В текстах натхов, также в Тантрах такие элементы, как чакры, адхары, лакшьи и вьомы, не всегда внятно изложены. Поэтому часто приходится разные тексты использовать для "взаимодополнения". Еще есть другой, более совершенный путь, это наличие знающего Гуру, который может все доступно разъяснить и передать. Хотя найти таких Гуру бывает крайне непросто. Даже из множества текстов можно понять, что данные элементы тантрической йоги передаются ученику от реализованного в них Гуру. Так, например, в "Пранатошини-тантре", в разделе, посвященном Гуру-таттве, есть описание этих элементов:
षट्चक्रं षोडशाधारं त्रिलक्षं व्योमपञ्चकम् |
स्वदेहे यो विजानाति स गुरुः कथितो बुधैः
ṣaṭcakraṃ ṣoḍaśādhāraṃ trilakṣaṃ vyomapañcakam |
svadehe yo vijānāti sa guruḥ kathito budhaiḥ
Тот, кто знает в своем собственном теле, шесть чакр, шестнадцать опор, три цели (в йоге) и пять вьом, зовется учителем мудрых.
Также там к этим элементам добавляется шесть потоков или путей раскрытия Парамашивы (षडध्वा ṣaḍadhvā). Они играют большую роль в тантрической инициации (дикше), когда Гуру их размещает в теле ученика, пробуждает их в нем, фактически передавая то, что он реализовал уже в себе. Потому ученик перенимает психофизическую реализацию своего Гуру. Ученик должен воспринимать передачу этих элементов от Гуру как само раскрытие Шивы. Раскрытие Шивы, который - vācaka (выражающий речь), и vācya (выражаемое) - Шакти. Они оба раскрываются на трех уровнях: высшем - пара (или абхеда - вне различий), парапара - сочетание высшего и низшего, (или бхедабхеда - единый в различении), и апара - низший (или бхеда - раздельный). На высшем уровне Шива проявляется как varṇa (буквы санскрита), а Шакти - как kalā (пять форм изначальной энергии). На уровне парапара Шива проявляется как мантра, а Шакти на том же уровне - как таттва, один из 36 элементов шиваизма. На уровне апара Шива проявляет себя как пада (слова), а Шакти появляется как бхувана (миры). Одним словом, вся проявленная вселенная есть экспрессия союза Шивы и Шакти. Шададхвы используются во многих практиках, один из известных примеров в "Виджнянабхайрава-тантре" (шлока 56), они упомянуты также в "Амараугхашасане" Горакшанатха, в контексте движения праны и пробуждения Кунадалини-шакти.
Относительно остальных элементов "Пранатошини-тантра" дает свои пояснения.
पृथिव्यादीनि भूतानि कथितं व्योमपञ्चकमिति
pṛthivyādīni bhūtāni kathitaṃ vyomapañcakamiti
Таким образом, начиная от земли, и другие пять элементов известны как пять вьом.
В "Тантралоке" (ахника 29, шлока 252) сказано о пяти центрах, где проявляются пять вьом:
व्योमानि - जन्मनाभिहृद्विन्दुस्थानानि
vyomāni - janmanābhihṛdvindusthānāni
С вьомами связаны: 1) джанма-стхана (муладхара), 2) набхи (манипура), 3) хридая (анахата), 4) биндустхана (обычно, бхрумадхья или аджня) и 5) сахасрара. Очевидно более ранняя система пяти чакр, известная, например, в "Кубджика-тантрах" и др., соответствует йогическому опыту пяти пространств. Хотя они по-разному описаны описаны в Упанишадах ("Мандала-брахмана-упанишада", "Адвайя-тарака-упанишада") или в "Сиддха-сиддханта-паддати".
В "Пранатошини-тантре" даются пояснения к трем лакшьям:
त्रिलक्षादिकमपि तत्रैव स्वयम्भूर्वाण इतरस्त्रिलक्षं परिकीर्त्तितम्
trilakṣādikamapi tatraiva svayambhūrvāṇa itarastrilakṣaṃ parikīrttitam
Три ориентира (созерцания) там где сваямбху (линга), вана и итара (лингамы), они известны как три лакшьи.
Шесть чакр описаны так же, как и во многих текстах. Но они также в "Пранатошини-тантре", будучи воссоединены с системой двадашанта (тонкими центрами и пространствами в области головы), в общей сумме дают 16 адхар.
षोडशाधारस्वरूपमपि तत्रैव ||
मूलाधारस्वाधिष्ठानं मणिपूरमनाहतम् |
विशुद्धमाज्ञाचक्रञ्च बिन्दुर्भूयः कलापदम् |
निबोधिका तथार्द्धेन्दुर्नादो नादान्त एव च |
उन्मनी विष्णुवक्त्रञ्च ध्रुवमण्डलिका ततः |
ṣoḍaśādhārasvarūpamapi tatraiva ||
mūlādhārasvādhiṣṭhānaṃ maṇipūramanāhatam |
viśuddhamājñācakrañca bindurbhūyaḥ kalāpadam |
nibodhikā tathārddhendurnādo nādānta eva ca |
unmanī viṣṇuvaktrañca dhruvamaṇḍalikā tataḥ |
Помимо чакр от муладхары до аджны, перечисляются бинду, калА, пада, нибодхика, ардхенду, нада, наданта, унмани, вишнувактра, дхрувамандала.
Фактически это единая психофизическая система йогина, включающая в себя также и макрокосмос.
В некоторых текстах адхары описаны как грантхи (узлы соединения энергий), как, например, в "Мантханабхайрава-тантре", в других - как мармы, как в "Йога-яджнавалькье". В последнем тексте эти мармы используются в практике пратьяхары, в них через сосредоточение ума йогин учится собирать прану, рассеянную по всему телу. Сам термин "марма" встречается в Аюрведе, в индийских боевых искусствах и происходит от корня "мри", означающего "смерть", так как точки использовались для поражения противника. В данных системах их намного больше и они локализированы в местах соединения разных систем организма и т.д. Тем не менее, точки могут нести и исцеляющую функцию, так мрита (смерть) становится амритой (жизнью) или путем от мара к амара (бессмертию).
Все эти тонкости в полном виде на прикладном уровне может передать ученику только Гуру, который, вне всяких сомнений, должен их предварительно реализовать в самом совершенном виде в себе самом.