Адеш!
В некоторой литературе, однако, я встречал немного упоминаний о Горакшанатхе как о махасиддхе ваджраяны, причем не только англоязычной, недавно вот заглянул в книгу на хинди, взял ее в библиотеке горакпурского мандира. Книга называется "Горакшанатх и натха-сиддхи" (Горакшанатх аоур натхасиддха), там приведены интересные списки 84 сиддхов, как натхов так и сиддхов ваджраяны. Даже указаны даты жизни некоторых из них, место, кто чей был Учитель и даже указаны «джати» (касты), в которых они являлись. Приведу один список из «тенджура грантха», где-то полные данные, где-то нет.
Имя - Луипа, джати - кайястха, деш (местность) - Магадха, посвящен Раджадхармапалом (769-809 год н.э).
Лилапа, его Учителя - Сараха, Вирупа-раджа Вапал (809-849 н.э).
Домбипа, кшатрий, Магадха, шишья Луипы.
Шабарипа, кшатрий, Викрамашила, ученик Сарахи и Гуру Луипы.
Сараха, брахман, Наландха, Раджадхармапал (769-809).
Ланкалипа, шудра, Магадха.
Минапа, Матсьодари (в рыбе), Камарупа, шишья Джаландхарпада.
Горакпа, (местность и каста не указанны), Гуру Матсьендранатх, отец Девапал (808-49 н.э.) Чорангипа, раджа, место Магадха, в тексте говорится, что он гуру-бхаи Горакшананха.
Винапа, раджа, (Бихар), шишья Канхапы, а тот Бхадрапы.
Шантипа, брахман, Магадха, Учитель Махипал (974-1026).
Тантипа, город Содхонагар, ученик Джаландхара (46).
Чамарипа, чармакар (работник по выделке кожи), Вишнунагар на востоке «пурва-деш».
Кхадгапа, шудра, Магадха, ученик Чарпати (54).
Нагарджуна, браман, город Канчи, ученик Сарахи.
Канхапа (Чармапа), Сомапури, Девапал (808-49).
Тханапа, шудра, Пурва-бхарата (восточная Индия), он Учитель Шантипы.
Наропа, браман, Магадха, (Махипал 974-1026).
Шалипа (Шилапа), шудра, Видхапур.
Тилопа, брахман, Бхинагар, Гуру Наропы.
Чхатрапа, шудра, Сондханагар.
Бхадрапа, брахман, место Манидхар, посвящен от Сарахи.
Декхадхи, место - Мандхпур.
Аджогипа, грахапати (семейный человек), место Салипатра.
Калапа, Раджапур, третий приемник Авадхутипы?.
Дхомбхипа, дхови (прачечник), место Салипутра.
Канканапа, царского происхождения, место-Вишнунагар.
Кавалапа, место Удиса, ученик Дхантапы.
Догипа, браман, Удиса(или Шалипутра), ученик Луипады.
Бхадепа, место-Шравасти, ученик Канхапы.
Тандхе (танте), шудра, место-Каушамби.
Кукурипа, браман, место-Капилавасту, Учитель Минапы.
Кучи (Кусулипа), шудра, место-Кари.
Дхармапа, браман, Викрама-шила, ученик Канхапы и Дхаландхарипы.
Махипа (Махипал), шудра, Магадха, ученик Канхапы.
Ачинтипа, лакархара (резкик по дереву), Дханирупа?.
Бхалаха (Бхавапа), кшатрий, Дханджур (Салипур).
Бхусукупа, царского происхождения, Наланд, Девапал.
Индрабхути, царь, Ланкапур, Анангакаджа и Камбалапы ученик.
Мекопа, ваник (стрелок, очевидно кшитрий), место-Бангал.
Кутхалипа, место-Рамешвар, ученик Шантипы.
Камарипа, лохар (работник по металлическим изделиям), Салипутра, ученик Авадхути. Джаландхарпа, браман, место-Нагарабхо, Гуру Канхапы и Матсьендранатха.
Рахупал, шудра, Камарупа, третий приемник Сарахи.
Дхарвари (Дхарбхарипа), Бодхинагар, четвертый приемник Вирупы.
Дхокарипа, шудра, Салипутра.
Мединипа, место-Лакхапуя?, четвертый приемник от Лилапы.
Панкаджапа, браман, ученик Нагарджуны.
Ханваджра (дхантапа), кшатрий, место-Вириндра, Девапал.
Джогипа (Аджогипа), домба (изготовитель корзин), Удантапари, ученик Шабарипы.
Телупа, шудра, Бхангапур, ученик Майтрипы.
Гуданрипа, чиримар (охотник), Дисунагар, ученик Лилапы.
Лучикапа, браман, Бхангладеш.
Ниргунапа, шудра, восток Индии.
Джапананта, браман, Бхагалпур.
Чарпати (Пачари), кахар (носильшик), место-Чампа, Гуру Минапы.
Чампакапа, царского рода?.
Бхикханапа, шудра, Салипутра.
Бхилапа, военный стрелок, Сатпури.
Кумарипа, Джоман Шридеш?.
Чавари (Джавари Аджапалипа) третий последователь Канхапы.
Манибхадра, грихадаси (домашняя слуга), Магадхья, ученица Кукурипы (очевидна была женщина).
Канакхалапа (женщина Йогини), место Девикота, ученица Канхапы.
Калакальпа, шудра, Бхиралир нагар?.
Кантали (Кантхалипа), дарджи (преподователь), Манидхар (Мехар), ученик Канхапы.
Дханули(Дханурипа), вайшью, Девикота, ученик Канарипы.
Капал (Камалпа) шудра, Раджпури.
Килапа, царского происхождения?, Сараха.
Сагарапа, царь, Канчи.
Сарвабхакшапа, шудра, ученик Сахар Шабари, Чхоте Сараха и Бхусук.
Нагабодхипа, браман, Западная Индия, ученик Нагарджуны.
Дарикапа, царь, Удис, ученик Луипы.
Путулипа, шудра, Бхангладеш.
Панаха (Апанахапа) чамар (выделшик кожи), Сандхонагар.
Кокалипа, сын царя, место-Чампаран.
Анангапа, шудра, Гоура, третий продолжатель Томбипы.
Лакшмикара (женщина Йогини), дочь царя, Самбхалпур, сестра Раджи Индрабхути.
Самудапа, Сарвадидеш.
Бхуми (Вьялипа), браман, Апатрадеш?.
Из этого списка четыре были женщины йогини: Манибхадра, Мекхала, Канакхала, Лакшмидхара. Интересно то, что упоминается в списке Горакпа (Горакшанатх) и еще то, что Луипа и Минапа, рассматриваются как отдельные персонажи, но сказано, что Минапа («Матсьодара» в рыбе). В «Хатха-йога прадипике» в списке натха-йогов, упоминается Матсьендра и Минанатха как разные личности. По одной из известных версий Минанатха был сыном Матсьенры. В Натха-сампрадае считают, что Минанатха один из «чоураси-натхе» - 84 натхов, а Матсьендранатх - один из 9 натхов, существуют янтры содержащие имена Минанатха и Матсьендранатха, как разных йогов. Один известен как Аватар Шивы, другой уважаемый Гуру, в сампрадае. В историях о сиддхах очень много противоречий.
В книге на хинди, из которую я процитировал, перечислены списки махасиддхов ваджраяны, есть еще немало других списков, как сиддхачарьев, так и натхов, а так же история о том, что был некий Лама Таранатха, который в своих трудах утверждает, что Анангаваджра был буддистом, который в последствии стал известен как Горакшанатх, он практиковал Карма-мудру.
О том, что Раманаваджра или Анангаваджра был известен как Горакшанатх, так же писал Дж. Бриггс и недавно была еще издана интересная книга на английском «Natha cult and Mahanad» (Натха культ и Маханад), кому интересно, прилагаю наш перевод двух глав про Горакшанатха и связь с буддизмом.
История Горакнатха
Ученые не сходятся в едином мнении относительно проиcхождения Горакхнатха и Матсьендранатха, а также мест их рождения. Йоги рассматривают Горакнатха как сына Бога и поэтому, считают, что он не связан обычными законами времени и пространства. До сих пор предпринимаются попытки исследовать и анализировать различные доказательства и присутствует желание прийти к однозначному результату. Фактически, различные тексты, трактаты и книги, включающие литературу и легендарные первоисточники по философии натхизма, свидетельствуют о различных, не точных и противоречивых датах. Бриггс (1938) считает, что время жизни Горакнатха соответствует периоду не позже, чем 1200г. н.э., вероятно, одиннадцатому столетию, и что он был родом из Восточной Бенгалии. Мохан Сингх (1937) в своей книге «Горакнатх и средневековый индийский мистицизм» говорит, что Горакнатх жил в IX-X в. Бартхвал (1936) также относит Горакнатха к X веку н.э. и говорит о его роли в установлении единства между индусами и мусульманами. Шастры ссылаются на натхов, как на культ IX столетия н.э. Сен (1960) не смог найти какие-либо исторические подтверждения о Горакнатхе. Тем не менее, он считает, что культ натхов возник в Восточной Индии, вероятно в Бенгалии, задолго до XIV столетия. Сур (1986) утверждает, что культ появился в Бенгалии между X и XII столетиями н.э. Фактически, различные легенды и литературные писания говорят о датах, берущих начало с VII-VIII в. и до VI века.
Легенды Расалу, Пуран Бхагата и хинду северо-запада, Баппы Удаипура и буддистской шайвисткой традиции Непала, относят Горакнатха к VII-VIII векам.
Легенды, относящиеся к Гуге, (литературное свидетельство из Западной Индии, подобно «Джанешвари» (1290 н.э.), культ дхармы и буддистско-шиваитская традиция Бенгалии, а именно в период правления королей Пала, относят Горакнатха к XI и XII столетию н.э. и, безусловно, к периоду, ранее 1200 г. н.э. Бхандаркар и Чхаттопадхяй придерживаются раннего воззрения, основанного на «Джнянешвари». Если Горакнатх считается современником Маинамати и Маникчандра, то он должен принадлежать к XI веку н.э.
Связь йогинов и натхов в работах Кабира (1440-1518), литературных источниках, подобных "Горакнатх ки гоштхи" и трудах сикхов, относящихся к Гуру Нанаку (1469-1538), указывают XV столетие как период существования Горакнатха, как говорил Уилсон (1828).
Другая философская школа, рассматривает натховский культ как часть ведической религии, более древней, чем джайнизм. Легенды говорят, что Виндунатх был рожден Рудрой и Сурьявати. От Виндунатха произошли натхи, и впоследствии распространились на огромной территории Индии. Основными из них считаются Минанатх и Горакнатх (Баллал Чаритам).
Леви (1905) полагает, что Матсиендранатх установил единство пашупата-шиваизма и буддизма в Непале. Последователи Горакхнатха, канпхаты, также считались буддистами по происхождению, но в XII в. они стали шайвитами. Шахидуллах пишет, что Матсьендранатх пришел в Непал в 657г. н.э. во время правления Нарендрадевы. Его отождествляют с Авалокитешварой, что указывает на связь с буддизмом. Фактически, знаменитые натховские Гуру, такие как Матсьендранатх, Горакнатх, Джаландхарнатх и Чаурангинатх были включены в список буддистских сиддхачарьев (Дасугупта).
Шастри, во вступлении к своему изданию "Рамачарита", говорит о переходе Горакнатха в шиваизм:
"Мужчины, достигшие успеха в своих аскезах и йога-практиках, считались сверхчеловеческими существами или натхами. Они становились объектом поклонения и имели большое количество учеников. Адинатх, Матсьендранатх, Минанатх и другие, были сторонниками буддизма. Но Горакнатх, который по происхождению был буддистом под именем Раманаваджра, стал шайвитом, за что был ненавистен буддистам как отступник. Таким образом, образовалась форма секретного и мистического поклонения, которая вместе с политическими изменениями в восточной Индии, привела к падению буддизма в этой стране."
Натх (1940) ссылается на мнение Таранатха, тибетского буддистского Ламы и дает следующую оценку Горакнатху. Во времена мусульманского влияния большинство буддистских монахов приняло убежище в земле Кукис на востоке. Один буддистский монах, Анангаваджра (или Раманаваджра) обратился в шайвизм. До этого монах Саманташова принял буддистский тантризм и проповедовал культ сахаджия. Он был влиятельной личностью в Непале и Тибете и был известен под именем Луипада. Анангаваджра взял имя Горакнатх и принял культ Луипады. Он распространял новую веру с великим старанием и усердием. Эта история показывает связь натха-йогинов с буддистским тантризмом. Некоторые знаменитые натха-йогины упомянуты в списке восьмидесяти четырех тибетских сиддхов.
Ученые придерживаются различных точек зрения по поводу места происхождения знаменитых натховских Гуру, таких как Матсьендранатх и Горакнатх.
Легенды Непала указывают, что Горакнатх пришел в Катхманду из Пенджаба. Монахи Горакхпура так же утверждают, что он пришел в Уттар Прадеш из Пенджаба. Различные легенды и истории, монастыри в Тилле, Джхелуме и другие места относящиеся к ним, приводят одну версию о том, что Горакнатх родом из Пенджаба. Тем не менее, бенгальские предания - история Маник Чандры, короля Пала и культа дхармы, указывают на его восточное происхождение, в частности из Бенгалии. Бриггс (1938) наводит на мысль, что существует возможность того, что Горакнатх мог прийти в Пенджаб с востока, согласно точке зрения коммуникативного фактора, широко распространенного в то время.
Сен (1960) настойчиво заявляет: "Нет сомнений, что культ натхов берет начало в Восточной Индии, в частности - в Бенгалии, задолго до XIV века, когда мы получили первое упоминание. Тем не менее эти мифы и легенды принимали различные формы в течение темных столетий. Из Бенгалии, культ и его легенды распространились по всей территории. Йогины с прорезанными ушами ("кан-пхат") известны во всей Индии - в Пенджабе, в Раджпутане, в Махараштре и в других местах. В традициональной поэзии не-бенгальских йогинов существует достаточно лингвистических признаков их бенгальского происхождения."
Сен также связывает историю происхождения натховских Гуру с "космогоническим повествованием культа дхармы". Следующая таблица показывает эту связь:
Пять «ади-сиддхов» произошли из пепла кремированного тела Адинатха. Минанатх произошел из пупка, Горакхнатх – из лба (или волос, т.е. «джата»), Хадипа из скелета, Канпа из ушей и Чауранги из ступней. Есть и другие интерпретации происхождения Хадипы, Канпы и Чауранги: Хадипа работал чистильщиком и поэтому он имеет такое имя. Канпа взяли как выделение Кришны, в то время как Чауранги произошел от чатуранга (четырехцветный кусок одежды).
Деятельность и достижения этих натха-сиддхов известны из литературы натхов в Бенгали. В их основе лежат следующие темы: передача высшего знания Шакти от Шивы; духовные наставления; высшее знание, которое передается ученикам от Гуру, то есть от мастера (Горакхвиджая); и сыну от матери (история Маянамати и Говидачандра). Уникальная наполненность этих тем сделала литературу натхов совершенно особой категорией.
Связь с тантрой
Изучение натховского культа и литературы, показывает, что тантрическая культура и буддизм системы Ваджраяна, оказали на них огромное влияние, и не будет преувеличением сказать, что верования и практики йоги, тантры и культа натхов - переплетены. В следующем двустишие из «Горакшашатаки» (санскрит) говорится о шести ступенях йоги:
Asanam prAnasamrodham pratyAhArAshca dhAranA
dhyAnam samAdhiretAni yogANdAni vadanti shat
Вот эти ступени: 1) положения тела, контроль дыхания, 3) отвлечение чувств от внешних предметов, 4) концентрация сознания на определенном объекте, 5) медитация, 6) растворение Я и идентификация Я с объектом медитации. Посредством йоги, в конечном счете, происходит единение с Шивой в сахасраре, через пробуждение Кундалини. Акцент на кайя-садхану, т.е. процесс создания совершенного и неразрушимого тела и хатха-йога, с её физико-химическими процессами, сделали культ натхов очень близким к сиддхам, а точнее сказать, особой стадией культа в Индии. Двиведи (1950г.) объясняет это следующим образом:
«Некоторые считают, что это по существу криптографический-буддизм или эзотерический буддийский культ, который позже отделился от буддизма и трансформировался в шайвизм. Остальные, с другой стороны, полагают, что натхизм - это, по-существу, шайвизм, который в процессе своей эволюции, поглотил внутрь себя эзотерический буддизм и по этой причине мы находим в нем смесь эзотерического буддизма и йогического шайвизма».
Также необходимо отметить, что самые знаменитые натха-йоги: Матсьендранатх, Горакнатх, Джаландари и Чаурангинатх были включены в список буддийских сиддхачарьев.
Сен (1984 г.) соединяет существование двух отдельных направлений натхизма в начальную ступень. Минанатх и Горакнатх, их подходы, вовсе отличались от доктрин и практик Хадипы и Канпы. Первая категория следовала путем знания и йоги. В ней не было места женщине, одной из панчамакар тантры и все йогины в конечном счете становились авадхутами. Вторая категория не придавала такой важности йоге, и она не была ориентирована только лишь на знания. Она представляла собой более либеральный подход в принятии тантрических практик и здесь женщина уже не рассматривалась как табу. Эту категория можно отождествить с капаликами. Тем не менее, не смотря на различия и противоречия, между двумя группами не было крупных проблем и, в конечном счете, между ними произошел синтез и растворение конфликта. Йоги-гуру стали садху-авадхутами, в то время как йоги-капалики превратились в нищенствующих монахов и домохозяев.
Кундалини-йога занимала первоначальное место в тантрической садхане. Сила Кундалини, дремлющая в муладхара-чакре, пробуждается йогином, который достигает состояния высшего просветления. Абсолютный контроль «ретах», пранайама и контроль дыхания, полное уничтожение эго – кардинальные принципы состояния садханы, которая выступает как сахаджавастха. Существует много общего между культом натхов и тантра-садханой, поскольку процесс создания совершенного человеческого тела связан с различными стадиями через которые проходит Кундалини.
Согласно тантрической традиции, тело – это храм Бога. Это есть Шактидхама (храм Шакти) и Шивадхама (храм Шивы), различные чакры и падмы. Теория творения – Шива и Шакти – ключевая в этой традиции. Тантра в своей основе недуалистична. Брахман – это Высшая Реальность, которая постигается через садхану. Куларнава-тантра, так описывает Всемогущего:
advaitam kecidicchanti dvaitamicchanti cApare
mama tattvam na jAnati dvaitAdvaita vivarjitam
что означает: «Кто-то желает не-двойственности, в то время как другие говорят о двойственности. Человек не знает моего реального состояния, которое свободно от двойственности и недвойственности».
Так же и у натхов, основная цель йоги - достижение самадхи, где уничтожается эго, а Я сливается с Параматмой. Больше не существует никакого осознания границ времени и пространства. Здесь присутствует близкое сходство физиологической и психической концепций. Как утверждает Горакшашатака:
yathestham dhAranam vAyoranalasya pradipanam
nAdAbhivyaktirArogyam jAyate nAdashodhanAt
что означает: «очищением нади сдерживается прана, разжигается огонь пищеварения, слышен внутренний звук, а тело освобождается от болезней».
Внутренний звук становится сладостнее и более красивым, когда йоги проходит высшие стадии садханы. Как упоминалось ранее, на начальной стадии оглушающий звук подобен грому, барабану и океану. После этого проходит минута и слышится мягкий звук, подобный колоколу, раковине моллюска, птице, пчеле, флейте и бамбуковому инструменту. В натха-культе, практики «нада», рассматриваются как важный аспект садханы.
Другая близкая связь с буддийской тантрой подтверждается очень известной работой Кауладжяна-нираная, которая ссылается на фразу «маччхагханапада-ватарита», то есть обнаруженная Матсьендранатхом, который соотносится с Луипой. Матсьендра или Маччхендра, или Маччхагхна, основатель школы Каула, как полагают, происходит из Чандрадвипы (или Шандвипы), предположительное месторасположение - Бангладеш. Некоторые ученые считают, что это место должно быть достаточно близко к Камарупе.
Длинная линия передачи восьмидесяти четырех сиддхов включает имена знаменитых натха-йогинов, что и заставило Шастри подробно остановиться на связи натха-йогинов с буддийским тантризмом. Йога – необходимый компонент тантры и натхизма. Йогины следуют пяти внешним методам, для достижения своей цели, также отличным от восьми ступеней составляющих систему Патанджали:
1) Яма (контроль чувств)
2) Нияма (изучение Шастр и медитация)
3) Праняма (контроль дыхания)
4) Асана (положение)
5) Пратьяхара (отвлечение ума от внешних объектов)
Все это лежит в основе самадха-йоги, которая по-существу обозначает остановку умственного процесса и потерю осознания ограниченного Я.
Шесть категорий самадха-йоги:
1)Дхьяна-йога
2)Нада-йога
3)Расананда-йога
4)Лайясиддхи-йога
5)Бхакти-йога
6)Раджа-йога
Натха-йогины следуют хатха-йоге. «Ха» - означает солнце, а «тха» - луну. Процесс, благодаря которому достигается соединение солнца и луны, называется йога. Это основная тема Горакша-паддхати и Горакшашатаки.
«Чандрадитьяпарамагам» (санскрит) о йогинах говорит следующее:
suratinAma yA kanyA yoganAth-vivAhitA
sA kanyA saktigarvA ca prAdurAsit sulakshanA
mamAg~Naya yoganAtho vivAhamakarot purA
tasyAh garveabhaban putrA AdinAthAdi sorhasa
AdinAth-minanAth-satyanAth-Sachetanah
Kapilo nAnakascaiba sorhete grihavAsinah
Giri-puri-vAratyAdi sailonAga sarasvati
rAmAnandi-shyAmAnandi sukumArAcyutosthA
ete daSha graham tyaktvA bhramanti digdigantaram
Что означает: «Йоганатх женился на хорошей женщине, по имени Сурати. Женщина дала рождение 16-ти сыновьям, включая Адинатха. Шесть из этих сыновей, а именно: Адинатх, Минанатх, Сатьянатх, Сачетананатх, Капиланатх и Нанакнатх - были домохозяинами, остальные десять: Гиринатх, Пуринатх, Бхаратинатх, Шаилонатх, Наганатх, Сарасватинатх, Рамананданатх, Шьяманандинатх, Сукумарнатх и Ачьютанатх - отказались от всего мирского и стали путешествовать с места на место».
Следующее описание из Агамасамхиты (санскрит):
iShvarAdudbhavo yogi rudra akAdasaibaca
pradhAnasca mahAyogi vindunAthasca putrakah
tasya putrah AdinAtho rudrakulaprakAShaka
siddho gorakShanAthasca minanAthastathottama
Что означает: «Биндунатха был рожден от Махайоги, а его сын Адинатх является прародителем знаменитых йогинов, а именно Горакнатха и Минанатха».
«Хатха-йога-прадипика» упоминает имена нескольких йогинов, в числе которых есть и знаменитые натха-йогины, о чем говорится ниже:
shri AdinAtha-matsyendra-saradAnanda bhairabAh
сaurangi-mina-gorakSha-birupAkSha-bileShayAh
Связь с шиваизмом
Как упоминалось ранее, культ натхов имеет тенденцию к религиозному синкретизму. Шайвизм обеспечивает другие важные компоненты в этом процессе. Шива в культе натхов - ни Рудра ведической эры, ни Махайоги Шива пуранического периода. При этом, он не просто аскетичный Йогешвара со спутанными волосами, но и Пашупати с двойными свойствами разрушения и благодеяния. Здесь у Шивы особый характер. Он абсолютно всемогущ и в то же самое время он напуган безмерной силой сиддхов. Как показывает история Маникчандры, Господь Шива боится Маянамати, которая наделена Высшим Знанием:
mor kathA kan yadi maynAr barAbar
kailAs bhuban mor kairbe landabhanda
(Манкчандра Раджар Ган в Бенгали)
что означает: «Я боюсь Маянамати, поскольку она способна играючи разрушить гору Кайлас»
Другой случай из «Горакхвиджая» показывает силу Горакхнатха, которая ужасала даже Яму:
gorker dekhiA kop yama kAmpe dare
yatek kAgoj ani dilek gochare
что означает: Яма, бог смерти был напуган, когда увидел Горакнатха.
Другая точка зрения о схожести связана с кайя-сиддхами. Тантрическая садхана отводит главное место мукти (освобождению), через «бхукти» (удовольствие, получение наслаждения). Когда обретены кайя-сиддхи, то тело становится таким же сильным как ваджра и свободным от болезней и распада. Натха-йогины также следуют методу ваджра-йоги и кайя-сиддхам. Йогины говорят: «Акаша-чандра-бхеда», через что останавливается нисходящий поток амброзии. Существует четыре типа чандры (луны), а именно: адичандра, ниджачандра, унмадачандра и гаралачандра. Ниджачандра соединенная с акашачандрой, присоединена к сахасраре. Когда йогины пьют «гаралачандру», то тело и ум очищаются и йогин становится сиддха-дехой. Кайя-садхана вместе с концепцией Шива-Шакти, очевидно показывает влияние Тантры на Натха культ.
Каула-джняна-нирная, следующим образом описывает концепцию и взаимосвязь Шивы-Шакти:
shiva-madhye gatA shaktih kriy A-madhya-sthitah shivah
j~Nana-madhye kriyA linA kriyA liyati icchayA
icchA-shaktir-layam yAti yatra tejah parah shivah
что означает: «Шакти погружается в Шиву. Шива погружается в действие (крия), крия погружается в знание (джняна) через желание (иччха), а Иччха Шакти - в Шиву, и это есть Высшая Реальность, состояние «парах шивах». В этом состоянии Шакти остается дремлющей в Шиве. Это не имеющее атрибутов состояние сравнимо с Шуньей (пустотой) в Шайва Агамах. Это уникальное взаимоотношение Шабда Брахмана с тремя формами проявления Шакти, такими как: Джняна, Иччха и Крия, а так же окончательное не имеющее атрибутов состояние, наступающее во время тотального прекращения творения, обеспечивает явные общие факторы между тантрическими доктринами шиваизма и натхизма.
Как отмечается в "Горакха-сиддханта санграхе" (санскрит, стр.39), поиск нады – важная цель йогина:
shri AdinAthena sapAdakoti
layaprakArah cathita jayanti
nAdAnusandhAnakamekameba
mAnyAmahe mukhyatamam layAnAm
Это напоминает концепцию нады в шайвизме. Где нада – это "антах санджалпатма", то есть причина внутренней речи, олицетворение всех слов и значение в недифференцированном единстве (Нада карика: 8).
shabdabrahmani niShNAtah
parambrahmAdhigacchati
что означает: "Тот, кто способен реализовать Шабда Брахмана, тот реализует Парам Брахмана, то есть самого высшего Брахмана".