Да, действительно, положение тела похоже, как в шамбхави или нади-пудже натхов, от Гуру я слышал, что это положение помогает активизировать все чакры, пробудить Кундалини. По поводу "обвязывания" ног, как это вы упомянули в случае с туммо, у натхов есть нечто другое, когда используется джанеу из черной шерсти, но не тонкое, как обычно, а по размеру как веревка, и им обвязывают туловище. Часто такое делают те, кто почитают Махакала Бхайраву, а также это помогает сидеть долго в позе с прямой спиной. На практиках йоги это также очень хорошо сказывается, я имею в виду созерцательных. Я думаю, даже если в деталях это все и не совсем сходится с теми позами, что в туммо, но по сути цели схожи, туммо - это аналог Кундалини-шакти.
Что касается Дзогчена и "его исторической несоотносимости" с индийской тантрической йогой, вот
ТУТ мы обсуждали связь Горакшанатха и Падмасамбхавы, правда, в форме интеллигентного диспута.
Наверное, многие буддисты, особенно те, кто у руля этой сампрадаи, вряд ли примут такую версию, а может, кто и примет с какими-то своими оговорками, там же тоже масса линий, ну и все же, Горакшанатх (Горакхпа), по их версии, тоже был буддист.
И еще, одна из основных версий, связанных с Дзогченом, что его принесли из Уддьяны, а Уддьяна-питх для индийских тантриков, в той же Шривидье, - это фактически самый значимый из питхов, это и обитель Трипурасундари, и обитель индийских сиддхов-гуру данной Традиции, и для натхов это место тоже значимо. Правда, сейчас и в Индии Уддьяну тантрики с "географией" не соотносят. Есть, конечно, версия, что все четыре питхи (Камарупа, Джаландхара, Пурнагири, Уддьяна) – это места, где разные сиддхи встречались с Йогинями и практиковали, но есть также восприятие Уддьяны как места с охватом всей Вселенной и т.д. Я думаю, если хорошенько копнуть, связи найдутся, тот же звук "А", который важнейший в Дзогчен. Вот в этой теме я приводил
ШЛОКУ из "Виджнянабхайрава-тантры", где с этой акшарой существует особая практика, я также ее видел и в "Тантралоке", могу, если надо, поискать эту шлоку. Но, вы знаете, я полагаю, ортодоксы с обеих сторон, конечно, могут все это отрицать, вплоть до того, что индийские Божества - сансарные, а буддисты - Анатман, "безбожники" и т.п. Но я и мои ученики радикальные версии забубенных фанатиков с обеих сторон всерьез не воспринимаем, и в самой Традиции Натхов каких только Гуру и йогинов нет, там такой демократизм, что Батька Махно позавидует.