Подскажите пожалуйста любую ли мантру можно читать в противоположную сторону или есть все-таки некие правила. Вопрос возник не касаемо конкретно Шривидьи, а Мантраяны в целом.
Насчет чтения мантры по принципу анулома-вилома – можно фактически все санскритские мула-мантры; есть простые примеры: ऐं क्लीं सौः и в две стороны ऐं क्लीं सौः सौः क्लीं ऐं, однако бывают мантры и сложные. Например, все знают классическую Махамритьюнджая-мантру:
त्र्यम्बकं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् उर्वारुकमिव बन्धनान् मृत्योर्मुक्षीय मामृतात्
tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīya māmṛtāt
Но некоторые продвинутые тантрики ее "перекручивают" наоборот в вилома-краме:
ततामृ्मायखी्र्मुत्योमृ न् नान्धब वमिकरुर्वाउ |
म्नर्धव ष्टिपुन्धिंगंसु हेमजाय कंम्बत्र्य ||
tatāmṛmāyakhīrmutyomṛ n nāndhaba vamikarurvāu |
mnardhava ṣṭipundhiṃgaṃsu hemajāya kaṃmbatrya ||
Или есть вилома-крама с падами:
मृत्योर्मुक्षीय मामृतात् उर्वारुकमिव बन्धनात् |
सुगन्धिं पुष्टिवर्धनं त्र्यम्बकं यजामहे ||
mṛtyormukṣīya māmṛtāt urvārukamiva bandhanāt |
sugandhiṃ puṣṭivardhanaṃ tryambakaṃ yajāmahe ||
Но чтобы такие вилома-крамы делать самому с разными мула-мантрами, надо санскрит знать на превосходном уровне. Это довольно сложный язык, могут уйти годы. Мантрическую анулома-вилому можно делать на самых простых мантрах, как в случае с мантрой Балы, а сложные виломы можно, только если у вас есть хорошо знающий Гуру (дожили, что уже разделяем их
), который может это передать.
И еще если можно, заинтересовал такой момент, а есть ли в традиционных текстах пранаяма, или созерцательные техники где дыхание совершается ртом?
Есть ситкари, например, про ее истинное значение мало кто знает, она тоже созерцательная и тантрическая. Также практика двадашанты – тоже одна из форм пранаямы.