Maks108, вы знаете, конечно, можно на другой форум, я настолько отрешен от людей, что иногда самому от себя страшно. Отрешение даже от ситуации отсутствия или присутствия страхов, так, что даже имею бесстыдство это заявить публично, не краснея (если когда и краснею, то только от солнечного загара).
Однако выскажу свое понимание Горакшанатха, Мритьюнджаи и Кришны (раз уж он упомянут). Горакшанатх – это особое Божество, в отличие от таких Божеств, как Багаламукхи и др., которые ярко выраженные тантрические. В тантрических очень важно почитать Ямалу (обоих Деват, Шакти и Шактимана), однако Горашанатх, так же как и Хануман, один из Ашта-чиран дживи (восьми долгожителей), вернее, Горакшанатх не в том списке, но тоже бессмертный. Как и Хануман, Горакшанатх один, и он брахмачари, однако даже Хануман был потом каула-садхакой, он почитал Гухья-Кали. Аналогично и с Горакшанатхом: хотя он был брахмачари, он также известен и как тантрик. Многие натхи в Индии не особо любят тантру, потому что в Индии она получила ореол некоего магизма, и натховская йога – это путь напрямую в трансцендентное. Но Горакшанатх настолько запределен, что очень мало кто может его воспринимать и полноценно использовать его силу, хотя я вот уже много лет замечаю, что без него какая-либо чистота сложна. Я так понимаю, если чистота подлинная, то для садхаки нет никаких противоречий. Противоречия у неофитов, тех, кто не доучился и т.д. Одним словом, Горакшанатх – это вся брахманда (вселенная), потому вся Шакти внутри него самого. Насколько я знаю, в Натха-сампрадае существует почитание Йога Майи, у них для этого существует особое посвящение, называемое Шанкадхал или Упадеши-дикша. Но немалый процент натхов просто почитают одного Горакшанатха без мантр Баласундари, считая, что Горакшанатха одного им вполне хватает для целей йоги. Я же считаю, что большинство западных людей, в связи с их социумом, неспособны быть садху, они и в Индии-то в большинстве своем таковые только внешне. Поэтому я учу методам тантры, позволяющим постепенно подойти к неподдельному отречению от сансарных омрачений. Есть, конечно, те, кто могут стать настоящими отрешенными садху сразу, уехать в Индию навсегда, жить там и практиковать, но это единицы, так же как и на Западе это возможно, но сложнее, социум тяжеловат.
Что касается Мритьюнджаи, лучше начинать с короткой, так будет проще начитывать. Мантры, данные Шивой Шукрачарье, типа этой
ॐ हौं जूं सः ॐ भूर्भुवः स्वः ॐ त्र्यम्ब कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् उर्वारुकमिव बन्ध नान् मृत्योтर्मुक्षीय मामृतात्ॐ स्वः भुवः भूः ॐ सः जूं हौं ॐ !!
oṁ hauṁ jūṁ saḥ'om bhūrbhuvaḥ svaḥ'om tryambakaṁ yajāmahē sugandhiṁ puṣṭivardhanam urvārukamiva bandhanān mr̥tyōrmukṣīya māmr̥tāt'om svaḥ bhuvaḥ bhūḥ'om saḥ jūṁ hauṁ oṁ!!
или более длинные, начитывать непросто, хотя они и сильнее.
Что касается Кришны, для меня он не ограничен тем образом, как его видят в ИСККОН, для меня он – тантрическое Божество, связанное со Шри и Кали Кулой. В Панчаратра-агамах, так же как и в шиваизме, и шактизме, есть соотношение четырех Матрик (Шакти в виде градаций звука, таких как пара, пашьянти, мадхьяма, вайкхари) с четырьмя Вьюхами Вишну: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анирудха. Также они соотносятся с разными категориями сознания: турья, сушупти, свапна, джагарат. Это позволяет делать свою практику более йогической и углубленной. Например, в бодрствовании я осознаю Бога во внешнем восприятии, в сновидении – в викальпах, в сушупти я больше погружен в субъективное, там происходит растворение мыслей, в турье субъективизм переходит в осознание своего высшего Я (Атман). Хотя я подозреваю, что при нормальном ученичестве, если бы Гуру был более ответственный за ученика и предельно честен, мы могли бы и у гаудиев найти много по ценности равных методов, что есть и в тантре. Но в основном то, что я там видел, – просто корпорация, от которой постоянно фонит неискренностью. Может, это просто на уровне быта и социума они такие, а в сущности учение тоже глубокое и ценное. В таких случаях я принимаю сампрадаю только с ее сущностной стороны и на уровне отдельных личностей, которых я уважаю, в первую очередь, как достойных людей и хороших практиков (что, на самом деле, нераздельно), а к корпоративной стороне я безразличен. Это мое личное отношение к данной ситуации, если в общих чертах. Достойных людей я там видел и знаю, но их, как и везде, не много.