Хотелось бы для общего развития уточнить почему последовательность названий данных чакр в приведённом мною и вами случаях не совпадает по расположению. Является ли это следствием различных традиций или же открытая информация намеренно частично искажается?
Хороший вопрос, но это тема целой научной работы, огромной диссертации. Упомянутые мной ньясы связаны с этими мирами, как форма практики одной из ньяс в тантризме, хотя это все встроено и в созерцательную практику, там эти миры не есть что-то основное. Надо сказать, что эти миры в некоторых практиках соотносятся с теми или иными чакрами, а иногда нет, иногда кто-то в практиках, связанных с чакрами, этим мирам не уделяет внимание вообще. Некоторые Тантры описывают количество миров аж за сотню, созерцание их, думаю, близко к методам таких сложных систем, как, допустим, буддийская Калачакра, в которой одновременно надо визуализировать несколько сотен Деват в теле и много другого.
Информация относительно этих миров, как вы предположили, соответствий их каким-то центрам не думаю, что искажается, тем более умышленно, просто существует огромное количество систем, у вас бы разбежались глаза, если бы вы могли прочесть на санскрите содержание множества тантрических текстов. Даже зная хинди и читая на нем литературу, вы будете поражены количеством версий; я думаю, просто настоящие тантрики не особо интересуются в Индии тем, чтобы всему этому учить иностранцев, огромная разница в культуре, мировоззрении, привычках и т.д. В западных мозгах это все очень тяжело укладывается, а менять западному человеку мозги - это для них тяжелее любой аскезы, вот они перевели только то, что для западного ума хоть немного приемлемо. Но это породило кучу иллюзий в людях, что они уже что-то знают. Такая вот ситуация, если быть совсем уже честным.
В ньясах, упомянутых мной, как я уже сказал, никаких ошибок точно нет, ибо практика описана так во многих текстах, источники авторитетные, вне сомнений, там именно такая локализация. Просто разные амнаи, разные Деваты, разные линии передачи и разные Гуру могут иметь свои версии, это все нормально для индуизма.
Если я вас правильно понял, то: а) мы есть то, чем себя представляем б)о ногах можно не беспокоиться в)правильный вариант - найти гуру.
Мой вывод - придётся продолжать свою шизо-садхану, т.к. других вариантов пока не вижу, а прекращать уже не хочется. Найти хорошего гуру в нужной традиции - это ведь не полку повесить. Кроме того есть еще несколько моментов, которые удерживают меня от принятия данного решения.
В
Википедии есть краткое описание этих миров. Там же даны ссылки на то, в каких традиционных текстах упоминаются эти миры, описание их, можно потихоньку ознакамливаться в целом, правда, я там не заметил описания соответствий по чакрам. Вы, конечно, можете поискать сами в интернете, есть немало информации, где встречается описание соответствий по чакрам, я немного просмотрел, что выдает Google – честно говоря, огромнейшее количество информации, которую на Западе, видимо, кто-то сам составил (или выдумал, чего уж там, скажем прямо). Есть всякие непальские танки (изображения), копии с индийских фресок и прочее, где что-то изображено в ногах, но нет ссылок на тексты, где это описано подробно. Народ же может у нас приделывать сам, что посчитает нужным, и не зная никаких серьезных источников в виде текстов, будучи слабо знакомым с аутентичной тантрой, очень сложно людям разобраться, откуда это – где "космические бабушки" приделали, а где в Тантрах описано.
Мне известен один источник, его нашла одна моя ученица, санскритолог из Франции, Тара Микаэль. Этот текст принадлежит Горакшанатху, манускрипт из известной библиотеки в Раджастхане. Она написала книгу по чакрам, там много чакр описано в этом тексте, около 30-ти, похожие чакры описаны в «Шринатха Рахасье» – кажется, там 28 чакр. На эту же тему писал небольшую статью и другой мой Гуру, Вагиш Шастри, но там просто по чакрам. Так вот, манускрипт, переведенный Тарой, значительно интереснее, там есть и рисунки чакр в ногах и вообще во всем теле (и то, что вне тела). Последовательность миров похожая, как я и перечислил в бхувананьясах, но вот Атала в другом месте, и локализация в ногах все равно другая:
1) Талатала – в стопах, 2) Витала – в лодыжках, 3) Сутала – в голенях, 4) Расатала – в коленях, 5) Махатала – в бедрах, 6) Атала – в ягодицах, 7) Патала – в половых органах.
Там много всего описано: что под стопами находится Курма (черепаха), также змей Нага Шеша во вселенских водах, на котором возлежит Вишну. Каждая чакра изображена с двадцатью лепестками, и внутри чакры свои Божества: Курма (аватара Вишну), Калагнирудра, Майя Шакти, Иччха-шакти, Наги и др. В этом тексте описание действительно чакр, и что эти бхувана (миры) именно в чакрах.
Вообще, ваш вопрос меня заинтересовал, я даже стал подумывать, может, статью сделать в журнал, заодно попрошу сейчас Джона Дюпуша перевести с французского по-быстрому (у него он свободный), ну и Тару – предоставить мне копию оригинала на санскрите.