Хороший и очень важный вопрос.
В свое время, когда мы еще с Джоном Дюпушем делали межрелигиозный ашрам в Мельбурне, мы много общались на тему трех бхав и он говорил, что в Кашмирском шиваизме этой троицы нет. Позже мы уточняли у Марка Дичковски, выяснилось, что все-таки есть, но фрагментарно, и в текстах КШ упомянуты только вира-бхава и пашу, всего две. Между ними есть ощутимые разграничения, очевидно, даже если бы мы туда и добавили дивья-бхаву.
Сегодня я не поленился и заглянул в "Шривидьярнава-тантру" (Гл.17 комментарий к шлоке 1).
एवं सति दिव्ये वीरकर्म गुप्तं |
वीरे दिव्यकर्म गुप्तं, तदपि कादाचित्कम् ||
"Воистину в дивья-бхаве сокрыто деяние виры, также внутри вира-бхавы присутствует деяние дивьи."
Если вы посмотрите на многие т.н. радикальные направления, то они всегда шли путем "дожима" того, что кажется великим опытом: кто-то изобрел панчамакары, и, казалось бы, это радикально. А агхори подумали и решили, что там радикального-то: мясо, вино, смешение половых секреций с вином и выпивание – и добавили еще две. Так они прибавили туда еще и мочу с испражнениями, чтобы уже совсем жизнь прекрасной не казалась, и получились саптамакары (с мула и мутра). С другой стороны, наверняка есть какие-то извращенцы, хотя это сложно представить даже и для западного человека, но чего только в мире не бывает. Сейчас, кстати, я знаю, что они разработали другой подход – уход за больными, для тех, кто приходит учиться. В современном обществе эксклюзивных извращений, когда люди живут умом и эго, возможно, "радикальным" и выводящим за рамки кандалов своей личности могут быть и совсем простые методы. Вероятно, то, что они сейчас дают ученикам (служение больным, напоминающее где-то христианские послушания), куда лучше сработает. Вы знаете, это просто исторические и разного рода "сампрадайные" примеры, но я бы не стал за них цепляться. Не стал бы потому, что у каждого человека есть какие-то свои блоки, они, конечно, часто у всех похожи, причем мы многое можем и сами видеть, но часто не все. Поэтому нужно нечто нейтральное, а Гуру – это нейтральность и намного больше того. Потому в Индии, и вообще на Востоке, тексты, фиксированные техники есть в традициях, но там на первом месте всегда то, что лично вам даст ваш Гуру. Это не значит, что Гуру должен быть садистом, хотя, может, некоторые садисты и мечтают погурить. Но, я вам хочу сказать, это занятие самое тяжелое из всех, какие только возможны, это не понимают те, кто никогда как следует не попробовал путь учительства. Часто многое куда проще сделать самому, чем заставить другого перешагивать через себя. Ведь на самом деле людей нет, люди – это продукты Майи в целом, слепки из энергий в виде программ, и за каждого человека буквально идет война с целой системой, очень коварной. Вам стоит любого простого человека хоть немного погладить против шерсти, вы можете потом днями отходить от притока агрессивной помойки из тонкого плана.
А самая серьезная работа над собой на самом-то деле начинается тогда, когда произошел духовный просвет, пусть и самый маленький, но настоящий. Если у человека хоть какое-то произошло прозрение и он увидел, что есть нечто намного более совершенное и как все в мире закономерно, он уже не сможет не продолжить более глубокий поиск. И тогда вот с такой основой, плюс опытом жизни через массу обретений-потерь, очарований-разочарований, счастий и болей и т.д. человек понимает, что пределов нет. С такой основой он готов идти дальше и дальше, иногда даже сложно бывает сформулировать на уровне слов, что им движет, но это знание совершенное. Там многие противоположности и актуальны и нет, вы с ними играете, выбирая то, что еще для вас остается в еле заметной тени, вы ищете что-то, что заставит вас быть "на пределе". При этом, конечно же, отметая то, что для вас уже мало актуально. Я ранее уже писал о том, что часто то, что мы можем рассматривать как возможность потери себя, при перешагивании через себя, оказывается лишь маленькой ступенькой из тех возможностей, которые мы до этого не знали. Мы думали, что, перешагнув, настанет завершенность и конец всего, великая остановка, но это все был ум или утонченное эго. После нескольких таких опытов и понимания, что мироздание и мы, как части его, непостижимы, что эта реальность мудрее всех наших страхов. И ты уже без страхов идешь на то, что для неофита кажется радикальным, спокойно, не впадая в мирской автоматизм. Со временем ты замечаешь, как новые открытия других мерностей тебе помогают и руководят тобой в этом мире, крепнет вера и желание идти дальше и больше. Иногда бывает и так, что садхака думает: "Ну вот, я в прошлые разы 'делал смелые шаги' и видел, как свыше мне что-то 'тот мир' разруливал, а почему же нет этого сейчас?". Помните, как Иисус говорил: "Почему ты меня покинул?", - но зато он после воскрес. Мы не знаем причин "покидания" – может, мы, получив какой-то опыт, где-то возгордились и не заметили, где-то замкнулись на своем опыте и утратили общий адекват, но тем, что "нас забыли", нам дают понять, чтобы не филонили, не халтурили. Кто-то впадает в уныние, разочарование в садхане, в Божестве, даже в Гуру, а тот, кто духовно более зрел и готов, понимает, что нет, вот именно сейчас и не надо поддаваться на провокацию, надо уверенно идти по пути больших усилий.
Много бывает разных омрачений у людей и искушений, эго, гордыня, самость намного коварнее, чем кажутся. Надо прямо сказать, что большинство людей, которые приходят в мир садханы (я не говорю даже про гламурную йогу), часто думают, что они во многом разочарованы в мире, часто они любят другим это говорить, чтобы отхапать от них жалость и энергию. Они хитрят, так как хотят обмануть всех, вот другие, типа, идут бесполезными путями, более низкими, а я вот единственный и самый умный, достоин более прямого и быстрого, просто другие меня не понимают. И в голову не приходит, что не один он такой, почти все так думают. Все привыкли торговаться, заплатить поменьше, но отхапать от Гуру, а лучше от Бога(-ов) напрямую побольше, чем кто-либо еще. Потому у них эта мотивация остается, как правило, долго, хотя жизнь таких регулярно подпинывает (и хорошо, если это так, добрая и сострадательная жизнь
). Но в современном обществе столько иллюзий, не стоит забывать, что процесс отсева, кому какая доля и место в мироздании, никто не отменял. Можно, например, (что чаще всего и происходит) получить какой-то опыт и действительно с чем-то чистым соприкоснуться, но использовать это для еще большего раздувания эго. Это примерно как с некоторыми видами оружия, вот сейчас в России изобрели такое, аналогов которому нет нигде в мире. Ракета летит, меняя траекторию, при температуре 1000 градусов (при которой плавится металл), но эта ракета не плавится. Чудо техники, можно восхищаться. Но я не думаю, что мы все будем восхищаться, если это оружие попадет в руки каких-нибудь игиловцев. А в чем проблема, она есть или ее нет? Все зависит от того, у кого в руках это "совершенное изобретение": если у психа, человека недалекого ума и т.д., то это беда. Поэтому я думаю, что серьезные инструментарии и сиддхи мироздание не открывает людям с мелкой ответственностью, с мотивацией мелкой личной выгоды. Все в мире так устроено, что в какие бы крутые места, к каким-бы махасиддхам человек ни попадал и какие бы даршаны Богов ни получал – если внутри есть червячок фальши, глупый хитреж, халява, ничего более-менее стоящего он не реализует. Попадет в категорию, как тут верно сказали, "скатывания обратно", больше останется места для других, более осознанных, ответственных, искренних во всех отношениях.
Наверное, я много уже написал, пора и честь знать
. Но, может, кто-то откроет для себя пользу в том, чем я поделился. Мир ведь полон очень разных людей.