В продолжение обсуждения апаны и огня все-таки мне хотелось бы внести немножко ясности. Многие тексты по йоге, как я выше уже писал, описывают одно и то же, может быть, где-то как-то перефразируя. Вот что нам говорит знаменитая "Хатха-йога-прадипика":
अपान ऊर्ध्वगे जाते प्रयाते वह्निमण्डलम्।
तदानलशिखा दीर्घा जायते वायुनाहता॥६६॥
apāna ūrdhvage jāte prayāte vahnimaṇḍalam|
tadānalaśikhā dīrghā jāyate vāyunāhatā||66||
Апана, двигаясь вверх, достигает области огня.
Тогда пламя увеличивается посредством удара, связанного с вайю.
ततो यातो वह्न्यपानौ प्राणमुष्णस्वरूपकम्।
तेनात्यन्तप्रदीप्तस्तु ज्वलनो देहजस्तथा॥६७॥
tato yāto vahnyapānau prāṇamuṣṇasvarūpakam|
tenātyantapradīptastu jvalano dehajastathā||67||
После того как апана и огонь слились с праной, чья природа сама по себе горячая, огонь в теле становится еще более ярким и интенсивным.
То же самое мы встречаем, например, и в "Йога-кундалья-упанишаде":
अपाने चोर्ध्वगे याते संप्राप्ते वह्निमण्डले ।
ततोऽनलशिखा दीर्घा वर्धते वायुना हता ॥ ४३ ॥
apāne cordhvage yāte saṃprāpte vahnimaṇḍale ।
tato'nalaśikhā dīrghā vardhate vāyunā hatā ॥ 43 ॥
Когда апана, поднимаясь вверх, достигает области огня, пламя удлиняется, ударяясь воздухом.
ततो यातौ वह्न्यपानौ प्राणमुष्णस्वरूपकम् ।
तेनात्यन्तप्रदीप्तेन ज्वलनो देहजस्तथा ॥ ४४ ॥
tato yātau vahnyapānau prāṇamuṣṇasvarūpakam ।
tenātyantapradīptena jvalano dehajastathā ॥ 44 ॥
Тогда огонь и апана (вместе) с праной, чья сущностная природа есть жар, еще больше усиливают сияние огня в теле.
Это все в описании практики мула-бандхи в этих текстах, но это же есть и во многих других. "Хатха-таттва-каумуди" (45. 5-8) дает пояснение относительно агнимандалы. Там говорится, что это треугольная область (мандала) огня, связанная с огнем пищеварения. Там также рекомендуется медитировать на Тару (т.е. пранаву, Ом). Контролируя апану, Йоги способен контролировать и огонь вверху, эта мандала находится под свадхиштханой, между кандой и набхи (обозначение манипуры). Говорится о том, что, соединяя там прану и апану и медитируя (или, правильней, созерцая पश्येद्) на Ом, пробуждается Кундалини-шакти, восходящая в сушумне. В "Тришикхи-брахманопанишаде" (56-57) про агнимандалу говорится, что у двуногих существ она треугольная, четырехугольная у ходящих на четырех лапах, у птиц она круглая, шестиугольная у змей и ползающих существ, восьмиугольная у рожденных из пота и насекомых. В общем, даже такие подробности

. Более интересная информация о канде встречается в "Шри Тантралоке", там говорится, что это бутон цветка, из которого цветет, распускается или, говоря просто, просыпается Кундалини. Она описана как Кобра, на капюшонах которой находятся миры (бхувана). Во многих текстах говорится также, что Кобра капюшоном закрывает путь или дверь к Брахману. Беттина Баумер дает более интересное разъяснение о канде, что это место соединения линги и йони, там разжигается огонь страсти, вероятно, отсюда, как я это вижу, и использование термина हता "хата" (удар) в текстах йоги. Там это описано в форме элементов полового соития, и согласно каула доктрине, сексуальное возбуждение порождает прану, или раскрывает ее, развивает. Будь это хата или анахата (спонтанная вибрация), мантхана (взбивание), в тантре это имеет сексуальную природу, а в йоге - это более тонкая эссенция сей природы. Но, вероятно, в йогической форме это, скорее, сущностный процесс каула-методов и более внутренний, так как садху в основном не почитают внешний огонь. Садху огонь сворачивают внутри сушумны, потому их после физической смерти не помещают во внешний огонь. Более того, в классической натховской дхуне, в ее типичном виде, обычно огонь не разводят, в лучшем случае вы увидите тлеющие угли. Также знающий все это понимает, почему тексты йоги наставляют избегать "греться у огня", это еще и символ зачатия (так как дхуни - это йони), йогин избегает источника рождения и смерти. Вообще, несмотря на то что и на Западе, и в среде невежественных индусов (коих, очевидно, большинство) принято йогу преподносить как "низшие методы", "подготовительные", я считаю, что это крайне невежественные рассуждения, вызванные массовой профанацией йоги. Не может большинство текстов йоги говорить просто так о том, что эти практики крайне секретные. Очевидно, их завуалированный стиль, с массой символизма, требует расшифровки истинным мастером своему ученику, иначе буквальное понимание и выполнение некоторых техник может причинить психофизический вред. Настоящей йоге может учить только реализованный в ней Гуру и только абсолютно преданного ему последователя.