Адеш!
Диначара - распорядок дня очень важная часть садханы. Внесу немного ясности, потому что многие мантры, перечисленные, как и значение дикша-мантр, далеко не всем ясны. Самое основное в практиках натхов - это йогические методы, но если вы приедите в Индию и увидите то, чем занимаются натхи, то у вас появится очень много вопросов, а у кого-то быть может недоумение. Вопросы типа: «А где же йога? Гуру-пуджа? Нади-пуджа? Мантры для асаны, на которой сидят? Да, но где же йога?» Я не хотел бы говорить об абстрактных вещах, которые по крайней мере таковые для многих. Все рвутся в йогу, но я бы все-таки любителям йоги советовал свой пыл охладить. Йога - это путь к мокше, в ней нет ничего такого, что лишнее и непонятно, йог не делает то, что бесполезно в этом отношении. Какой смысл чистить кишечник если ты умрешь? Да и что считать чистотой?
Все практики йоги предназначены для того чтобы пробудить высшие способности, высшее сознание, настоящие методы йоги на это направлены. Человеческое существо, которое приходит к Учителю учиться, делает это по той причине, что желает измениться и не по потому что довольно своим нынешним психофизическим состоянием. Довольные люди делятся на две категории, те, кто достигли освобождения и высшей необусловленной Ананды и те, кто этого не достиг и пожалуй не особо стремится к этому. Последняя категория очень распространена, нельзя сказать что они совсем несчастные существа, это их выбор и не нам кого-то судить. Просто мы приходим в йогу, зная, что мы достойны большего и это не случайно, ведь это большее изначально нам принадлежит. В настоящую йогу приходят те, у кого путь сиддха, в ненастоящую приходят в основном те, о ком уже было сказано. Настоящие интуитивно чувствуют что есть что и поэтому в принципе они где-то понимают уже свой путь, пусть даже они и еще несовершенны, но у них есть устремлённость. Приблизившись к тому источнику, благодаря которому путь для них становится ясным, у них появляется шанс поменяться, наступает более отчетливое виденье того, чего же мы хотим на самом деле. Многие вопросы отпадают сами по себе, потому что есть опыт. Тексты по йоге иногда говорят о довольно неясных вещах и понятиях, примерно так же, как трактаты даосов, в которых сплошные метафоры. Например: «медитируйте на луну в верхней части тела, отсоедините её от солнца в нижней части», или наоборот, тексты утверждают о союзе солнца и луны. Очень много неясности, непонятно, что авторы хотели сказать всем этим. Дело в том, что нисходящая сила (ануграха-шакти), как милость Бога, может проявляться в разном состоянии, тексты натхов говорят о лунном нектаре (амрите) и поглощении его солнцем (жизненной энергией). Мой Гуруджи говорит, что луна - это наше сознание. Собственно сознание и есть Шива, Парасамвит, который подобен ярчайшему свету, Пракаша. Этот свет мы видим когда достигаем определенной чистоты или же в промежутках между сном и бодрствованием, вдохом и выдохом, одним словом, в любой момент, когда происходит переход из одного состояние в другое. Говоря проще, свет проявляется тогда, когда человек способен меняться, когда он изменяется для этого он и приходит к тому источнику, который этому способствует. Этот свет может рассеиваться в пространстве, например если лампа горит в закрытом помещении, то там будет большая концентрация света, но когда это открытое, темное, бесконечное пространство, то свет в нем может рассеиваться и его концентрация слабеет. То есть, темнота может поглощать свет. Почему же натхи предпочитают не растворение в океане света, а скорее позволяют ему снисходить в ограниченную среду? Ведь мир форм - это бандхана, именно ограничение. По той самой причине, что бандхана позволяет свет концентрировать, он проявляется как состояние повышенной осознанности. Йогин делает мудры и бандхи, перекрывая утечку «нектара», чем собственно йога и отличается от спорта, в йоге происходит накопление сил, а не распыление, собственно это отражается и на телесной структуре, так что она меньше подвержена распаду. В йоге происходит процесс капсулирования, в спорте - процесс раскрытия и растраты сил. У простого человека свет во внутренней энергетической структуре очень слабый, потому что происходит утечка силы, тогда как у йогина картина совершенно другая. Мы теряем энергию по многим причинам, в основном это негативное мышление, которое появляется по очень многим причинам. Поэтому, первое что мы должны научиться делать - это позитивно мыслить отметая тяжелые мысли, мы должны представлять только позитивное. Только в позитивной духовной атмосфере возможна нормальная практика йоги, упражнения будут приносить те результаты, для которых и созданы эти йогические методы. С таким сознанием мы готовы для практики и обучения, это очень важные вещи с которых начинается правильная йога-садхана. В течении дня мы соприкасаемся с самыми разными объектами и событиями, многие люди при таких соприкосновениях утрачивают свою осознанность, потому что они не знают как использовать эти многочисленные противоречивые события, которые порождают самые разные ограничения, использовать для взращивания нашей жизненной силы. Мир переполнен силами хаоса и простой смертный проваливается в него подобно тому как он проваливается в глубокую летаргию. Только йогин, окрепший в духовной практике, способен в течении бодрствования и сна сохранять самосознание. Такой йогин может пробудить и не дать уснуть тому кто спит. Иногда приходиться наблюдать чудеса, то, как Гуру помогает ученику некими способами о которых он даже и не догадывается. Такое как правило бывает только с теми, кто предан своему Гуру. Мне доводилось часто видеть в нашей сампрадае, как некоторые пиры-аугхары инициировав своих учеников, но не окрепнув ещё сами как Гуру, могли оказаться слабыми в какой-то момент. Однако они были преданы своим Гуру, а те своим и дальше, эта цепочка выходила на очень сильного садху, котрый обладал огромнейшей духовной силой, он направлял мощный заряд шакти и в трудный момент она рассеивала все препятствия которые могли навалиться на еще неокрепших в йоге садху и это спасало не только этого слабого Гуру, но и его учеников. Гуру это не тело, не пространственно-временной объект. Гуру связан с мощной силой других йогинов, а они в свою очередь с духовной энергией Горакшанатха. Вот почему та дикша-мантра которую я вам передал, не просто Гуру-мантра или только мантра Иштадеваты, это мантра в которой вся сила парампары и не только. Поэтому, Гуру-пуджа - это также пуджа Иштадевате. Почему шабар-мантры обладают такой силой? Потому что они работают на резонансе, некоторые из них достаточно произнести один раз и они дают сиддхи. В этом уникальность шабар-мантр. Однако в Индии шабар-мантры, произошедшие от натхов, были заимствованы и другими системами, например, этими мантрами сейчас пользуются многие тантрики или садху других духовных орденов. Дикша-мантра посвященная Горакшанатху, является биджа-мантрой всех шабар-мантр. Все остальные мантры - это ее разновидности, будь то каластра-гаятри, алила-гаятри и др. У натхов их много и наверное многие мои ученики смогли уже убедиться в эффективности шабар-мантр. Казалось бы, прочитал один раз, а весь день проходит по другому. Сделал нади-пуджу утром и вечером - в течении дня садхана и практика йоги идут уже иначе, нежели без пуджи. Конечно все тонкости на форуме не расскажешь, как и многое, что вообще не передаваемо на уровне слов, это дело практики, к этой теме, как я чувствую, мы ещё вернёмся не раз.