Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Молитва натхов  (Прочитано 2906 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 86
Молитва натхов
« : Февраль 02, 2015, 10:16:14 »

Шри Натхджи Гуруджи ко Адеш!

У меня вопрос к ув. Гуру Йоги Матсьендранатху или его ученикам.
В заключительной части молитвы натхов упоминаются три лингама:

«В небесах расположен освобождающий Тарака лингам, под землей — Ватукешвара  лингам, и Махалингам — на земле. Я преклоняюсь пред всеми этими лингамами.»

Насколько я понимаю там должен быть непростой символизм (возможно связанный с тремя шарирами?), если не сложно, то объясните значение этих трёх лингамов. Заранее благодарю!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6488
    • Традиция натхов
Re:Молитва натхов
« Ответ #1 : Февраль 10, 2015, 15:00:55 »

Гуруджи ко Адеш!

Все просто, два Шива лингама связаны с другими мерностями (хотя для индийцев они реальность), а Махакала лингам – это один из 12 самых известных для шиваитов Шива лингамов, его храм находится в Удджаине. Махакалешвар Шива лингам отличителен тем, что его рассматривают как "побеждающий смерть", это важное место для натхов, оно связано с Бхартрихаринатхом. Почитание Махакалы дает защиту от разрушения на земле. Два других лингама тоже символичны: Ватукешвара – это форма Бхайравы, он защищает от падения дживы в миры Паталы, освобождает от падения туда, отсюда и его связи с Паталой. Конечно, это не значит, что Ватука связан только с мирами Паталы, это примерно как в тантризме Богиня Тара связана с нижней амнаей, Тара также дарует освобождение от нижних миров, но и освобождение вообще от перерождений, все зависит от того, на каком уровне вы видите роль и таттву (суть) данного Божества. "Тарака" – означает освобождение или спасение. Есть такая концепция у индийцев, что если вы поклоняетесь определенному Девате, то вы в конечном счете получите награду в виде рождения в райских мирах и локах соответствующих Деват. Натхи же считают, что эта форма бхоги не есть полноценная реализация, надо избавиться от рождения вообще в каких-либо мирах, не застревать даже в благих условиях. Поэтому Тарака лингам освобождает от рождения также в разных райских обителях. Тогда йогин освобождается от всех форм, он только в Алакх Ниранджан (в безопорной, чистой реальности). Хотя это весьма условные обозначения, конечно, есть возможность и через форму, видя за ней бэкграунд трансцендентности, прийти к той же цели.

Что касается тонких тел, вы знаете, в Индии такая свобода мысли, что там каждый может увязывать все что угодно с чем угодно. Это же не Запад, где для удобства выбрали, например, одну систему чакр, стандартное их содержание и т.д. Например, в той же Шривидье, практикуя, допустим, внутреннее жертвоприношение (антар-яджня), они повторяют мантры какой-то чакры Шриянтры, а потом мантры чакры тонкого тела. Допустим, Деваты Сарвасанкшобхана чакры и ее восьми Йогинь, а потом муладхара чакры и мантры соответствующих ей лепестков, определенным шакти там. Далее, Саубхагьяратнакара чакра и свадхиштхана и т.д. Вроде бы чакры разные, но они их связывают друг с другом. Это очень просто: промедитировал на одну из чакр Шриянтры, получив от нее определенную силу, а потом этой силой пробуждаешь чакру в тонком теле. Иногда соответствия могут меняться. Потому что на самом деле это просто одна Шакти, она может менять свои формы в зависимости от наших интересов. Стандартно лингамы в тонком теле, такие как сваямбху, бана-линга, итара-линга, пара-линга, согласно Шривидья-тантре, располагаются внутри известных Шакти-питхов, таких как Камарупа, Пурнагири, Джаландхара и Уддияна. Это визуализируется, как вы обычно видите, например, когда на Шива-лингу делают абхишеку, лингам окаймлен питхой в образе йони. Он как бы рожден из йони. Эти лингамы описаны разного цвета, есть определенные медитации на союз йони и линги, как правило, в области трех грантх (Брахма, Вишну, Рудра). Это блаженство помогает развязать узлы грантх. Но это стандартная тантрическая схема; несмотря на то, что ее мало кто изучал детально, она существует и она очень важна. Есть масса других проекций на тонкое тело тех или иных символов, те, что указаны в молитве, они формально внешнего плана. В основном среди чакральных систем популярна схема, которую я упомянул, но, допустим, Камарупа со Свямбху-лингой внутри, на уровне муладхара-чакры, или джаландхара в аджне – тоже вроде как и внешние, но они влияют, как вы видите, и на внутренние уровни. Камарупа – это вполне реальное, известное для всех тантриков географическое место. Есть еще на данный момент фактически символические, например, Уддияна, она – центр Шриянтры, внутри которого реальность главного Божества или Божеств (Камешвары и Камешвари, Амбики). Но, согласно буддийским источникам, из Уддияны пришел Падмасамбхава, дзогчен, также, согласно кашмирской Краме (традиция Кали Крамы) тоже появилась оттуда (есть даже имена Гуру, которые ее принесли из Уддияны). Маха Трипурасундари там также, есть версия, что это была территория Пакистана. Но я думаю, все же это больше духовное измерение, обитель сиддхов, которых почитают до сих пор в тантрических пуджах. Иногда разные Гуру и сампрадаи могут описывать одно и то же просто разными терминами или же с разных точек зрения.         
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 86
Re:Молитва натхов
« Ответ #2 : Февраль 10, 2015, 20:27:36 »

спасибо большое за подробный ответ!
Записан

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 128
Re: Молитва натхов
« Ответ #3 : Сентябрь 15, 2019, 13:20:21 »

Гуруджи ко Адеш!

Подскажите, пожалуйста, в молитве Натхов:
"Четыре уровня речи, луна, солнце, воздух, вода — и есть Единый Абсолют, которому мы поклоняемся."

Почему именно луна, солнце, воздух и вода? Что означают 4 уровня речи (это от пара, до вайкхари)?

Заранее большое спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6488
    • Традиция натхов
Re: Молитва натхов
« Ответ #4 : Сентябрь 15, 2019, 18:20:33 »

Адеш!

Попробуем разобрать. Там идет сначала चार खाणी / cār khāṇī (однако иногда в шабар-мантрах так пишут चार खानी / cār khānī) – если с хинди прямо как есть перевести, то получается четыре формы воплощения живых существ. К ним относятся:
 
1) अंडज / aṃḍaja – рожденные из яйца (как, например, рептилии, птицы, насекомые).
2) स्वेदज / svedaja – рожденные из влаги или пота (например, черви, иногда в мифах ракшасы или даже некоторые деваты были рождены из пота Праджапати).
3) पिंडज / piṃḍaja – рожденные из утробы (тела матери), к ним относятся люди и животные.
4) उद्भिज / udbhija – рожденные из земли (растения).

Т.е. разные формы живых существ в творении Бога.

Далее, चार बानी / cār bānī (четыре формы речи). Самые ранние упоминания о них я нашел в Ригведе (1.164.45):

च॒त्वारि॒ वाक्परि॑मिता प॒दानि॒ तानि॑ विदुर्ब्राह्म॒णा ये म॑नी॒षिणः॑ ॥
गुहा॒ त्रीणि॒ निहि॑ता॒ नेङ्ग्॑यन्ति तु॒रीयं॑ वा॒चो म॑नु॒ष्या वदन्ति ॥ ४५ ॥

catvāri vāk parimitā padāni tāni viduḥ brāhmaṇā ye manīṣiṇaḥ।
guhā trīṇi nihitā neṅgayanti turīyaṃ vāco manuṣyā vadanti ॥

Речь делится на четыре категории, их знают мудрые брахманы.
Три из них – сокрыты, а на четвертой категории говорят обычные люди.

Хотя, конечно, Яска в своей "Нирукте" дает другие трактовки этой шлоки, не увязывает их с четырьмя формами вак(ч), которые популярны в веданте, тантризме, йоге натхов, но, конечно, на его "Нирукту" все не завязано. В принципе, я думаю, по смыслу подходит – одна форма речи, которую все могут слышать, а три другие – на уровне манаса (мадхьяма), на уровне буддхи (пробужденного "видящего" сознания пашьянти), а уровень пара – это сам Брахман и есть. Пара – это не манифестированная творящая вибрация, или логос, но это творение в виде семени в потенциале, латентное. Можно сказать, изначальный Парабрахман, с которым мы первично нераздельны, но он непроявлен. Далее, он манифестируется в виде своей свободной воли (сватантрии), наподобие вспышки света (спхота) и спонтанного раскрытия звука (анахаты), это естественная экспрессия воли (иччха) Абсолюта, который является Шабда-брахманом. Этот уровень называется "пашьянти" (видящий). Тут надо пояснить: по той причине, что, в отличие от Пара, мы, как зрящие, неотделимы от зримого, т.е. если нет отдельности от нас чего-то, то в случае "пашьянти" уже появляется отделение объекта от субъекта (нас как Абсолюта). Хотя даже когда отделение есть, наша экспрессия все равно условно отдельна от нас. После уже логос проявляет свой замысел в виде архетипического образа нашего сознания, который еще все-таки находится на стадии между физическим уровнем и тонким, поэтому его называют "мадхьяма" (посередине). После чего мы "высказываем свою мысль" – это вайкхари (физический уровень). Чтобы проще было понять, можно вайкхари соотнести с крией, мадхьяму – с джняной и пашьянти – с иччхой, а пара – это единство Атмана и Параматмы (Брахмана), Шивы и Шакти. 
   
Далее, луна, солнце, ветер и вода – все это элементы, влияющие на творение, и сами же – творение, все зависит от того, на каком уровне мы их воспринимаем. Например, ветер где-то в Аюрведе может означать просто жизненную силу в организме, а в Ведах он отождествляется с самим Брахманом, есть даже гимны, посвященные ему. То же самое с водами: есть просто физический элемент воды, но есть и причинные воды, изначальная бездна, из которой вышло все творение. То же самое с луной и солнцем: для кого-то это просто физические планеты, а кто-то их соотносит с Шакти и Шивой, двумя категориями света, холодный и горячий, при их равновесии мы живем в этом мире (если жара или холода очень много, то живое существо гибнет). Текст говорит о том, что все эти элементы – Единый Бог, который вездесущ и которого мы спонтанно почитаем в самой природе. Т.е. мы не можем не направлять свой ум на то, жарко нам или холодно, дышим мы или нет и т.д. Мы каждую секунду пребываем в Боге, без него нет жизни. Когда мы осознаем эту йогу (связь с ним) через гармонию с природой, тогда мы не идем против природы, мы своим подчинением (Адеша) природе располагаем ее к себе, и она и все мироздание нас начинает оберегать. Вы этот великий принцип можете увидеть во многих традициях, например, в даосизме, где говорят о том, что надо следовать Дао. Похожее вы найдете и в авраамических культах, везде просто по-разному излагается один принцип.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 128
Re: Молитва натхов
« Ответ #5 : Сентябрь 16, 2019, 22:27:26 »

Гуруджи, спасибо большое за такой развернутый ответ suns

 Еще один вопрос по этому тексту, почему здесь из элементов, влияющих на творение, именно вода и ветер, а другие не перечислены (огонь, земля)?
« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2019, 17:47:55 от Atmanath »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6488
    • Традиция натхов
Re: Молитва натхов
« Ответ #6 : Сентябрь 19, 2019, 23:04:30 »

Адеш, Атманатх джи!

Надо сначала сказать обо всем тексте этой прартханы. Это компиляция самых разных стихов из самых разных источников, часть на санскрите, часть на хинди. Соответственно, там и комбинация принципов, которые связаны с теми мантрами, разная. У индусов, в отличие от европейцев, поэзия связана с духовностью, а поэты часто приравнены к мудрецам и святым. Потому самим ритмам поэзии они придают большой духовный статус. Ритму, схожести, хоть какой-либо, придаётся смысл гармонии. Хотя «чар кхани, чар бани» я не думаю, что как-либо сильно связаны, но сходство есть: что тех, что других - четыре. Чандра и Сурья - там принцип двоякости как взаимодополняющих полярностей. Очевидно и Паван (ветер), и Пани (вода) - тут тоже идет пара, но точно не пять элементов. Просто ли это для благозвучия туда добавлено или же эта пара имеет особую связь между собой? Я встречал людей, дающих разные объяснения этого стиха. Лично я вижу наиболее точную интерпретацию, исходя из того, как она встраивается в общий стиль всего текста. В тексте же, скорее, делается акцент на том, что каждый из образов имеет свой метафизический, надмирской смысл. Как я раньше и говорил, что для аюрведиста прана, например, - это жизненная сила в организме, а в Ведах есть Гимн пране, довольно немаленький, где Прана почитается как творец мироздания, как сам Брахман и т.п. В индуизме многие понятия, в зависимости от той или иной традиции и источников, могут иметь разное значение, где-то Атман - это просто физическое тело, а где-то - сам Абсолют. Например, манас в санкхье и йоге - это ум, а в Ведах бывает и так, что он - «высший дух». В тексте, который мы обсуждаем, как мне это видится, речь идет не просто о пяти махабхутах, тут надо рассматривать эту пару в связи с сущностными схожестями этих двух. Т.е. ветер - это жизнь, вода - также жизнь и нектар. Тем более, если учесть, что этот стих на хинди, в отличие от гимнов Шиве и Гуру, которые идут вначале, вероятно, в большей степни это натховский текст. И, соответственно, я бы в нем видел больше внутренний, йогический контекст, ветер и вода - это нектар. В Индии для рек и каналов в тонком теле используют один и тот же термин - «нади». В нади тонкого тела циркулирует прана. Я бы сделал акцент на таком смысле, нежели на том, что это просто два элемента из пяти махабхут. Хотя мне встречались некоторые Гуру, которые говорили, что эти два элемента - как логическое продолжение солнца и луны, т.е. солнце связано с ветром (праной), а чандра с водой (пани).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 128
Re: Молитва натхов
« Ответ #7 : Сентябрь 24, 2019, 21:58:15 »

Адеш, Гуру джи! Спасибо большое, очень глубокий текст.
Записан