Я, конечно, многое не рассказал о том периоде, который был до Индии, но тем не менее я все же что-то написал о нем, и немало. Просто о нем почти никто не знает, я мало с кем делился, да и никто почти этим не интересовался серьезно. Всем больше был интересен период, связанный с Индией и после нее. Этот период (предшествовавший Индии), время, проведенное в Индии и после нее, для большинства выглядят как более плотно связанные. Поэтому, говоря о нем, я иногда буду перескакивать во времени, но там, где должна быть строгая последовательность, там я постараюсь все описывать предельно четко.
Итак, я точно не помню, в каком году Леонид Михайлович, преподававший йогу в Харькове, уехал в США, так как случилось это внезапно. Очевидно, он готовился к этому тщательно и задолго, также это был человек, достаточно хорошо изучавший разные социумы, потому он, очевидно, знал, что в ближайшем будущем случится в СНГ. Одно я знаю точно, что уехал до финансовых кризисов, я помню, что "труба" была не только в 98-м, но и ранее. Если мне память не изменяет, рубль падал рывками, это были такие резкие скачки. Но как сейчас уже многие понимают, кризисы – понятие относительное, ведь когда денег у кого-то мало или кто-то живет очень плохо, то, значит, у кого-то денег будет очень много и жить они будут очень хорошо. А если плохо живет бОльшая масса людей, то, значит, какая-то кучка за счет этого будет жить все лучше и лучше. Это и есть проблема коррумпированных стран третьего мира, в которые тогда превратили и страны бывшего СССР, так что в них среднего класса или нет, или он составляет меньшинство. И сколько бы правители этих стран ни жаловались на то, что в их странах агрессивный Запад устраивает революции, перевороты, это не оправдание коррупции. Ни американцы, ни англичане, ни канадцы с австралийцами никогда не устроят революцию, потому что там есть средний класс, а вот в странах третьего мира организовать перевороты не так и сложно. Ибо при наличии явной, бросающейся в глаза, социальной несправедливости сыграть на этих фактах проще, чем в стране "сытого трудового лагеря". За занятия по йоге я получал очень небольшую сумму денег, видя все происходящее, еще тогда я надеялся, что все происходящее – временное явление. Надо куда-то поехать, отсидеться, а там видно будет.
Индия меня манила очень давно, думаю, не стоит объяснять чем, это страна богатой истории, многообразия духовных традиций и много-много еще чего. В принципе, поехать в какую-то из западных стран тогда и остаться там работать было вполне возможно, хотя иммиграция – это процесс крайне непростой, не каждый на него решится, особенно не имея ни денег, ни связей. Насколько это суровое испытание, об этом, может быть, я как-нибудь напишу, но это будет большой рассказ. Пока же я хочу остановиться на том времени, когда в СНГ начался кризис, это был 98-й год. Меня знакомые решили свести с людьми, которые пообещали устроить меня на работу на Кипре в одном из крупных отелей, где был фитнес-центр, для преподавания там. Я думал, что таким способом заработаю денег и поеду учиться в Индию. В общем, я полетел на Кипр, уже в самолете стало ясно, что туда большая половина пассажиров летит, чтобы остаться нелегально. Когда я прилетел, то встретился с владельцем отеля, мы обсудили все условия, он сказал, какие мне еще документы надо собрать, прежде чем они сделают официальное приглашение на работу. Приглашающая сторона тоже должна была доказать в разных бюрократических организациях, что я нужный для них работник и т.д. Я видел многих мужчин, которые там работали на стройках нелегально, потом я их видел во многих других странах, видел женщин из стран СНГ, которые были отданы в секс-рабство. Постепенно я стал понимать, почему некоторые мои знакомые, которые занимались в секциях, из старшего поколения, говорили, что если перед ними поставить Ельцина и др. и дать в руки пистолет и гарантии, что им ничего не будет, то рука бы их не дрогнула. Это я понимал с каждым днем, с каждым месяцем и годом все больше и больше. Через некоторое время я решил вылететь в Россию, чтобы заняться документами, но при вылете случилось то, что поменяло ход событий. При выезде в аэропорту Ларнаки я увидел того самого кришнаита АШ, о котором писал ранее, по поводу которого надо написать массу уточнений, устранив множество сочиненной врагами впоследствии лжи. Я с ним поздоровался, и он моментально меня вспомнил, я ему объяснил ситуацию, на что он ответил, что он меня может отправить в Индию, и без всей этой волокиты. Конечно же, я загорелся желанием и интересом попасть в нее как можно скорее. Он дал свой телефон и сказал: "До встречи в Москве. Как прилетишь, звони". Когда я прилетел, то остановился в гостинице (мне в этом помогли друзья), это была гостиница возле станции Измайловский Парк. Я как-то забыл про АШ и стал звонить насчет документов, пытаясь запустить в ход процесс. А после набрал номер АШ, выяснилось, что они живут буквально в 150 метрах от этой гостиницы. Конечно, я был удивлен, почему так совпало, что я заселился фактически рядом с ними. Надо сказать, что я человек, который такого рода ситуации рассматривает как определенные знаки. Он мне сказал подъезжать на Старый Арбат вечером, там мы должны были встретиться и перетереть все темы, правда, меня удивило, почему в такое позднее время (23:00). Мы встретились, меня удивило, что все его сопровождающие были в пиджаках и с галстуками, не как обычные кришнаки, приехали они на довольно солидной машине. Мы поехали в Измайлово, в их ашрам, где и состоялась беседа. Он сказал, что они принципиально не работают на государство, и он сам никогда не работал, потому что это рабство. Объяснил, что они живут на пожертвования, при этом я не могу сказать, что они выглядели бедно, но и богатыми их тоже назвать сложно. На следующий день они мне предложили попробовать пройтись по Черкизовскому рынку, подходя к людям со специальными документами, обходя так работников или менеджеров. Да, забыл написать, утром они также собирали продукты на продуктовых рынках, принимать покупную еду они отказывались принципиально, она должна была быть только пожертвованная. Кроме того, запрещалось ездить на платном транспорте, надо было останавливать машины, объяснять, что мы монахи, уметь убедить речью, что это именно так, и после, договорившись о том, что вы по пути расскажете об учении, можно было ехать на такси. В это сложно поверить, но так мы прорабатывались разными ситуациями, и, видя нашу энергетику, водители соглашались. Часто по пути случались интересные беседы о жизни. День проходил примерно так: утром собирали еду, днем по многочисленным рынкам – лакшми, а вечером посещали театры, заходили в антракте или, договорившись, бесплатно посещали всю программу, где собирали лакшми с местной "аристократии". Вечером проводили баджан, кто-то готовил еду, затем все вместе принимали пищу. Свободного времени почти не оставалось. Конечно, первая мысль, которая мне пришла в голову, что пора сказать "бай-бай" и уйти. А потом я задумался, а не является ли это моей трусостью, цеплянием за свою ложную личность, не страх ли это? Не попробовать ли хотя бы несколько дней так пожить, чтобы понять, что это такое, и посмотреть, смогу ли я? Если мне кажется это страшным, то, не победив себя, будучи человеком, привыкшим принимать вызовы, я просто не буду себя уважать. И я решил попробовать. То, что я видел каждый день, от этого мне, если честно, становилось одновременно жутко, и росло чувство благодарности, что я это все вижу. Каждый день я видел сотни или даже тысячи нищих и униженных людей, ишачащих на хозяев ради нищенской зарплаты, стоя на морозе на рынках. Я видел в театрах самых разных персонажей, там были и действительно благородные люди, но была и масса быдла, которое сорит деньгами. Это было очень своевременное снимание розовых очков, когда ты каждый день видишь так много людей, принадлежащих к разным классам, и часто общаешься с ними. Я видел людей с двумя высшими образованиями, которые за нищенскую зарплату работали на рынке, торговали мясом, и в то же время видел тех, кто вышел с зоны и сорит деньгами на разных светских программах. Да, кстати, все деньги мы отдавали АШ, это было условие нахождения там. Потому деньги для меня стали просто бумагой и железом, я перестал их вообще считать и даже думать о них. Тем более, моя цель была Индия и мне обещали, что купят билет, сделают визу и возьмут с собой. В общем, за несколько месяцев, это было немного меньше полугода, я знал, что и где расположено в Москве. Но в Индию АШ меня не взял, сказал: "Сам соберешь себе на билет и приедешь". Что, конечно же, для меня выглядело как бесчестность.
Кстати, должен сказать еще кое-что: есть несколько злодеев в России, людей лживых и подлых, кто сочинили ложь, что, дескать, эти сборы денег были нечестными, что люди от АШ собирали на ашрам и детей, которые жили при ашраме, и якобы всего этого не было. Это стопроцентное вранье – детский ашрам у АШ действительно был, он находился в Алма-Аты. Все было там честно. Естественно, деньги нужны были и на нужды самих жителей ашрама, в каком количестве и на что они тратились, я не считал, но то, что все было, как и декларировалось, это – 100%. А после, когда мне таким образом надо было выживать в Индии, я уже изменил документы, мои недоброжелатели, украв старые документы, использовали их, чтобы всех обмануть. При том что в тех документах не было даже моей подписи как главы, если бы я, допустим, возглавлял организацию, как они пытались преподнести. Собственно, там вообще ничьей не было, что выдает просто фальсификацию и выявляет клевету в мой адрес. Кое-где вообще использовался фотошоп. У этих людей нет доказательств того, что они пытались про меня написать, это все было сфабриковано. Но это были подлецы и отребье, которых я встретил после Индии, попросту говоря, обычное сансарное ничтожество, я даже не хочу о них писать, слишком много им чести, да и написано было уже
тут.
Хочу заметить, что все эти высосанные из пальца истории про якобы мою нечестность исходили от позорников, которые хотели стать учениками. Это не были бизнесмены, люди, которые в социуме серьезно реализовались, это были те, кого я вытащил из деревни "Триста лет без урожая" Мухосранского района. Это были люди из неблагоприятных семей, которые фактически не хотели заниматься служением, а только паразитировали на тех достойных учениках, которые были и остались у меня. Все они начинали ныть и вонять именно тогда, когда надо было преодолевать какие-то трудности, и после, чтобы себя оправдать, они стали выискивать в моей истории факты и переворачивать все наизнаку. Все речи типа "вот раньше он был такой мощный, от него шла шакти, мантры работали, а теперь нет" – все это смехота. Я уже говорил, всегда надо смотреть, что за чем шло. Сначала "мантры работали", а они отказались заниматься служением мне и моей школе, желая быть паразитами, но вдруг ПОСЛЕ мантры работать перестали. Вот в том-то и дело: когда человек стал сам деградировать, не выполняя наставления, вот тогда все и перестало работать. Есть что-то незакономерное? Ничего, все предельно понятно. Конечно, все такого рода "ученики" потом могут говорить что угодно, что "он сам такой-сякой, что сам никому служением не занимался" (уж кто-кто, но я-то...., по сравнению с ними всеми вместе взятыми....., успел позаниматься, и моя совесть точно чиста в этом плане). Но все это заключается только в том, что изначально люди не выполняли моих наставлений, а потом, как следствие этого, деградация и желание в качестве оправдания выискивать недостатки во мне (которые есть просто отражение сознания деградантов). Но все это было значительно после, я не буду перечислять все имена и описывать мерзости этих людей. После, зная, что у нас никогда не станут уважаемыми, они решили продать себя конкурирующим организациям, чтобы хоть как-то убедить себя самих, что они не дегенераты. Это не мои ученики, потому что мои ученики, как и я, стремятся преодолевать трудности, а не оправдывать себя тем, что Учитель несовершенный. Я всегда, с самого начала, ВСЕМ своим Гуру служил достойно, а жизнь уже сама показала, настоящие они или нет. И если кто-то оказывался слабее меня, вследствие отсутствия гуру-таттвы, то я продолжал развитие. Но те товарищи, о которых я упомянул, после того, как были выгнаны, став учениками на вражеской стороне, за это время ничего не достигли. Наоборот, деградировали, вместо аутентичной йоги занимаются рекламой теннисных мячиков. Это и не удивительно, тот, кто изначально не желает развиваться и еще это оправдывает, особенно если использует ради этого оскорбления других, такие люди, ясное дело, дальше еще больше дергадируют. Они наказаны самой жизнью, что занимают в ней место деградантов. Многие из них говорят, что ушли, а не были выгнаны, я даже с этим смирился, но некоторые потом вновь пытались идти на контакт. Спрашивается зачем, если всем говорят, что сами ушли? Один такой персонаж начал распространять ложь, что якобы от меня ушла вся екатеринбургская сангха. Ну, это совсем бессовестно. Это он-то сангха? Там вообще не было никаких санг, всего было два человека, один из которых был засланцем из вражеской организации, а второй был под его влиянием. Т.е. сангха из половины "ученика". И вот таких пуканий в дудочку "обиженные" насочиняли очень много про меня. Ну да ладно, я понял, что даже говорить неприятную правду – это жертва в их адрес с мой стороны, они не заслужили этого.
Собственно, на АШ мои связи с кришнаизмом закончились, я также напишу прямо: благодаря ему я получил харинаму и ягнопавиту от Нараяна Махараджа. АШ я никогда не воспринимал как Гуру, для меня он был актуален, когда я оказался в тяжелой ситуации и мне надо было выживать, и не просто, а побеждать еще. Но моя цель – не выживание, а жизнь. АШ, безусловно, далеко не совершенен, ему завидуют те, кто не смог со своими учениками выстроить подобных отношений. Однако ВСЕ те русскоязычные преподаватели, "тантрики", "йоги" и прочие, кого я видел в России после Индии, по уровню силы и отречения в сравнении с ним – сосунки. После Индии я хоть и надеялся увидеть людей сильных духом, тех, кто над серым социумом, но, к сожалению, таких не встретил. Может, такие и есть, но не из тех, кто мне встречались. С кем-то я виделся мельком, например, были интересные люди в Питере, практикующие Шривидью, но ничего сказать не могу, так как общение было очень фрагментарным.
Итак, Индия. Я прилетел, собрав немного денег на билет в один конец, и было совсем немного сверху. Мне, конечно, дали визу не на столько, на сколько я планировал, и ее пришлось продлить потом в Непале. Индия оказалась не такой, как ее обрисовали ученики АШ, кстати, я с ним еще пересекся после первой поездки, уже в России. Он меня поставил в пример, что человек сам поехал, без денег, собрал там себе на билет и смог вернуться. В общем, пройдя его школу выживания, я стал спокоен в отношении к материальным трудностям, я не боюсь остаться без денег и без еды, и знаю точно, что в случае чего выживу везде. Но сейчас уже это давно позади, тогда мне нужна была такая школа. Может быть, кто-то скажет, что нельзя так жить, как они. А как жить? Мне разве кто-то предлагал в материальном плане в России что-то лучшее? Пожелания, чтобы у меня было все плохо и случались неудачи, это да, этого очень много было, зависть и ненависть тоже. Но альтернатив мне никто не предложил. И потом, я считаю, что когда рассуждает о моих методах выживания какая-нибудь "интеллигенция", сидя у себя на Арбате в гламурных условиях, обманув других ничуть не меньше, чем то, за что критикуют АШ, то это, мягко говоря, странно. Никто не имеет права рассуждать о жизни в Индии на подаяние, если сам так не жил. О моем отречении и чистоте может судить только тот, кто прошел сам такую же школу выживания. Я же не осуждаю своих одноклассников и друзей, которые были, например, в Чечне, и кто-то из них продавал патроны через посредников боевикам за буханку хлеба? Если есть было нечего, а генералы жили в роскоши, кто-то в это время в Москве ходил по ресторанам и вел счастливую жизнь. Разве могу я или, тем более, кто-то из упомянутой категории, осуждать тех, кто ради выживания как-то не так поступил? Мне предлагают работать на менеджера, олигарха, на тех, кто грабит народ куда больше, чем АШ? Все ведь косвенно поддерживают этих своих де-факто владык. Я же хочу работать только на себя и тех, кто мне духовные родственники, остальным служить в ущерб своей свободе я не считаю справедливым и нужным. Не обязан себя ставить в один ряд с холуями. Да и вообще, с моей точки зрения, люди должны учиться за свой труд получать нормальную плату, если плата ничтожная – это обман. Это постепенное опускание себя социально, так создаются рабы. Если тебя пытаются низвести до уровня раба какие-то мирские существа, значит, надо искать пути, которые этот социум считает "рискованными". Если государство унижает большую часть своих граждан, то это преступление со стороны государства. Следовательно, с преступниками надо действовать по тем законам, которые им соответствуют. Мудрый человек понимает, что у него есть на то моральное право.
В Индии, конечно, первое время мне было непросто. Индусы не особо были щедрыми, и я, объезжая город за городом, собирал на рынках ровно столько, сколько мне хватало на скромное жилье. Кое-где получалось останавливаться бесплатно, в каких-то храмах и ашрамах, но не больше чем на 2-3 дня, которые для меня были передышками. Так я прожил там достаточно много, года четыре прошли именно так. Естественно, в те школы йоги, про которые я слышал, я не мог попасть, да и вообще ни в какие я попасть не мог. Но мне встречалось много интересных людей, которые сами йогой занимались, это были разные индусы – грихастхи и садху. Но, правда, возникал серьезный диссонанс между отношением к йоге, которое я видел со стороны садху, и теми представлениями, что были у меня сформированы в России. Тогда кто мне только ни попадался первое время: это были дашанами, вайшнавы, агхори, были и натхи. Я общался со всеми, с кем у меня складывалось общение, но поначалу мне все что-то передавали, однако я не знал, что мне выбрать как основную традицию. Тем более, Индия – это такое место, где многие сампрадаи представляют собой слишком разнообразную среду. Складывалось такое впечатление, что каждый практикует, что сам считает нужным, беря это из всего того, что есть вообще в индуизме.
Я понял, что должно пройти какое-то время, чтобы появились какие-то знаки относительно того, что надо выбирать за основу. Натхи мне встречались буквально с первого месяца, однако я тогда не имел возможности со многими общаться, кроме как на языке жестов. Более того, у самих индусов, особенно у садху, английский очень испорченный, что также отложило не очень хороший отпечаток позже. Были шансы пополнить словарный запас в Индии, но вот что касается грамматики английского.... ("грамматика" от садху.....
, ну, понимаете). Конечно, когда я уже стал общаться на Западе с носителями языка, то я понял, что Индия в этом плане порождает не лучшие санскары. Хотя она закладывает хорошие духовные санскары.
Однажды я останавливался у Саи Бабы, честно говоря, поразило количество неадекватных персонажей, хотя вместе с тем были там и интересные люди. Но Саи Баба для меня показался очень далеким: даже если вы и попали на интервью, все равно не понятно, как с ним общаться регулярно. Ментально, духовно? Я, конечно, все понимаю, вопросы веры и все такое, но мне нужен был Гуру, которому я могу задать вопросы по садхане. А там было огромное количество людей, которые его могли видеть только издалека. Также он для меня, как и для многих, скорее, выглядел как тот, кто дает общие представления о Санатана-дхарме, но это не носитель какой-то конкретной сампрадаи с ее методами и т.д. С одной стороны, дешевое проживание, питание, относительно безопасное место, но с другой – время-то бежит, а в Индии много всего. Говоря о странных людях, которые порой приезжали туда, приведу один смешной пример. Как-то мы сидели, ждали выхода Саи Бабы, и тут к нам подползает какой-то заросший мужик, говорит, что он только что приехал, ничего тут не знает, могли бы мы ему объяснить, где здесь что. Ну почему бы не помочь, короче, разговорились с ним. Товарищ этот выдает, дескать, он великий Гуру, приехал спасать Саи Бабу. Я говорю: "Как интересно, и как же вы его собираетесь спасать, и вообще почему?" Товарищ отвечает: "Карма у Саи Бабы очень тяжелая, принимает такое огромное количество последователей, берет от них карму, и вообще, на вид выглядит не очень здорово". Короче, я понял что это очередной "шизик", пожелал ему удачи и сказал, где можно поселиться. На следующий день "великий целитель и демиург" очень сильно заболел, смотрим, он еле с кровати встает. Принесли ему чаю, думаем: "Ну, хоть и "сумасшедший", но тоже джива". Рядом с нами в общем дормитории жил какой-то итальянец – как выяснилось потом, с каким-то криминальным прошлым. Он одному русскому предлагал женщин поставлять в Италию в качестве проституток, такой вот бизнес. Видно, что он был с каким-то тяжелым прошлым. Он очень сильно храпел, а "великий целитель" специально стал ходить в туалет и хлопать дверью. В общем, итальянец проснулся и напрыгнул на "целителя" с криками, что сравняет его со стенкой. "Целитель" сложил руки в намасте и сказал на ломаном английском: "Ай лав", тот орет дальше: "Ноу лав, ю а раскал" и т.д. В общем, все это было и комично, и непонятно, что может произойти. Подобного цирка было очень много. В общем, я там долго не пробыл, хотя и была возможность жить дешево, но в целом я хотел объехать как можно больше мест.
До Саи я посетил ряд храмов, это были храмы сикхов, разные акхара нага баба, кое-где можно было остановиться подольше. Конечно, первое время удивляло количество курящих чарас, но потом я понял, что это норма для них. Отдельно бросались в глаза некоторые садху дандины, которые вообще почти не шли на общение, среди них я курильщиков не видел. У многих был весьма аскетический вид, и от них исходила чистота. Натхов я видел только первые месяцы, на севере и в Махараштре, а когда попал на юг, там, естественно, были другие направления. Вообще, юг и север очень отличаются, север более жесткий и аскетичный, с одной стороны, много ученых, брахманов, но с другой, там индуизм очень сильно подвергся влиянию ислама. Но, правда, понимание причин, почему такие различия, пришло не сразу. Мне встречались люди с очень разными мнениями об одном и том же предмете, я стал понимать, что изучение всего этого займет не один год. Но с другой стороны, это очень хорошая среда для поиска себя. Также я буквально в первую поездку стал замечать, что "гуру" там называют не только тех, кто сидит на высоких пышных креслах, а всех, кого там как-либо уважают. На Западе, как я потом понял, очень много представлений, которые не соответствуют реалиям Индии в этом плане. Для Запада Гуру – это какое-то мифическое существо или же это владелец большой духовной корпорации, и таких должно быть очень немного. Но в Индии миллионы Гуру, так могут называть обычных людей, кто даже не имеет традиции. Для них часто традиция – это то, что у тебя есть от рождения, они с детства проходят определенные санскары, у каждого есть духовная готра, восходящая к какому-то риши. Я стал все больше и больше замечать, насколько люди изобретают свои представления о "традиционности". Например, могут верить в традиционность просто какой-то гимнастики, которая уже давно "оторвалась" от Индии, и этот термин используется уже для рекламы, чтобы привлечь людей, но явно не для раскрытия понимания людям, что такое традиция. Люди приходят за "практиками", пришли на три часа, чтобы за это время получить традицию, тогда как другие в традиции живут всю жизнь. Если человек не готов отдать за это жизнь, то нет у него никакой традиции, это просто игры в "традиционность", все это я стал понимать уже после.
О дальнейших приключения напишу позже. Поздравляю всех с Васанта Наваратри!