Проблема в том, что многие еще не учитывают множество факторов, и такой неучет приводит к заблуждениям. Когда Айенгар и ему подобные в прошлом столетии начинали учить, то в плане йоги все были очень бедно информированы. Даже сейчас, когда я рассказываю про свою жизнь в Индии, меня никто не понимает, как это все было. Я жил, не имея понятия об интернете. Айенгар и прочие первопроходцы мне понятны, так как я тоже был первым, кто начал двигать Натха-сампрадаю на Запад, только я знаю, как и почему было тяжело.
Так вот, Айенгар двигал асаны, потому что только их и могли тогда люди понять и оценить как нечто "настоящее". Но многие нынешние последователи Айенгара так и живут еще в том бедном времени. Можно было бы говорить, что их учитель "ошибся", но это не имеет никакого значения, как вы это обрисуете: негативно или позитивно-экзальтированно и тупо. Важно без эмоций оценить ситуацию правильно и дальше действовать адекватно.
То, что сделал Айенгар тогда, работало для того времени и того места. А сейчас это "ошибка", это большое упущение людей, вследствие деградации их сознания, не позволять себе развиваться дальше. Не так давно во Франции на один из семинаров пришла какая-то женщина средних лет, сказала, что больше 10 лет занимается по Айенгару и, типа, "опытная". Как потом выяснилось, у нее просто свои представления об "опытности". Например, она не знала вообще о существовании мудр и бандх. Т.е. человек тупо фигачил асаны (видимо, сэты Айенгара) все 10 лет и все.
Недавно вот один идиот мне заявил, что я, типа, к Учителям отношусь неправильно в том числе и потому, что оцениваю их ниже своего уровня. Вся проблема в том, что такие люди ищут подобными словесными формулировками исключительно оправдание тому, что неспособны у меня учиться. Дай им волю, они обвинят и Горакшанатха в его неправильном отношении к Гуру.
Гуру должен быть один, один из многих, тот, кто основной, и им надо считать именно того, кто с тобой больше всех остальных общался. Не искать оправдания своим слабостям, не пытаться защищать свои слабости попытками переступить через голову того, кто больше, чем кто-либо другой, тебе помогает. Но люди уродливо слабы. Не имеют силы признать тот факт, что, говоря о "возвышенном", "стремясь к возвышенному", они просто-напросто не желают развиваться, хотят запудрить мозги всем, себе и даже тому, кто их развивает на самом деле. В этом вся проблема. Вот почему среди "йогов" еще так много больших идиотов, даже больше, чем среди простых людей. Много больных на голову извращенцев, у которых в головах полная шиза, гордыня, пафос, шизотерическое пустозвонство, имитация бхакти, рассчитанная на то, что мир и природа полны одной только дурости. В этом и вся трагичность ситуации, всего того, что вращается вокруг таких, как Айенгар.
Даже вот сейчас я убежден, что найдется масса идиотов, которые скажут, что это осуждение Айенгара, а не моя попытка пробудить в сознании людей хоть немного трезвости и способности хотя бы к малейшему пониманию. Многие Гуру из Индии (фактически, наверное, все) таковыми являются только там, потому что они такие там для тех, кто живет именно там, той средой. Все это там может развить ученика, но они не Гуру на Западе в той степени, в какой они Гуру в Индии.
Чтобы понять Запад и после этого там учить, им нужны дополнительные навыки, а у многих из них этого просто нет. Не потому что они плохие или хорошие, скажем просто и без каких-либо эмоций: у них их нет и все. Потому они часто "чудят", будучи неспособны сделать дополнительный шаг через свои стандартные возможности.