Юрий, я сейчас затрудняюсь ответить, есть или нет. Люди мне иногда задают вопросы о чем-то своем, например: "Есть ли в Кук сан до китайская алхимия или нет?" Я же изучал Кук сан до, но не углублялся в алхимические методы другой Традиции, мне надо рассказать как можно лучше сначала о них, тогда я могу уже четко ответить. То же самое с Кастанедой. Я не знаю, что за эти годы народ успел накопать по традиции толтеков, но в последний раз, когда я читал книги Карлоса Кастанеды, это было начало 90-х, и их издавали одну за одной. Многие с нетерпением ждали новых изданий его трудов. Я видел людей, которые пытались очень кропотливо исследовать его работы про Нагваль, Тональ, "точку сборки", про "магов и сновидцев", "прохождение через орла" и т.п. Но лично для меня эти слова ничего не значили. Не значили потому, что люди спекулировали, как им что-то приходило на ум. Ведь нам не предоставлен был ни один настоящей носитель данной традиции, и то, я думаю, желательно, чтобы он был не один, ведь и в одной традиции бывают очень разные люди. А Кастанеду лично я воспринимаю больше как писателя, нежели представителя данного культа. Вокруг его трудов было много создано изобретений, которые для меня даже лет 20 назад были под вопросом. Ну, например, популяризируемая практика тенсегрити: не было никаких гарантий, что это не изобретение "практик толтеков". Просто кто-то переделал техники из БИ, цигуна. Может, я, конечно, ошибаюсь, я был бы не против, если бы мне предоставили серьезные источники, говорящие о наличии таких методов у аутентичных шаманов Южной Америки. Лично для меня это все больше походит на практику типа "Око Возрождения", что она, дескать, тибетская. Не факт, что сами тибетцы-иммигранты не придумали что-то новое, так что уж говорить про западных людей.
Почему я это все пишу? Просто чтобы не получилось, что, допустим, методы разработал какой-нибудь дядя Сэм из солнечной Калифорнии, а я их сравниваю с натхами. А потом выяснится, что я на протяжении нескольких лет сравнивал не с толтеками, а с дядей Сэмом, и годы жизни были посвящены копанию в фикциях. Соотвественно, может быть, сейчас дербанить этот вопрос будет неприятно, зато потом не будет "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Если честно, меня уже немного достало огромное количество ситуаций, когда люди изобретают сами в той же йоге какие-нибудь методы от себя. Методы дают сильный эффект для мышц, но у всего есть цена. Люди иногда получают травмы, и после одна школа ругает другую на тему, кто учит правильно, а кто нет. А, собственно, что они все обсуждают? Они обсуждают ту йогу, которая была у Сватмарамы хотя бы или Горакшанатха? Нет. Они обсуждают "хорошие и плохие стороны" того, что сами же и изобрели. То же самое с "нагвалистами". Мне нужны их "Гуру" из Южной Америки, "потомственные шаманы", ну или те, кто на самом деле может представлять этот культ.
Честно говоря, даже по тем материалам, что есть по данному культу, я не увидел ничего схожего с двадашантой. Может быть, какие-то измененные состояния сознания соответствуют тому опыту, что йог реализует в двадашанте и какой-нибудь шаман. Но вот что касается технической части, здесь особых сходств я не заметил. К тому же, двадашанта не обязательно подразумевает выход из физического тела, хотя достижение опыта выхода за пределы стандартного восприятия там есть. В некоторых тантрических практиках двадашанта используется в пудже, например в авахане. Там действительно есть моменты, когда вы воспринимаете Божество и в другой мерности, и в своем сердце, и в месте почитания. Это выходит за рамки стандартных представлений о теле и др. Но я не стал бы говорить, что это выход из тела так, как описывают западные оккультисты, есть схожести отчасти. Еще у кого-то двадашанта может вызывать ассоциации с тибетскими практиками Пхова, где подразумевается выход через макушку. Кстати, я слышал, что иногда в чрезмерном виде эта практика сокращает жизнь, слышал это от буддистов. Но это, конечно, вопросы больше к ним, почему оно так. В принципе, у индийских йогинов есть технологии обретения такой реализации, через которую можно оставить физическое тело, я имею в виду реальную смерть тела. Уровни двадашанты к этому имеют отношение. Но это очень глубокие уровни самадхи, не все этого достигают, это большая работа с подсознанием и сопряженными с ним инстинктами. Надо иметь очень сильную мотивацию, чтобы погружаться в такое. Многие же боятся даже себе признаться, что они на уровне обычных социальных животных. А именно с признания себе самому в своих многочисленных слабостях и НАЧИНАЕТСЯ хотя бы какое-то более-менее настоящее развитие. Хотя..., если честно, то другого пути, собственно, и нет.......