, на чем должны делать акцент натхи, и то, на высшей стадии, разбавили это массой физкультуры (то, что в Индии называют деха-абхьяса), а потом их представители спрашивают: "А в чем отличие натхов от Джойса, от Шивананды и т.д.?" Но если я задаю вопрос о парампаре и практиках, которым должны были бы учить эти учителя, но не учили западных студентов или учили, но постольку-поскольку (т.е. не учили, если трезво оценить), то они впадают в ступор. Сначала надо понять, что у них за сампрадая и чему должна следовать, а потом уже спрашивать, чем же она вообще от натхов отличается.
Хочется много сказать на эту тему, я думаю, мы ее еще продолжим, есть что рассматривать и обсуждать. Есть ли древние связи между натхами и раманандинами? Конечно, есть, например, тот же Кабир, который был последователем Рамананды, он был довольно интересным персонажем, проявлял огромное уважение к Горакшанатху, так что до сих пор многие натхи ссылаются на его труды, посвященные Горакшанатху. Кабир также принимал идеи не только вайшнавизма и натхов, но и ислама, хотя он и был вайшнав, почитающий Раму. В целом он Богом считал запредельную реальность, которая над всеми проявлениями, и он верил, что ее можно раскрыть через имя Рамы. Все это очень схоже с подходами Горакшанатха и его последователей. Но, конечно же, он был не единственным, кто перенимал какие-то концепции натхов, просто он был известным сантом, но было и множество менее известных, которые заимствовали не только идеи, но и практики натхов и были не только в раманандинской сампрадае. Некоторые ответвления сикхов, например сант мат, делают акцент на практиках Звука и Света, что, собственно, базовое для натхов и тантриков. Я думаю, нам вообще не мешало бы рассмотреть многие схожие элементы с разной трактовкой, которые встречаются у Сиддха Амритнатха. Такие элементы, как падастха, пиндастха, рупастха и рупатита, и элементы с такими названиями в кашмирском шиваизме, только там последовательности другие, сначала пиндастха, потом падастха идет.