Адеш, Кано, Алакх, и Аллама! (А также все другие, кто читает высказывания по поднятой здесь теме).
Вопрос, об объективности достижений в практике, который задает себе и другим Алакх, наверное был актуален для многих и многих ищущих в разных традициях и в разные времена. Я хочу отметить, что мне очень близка и просто симпатична ваша точка зрения, в уже опубликованных ответах. Так, как все присутствующие, многократно читали информацию по этой теме в Писаниях, то я присоеденюсь к вашей беседе, высказав свою простую точку (умо)зрения –(опыта у меня пока маловато).
Что касается критериев объективности, то, по моему, наиболее беспроигрышен именно классический подход к определению духовного роста: в первую очередь – мнение Гуру и Учителей традиции, затем оценка гурубхаев данного садхаки, затем может быть мнение духовных Учителей в других традициях, а уж после этого просто общая оценка изменений со стороны близких людей родственников, и т.д.
Ну конечно, это применимо в большей степени к оценке просто духовного продвижения в практике, когда длительный период ученик не знает движется ли он вообще:-), и что ему нужно предпринять, что бы сделать это движение более эффективным и необратимым. Но, когда по милости Гуру, Иштадеваты и в результате усилий практикующего приходят реальные достижения(сиддхи), то этот «обьективный» факт никому кроме Гуру и ученика вряд ли станет очевиден или даже просто известен – такие есть рекомендации по данному вопросу, поддерживаемые учителями наверное всех направлений и систем.(В христианстве, например, малые сиддхи именуются «малыми прелестями», и рекомендуется от них как можно быстрее избавляться посредством молитвы, дабы не прельщаться ими и не упасть духовно.) . В тантричесо-йогических школах, наверное, вопрос так радикально не ставится, (чуть что – сразу все в сад) :-), но Писания и Учителя неоднократно подчеркивают, что сиддхи являются не только своеобразными веховыми столбами на пути, указывающими правильность направления и его «реальную обьективность»,
но также заключительными ловушками, расставляемыми Деви в образе Майи, в которые могут попасться любые, даже очень высокопродвинутые йогины, тантрики, каулы, и т.д. Опять же таки для простых садхаков тоже есть опасности, даже в случае «маленьких столбиков»,- о них можно больно удариться(иногда появление сиддх предваряется недомоганиями), их можно испугаться в темноте своего сознания :-) - (а все ли у меня в порядке с головой), можно конечно «победить» какой-то «столбик» и даже некоторое время им пользоваться, но потом прийдется все время таскать его прииязаным за собой – ведь говорят что от таких сил отказаться тяжелее чем от денег, и волечение в кармический, процесс при их использовании происходит более быстро и неотвратимо. В чисто йогических школах демонстрация сиддхи или просто обнаружение проявлений не свойственных обычным людям достаточна проста на уровне физического тела. В школах тантрического буддизма практикуются оценки правильности продвижения по пути путем проявляния сиддх ментального тела – и с этим никогда не было никаких проблем, так, как будизм долгие годы был официальной религией во многих странах. Что касается тантрических и каулических школ Индии – то сиддхи условно(по одной из классификаций) делились, как ранее указал уважаемый Алакх, на акальпита(временные, малые), и кальпита(переносяшие в вечность, дающие силу создания новых миров). Садхаки стремящиеся к акальпита-сиддхам, получающие и иногда проявляющие их, тщательно скрывали от непосвященных методы и сам процесс приобретения таких сиддхи, следуя Писаниям и дабы не истощить их силу, не просто бесполезной демонстрацией, а также черезмерным применением. Практикующие йогу и тантру, стремящиеся к окончательному Освобождению, привлекаются, милостью Деви, в форме Высшей Видйи к кальпита-сидхам, которые даже не описываются не потому, что тайные, а потому что не конкретизированы, так, как являются, по милости Гуру и Иштадеваты, чистым проявлением свабхавы пракикующего, соединеной с Иччха-шакти. Такие сиддхи обычно проявляются спонтанно, при достижении особого уровня\порога в духовном развитии, индивидуальном для каждого. Согласно некоторым текстам высшим проявлением таких сиддхи является окончательное Освобождение при жизни, и утверждение в сотоянии единства Шивы, Шакти и Дживы. Движение к таким высшим аспектам несовместимо с излишней «публичностью» результатов практик. Наверное поэтому Учителя рекомендуют скрывать от окружающих многие личные состояния и переживания на Пути(как положительные, так и отрицательные), а уж разговоры о том, что бы что-то кому-то показывать, доказываь, демонстрировать и т.п.- это просто несерьезно. Приведу небольшой пример в контексте данной темы:
из Акулавиратантры
96-98а. Все те, кто [связаны] санкальпами и викальпами, частными действиями, [стремятся] к различным сиддхи в миру, знаниям паталы и алхимии, а обретя какое-либо богатство никогда его не распределяют, связаны путами и идут низким путем. Нет для них, лишенных [знания] Акулавиры, освобождения в самсаре.
И еще немного по приведеннам в этой теме терминам, для большей конкретики обсуждаемого:
из Йога-биджа
174-175а. Те сиддхи, что достигаются через использование ртути и трав, ритуалы, благодаря некоему времени, мантре или месту, известны как кальпита. Эти сиддхи, рожденные из практик, невечны и ограничены в силе.
175б-176. Те же сиддхи, что проявляются спонтанно, без какой-либо практики, благодаря тотальному пребыванию в единении с собственным Атманом, по свободной воле Господа, они лишены кальпаны.
177. Они, совершенные, вечные, великомощные, образы проявления воли, рожденные из йоги. Через длительное время они проявляются в тех, кто свободен от васан.
178. Те сиддхи благодатные, которые проявляются благодаря великой йоге, в состоянии [единства] с вечным Параматманом, без какого-либо усилия, они всегда сияют. Это признаки достигшего совершенства в йоге.
179. Подобно тому, как паломники, идущие в Каши, по дороги посещают множество святых мест, так и [на пути] к мокше [встречаются] сиддхи.
из Сваччханда Тантры
Разнообразные сиддхи (подобны) грязи, налипшей на ноги, они все пребывают внутри Садашивы. Поэтому следует совершать хому верхнему лику./244/
и еще из Шива сутра вимаршини
Когда йогин не желает ограниченных сиддхи, а хочет распространиться до Сущности, тогда для него:
Благодаря появлению чистого Знания обретается сиддхи управления Кругом. 21/
Когда есть желание расширения до Сущности вселенной, (осознания:) «Я есть Всё» и объединения с Шакти, тогда, благодаря появлению чистого Знания (йогин) обретает Владычество над кругом Шакти, форму Махешвары, Сущности Вселенной.
Об этом сказано в «Сваччханда (тантре)»:
«Поэтому Она - Высшая Видья, помимо которой не происходит ничего. (Благодаря Ей йогин) достигает одновременно всезнания и других высших качеств.
(Она) обозначаема качествами Высшего Атмана (такими как) всезнание и другими, лишена не относящегося к Высшему Атману, и поэтому она именуется Видья.
Пребывыающий (в Ней) должен обнаружить Высший Огонь (Свет), Высшую Причину.
Пребывающий в этом явленном Высшем Свете достигнет Шиватвы»
И еще есть небольшая ссылка на трактовку поднятой здесь темы представителем крийа-йоги (учения,по оценкам Гуруджи Матсйендранатха, близкого к Натха сампрадае по некоторым аспектам практик). Я прочитал с интересом, - вроде ничего крамольного или оскорбительного для нас не обнаружил(если это не так, пусть уважаемые модераторы меня поправят).