Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 30719 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Raps

  • *
  • Сообщений: 101
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #15 : Октябрь 12, 2016, 17:13:28 »

Насчет легкости: если она есть - хорошо, если нет, то циклиться на этом не стоит, лучше следить за спиной и расслаблением периферии тела, если позволяет самоконтроль.

я достаточно часто вижу как люди делают капалабхати интенсивно и, вполне вероятно, что легкостью они называют эффект гипервентиляции легких. Насколько правильно так делать и опасно ли это?
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #16 : Октябрь 13, 2016, 01:27:26 »

Если упражнение ведет к состоянию отупения, пусть даже и эйфорического, которое через некоторое время снова сменяется беспокойствами ума, это имеет к йоге весьма отдаленное отношение.
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #17 : Октябрь 16, 2016, 00:07:59 »

В чём заключается разница между состоянием "отупения" и состоянием "безмыслия", которое, как утверждается, есть признак успеха в йоге?
Записан

Джоги Мудхаджи

  • *
  • Сообщений: 1
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #18 : Октябрь 18, 2016, 02:59:55 »

В чём заключается разница между состоянием "отупения" и состоянием "безмыслия", которое, как утверждается, есть признак успеха в йоге?

Отличие в преобладающей гуне.
Отупение от тамаса, а читта шудхи от саттвы.
А так, формально, разницы нет.
И в первом, и во втором состоянии - "дерево" сидит (лежит) и почти не дышит.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #19 : Октябрь 19, 2016, 20:44:57 »

На мой взгляд, отличие в том, что в состоянии "безмыслия" присутствует поразительная ясность. Вы ясно воспринимаете, моментально схватываете все явления, это не ступор, а наоборот активное состояние жизни, вы можете чувствовать саму пульсацию этой жизни. В состоянии "отупения" вы просто как бревно, как будто "зависли", ни о какой ясности речи нет (да, тамасичное состояние). Я иногда у людей такое наблюдаю :05:
Записан

Двойной Дракон

  • *
  • Сообщений: 58
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #20 : Ноябрь 28, 2016, 17:57:36 »

Подскажите, пожалуйста, сколько раз в день стоит практиковать пранаяму, в какое время суток, с какой мудрой делается нади-шоддхана пранаяма?
Насчет бандх - тоже самое. Я не принадлежу ни к какой конфессии, поэтому традиционные тонкости для меня пока темный лес...
Спасибо.
Записан
Мир - это поток сознания.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 80
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #21 : Январь 24, 2017, 22:51:11 »

Вот если носовая перегородка искривлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую, как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму, в общем голова разболелась немного.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #22 : Март 03, 2017, 12:27:27 »

Вот если носовая перегородка искривлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую, как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму, в общем голова разболелась немного.

У меня были ученики, которые занимались БИ, и были подобные проблемы , но по наблюдениям и как показал опыт, многое зависит от того, насколько это сильно (смещение). У тонкого тела больше возможностей, чем у грубого, потому его мерить грубым надо осторожно. Любые травмы сами по себе – это показатель нашей кармы, потому это все для духовной работы нам дано, а не для одних физических техник, как их понимает большинство. Если возникают головные боли, я бы не советовал делать анулома-вилому, особенно с форсированием возможностей вдоха и выдоха, поначалу лучше просто глубокое и растянутое дыхание. И желательно комбинировать дыхание с расслаблением и дхьяной, тем более, пранаяма делается для целей дхьяны в основном. Эффекты от лечения пранаямой, конечно, есть, но они не главная ее цель, это нужно четко усвоить. Йога – это как минимум психофизическая практика, а вообще духовная, но не просто физическая, потому надо помнить, что основная работа происходит в сознании. При духовных изменениях все, что нужно, самопроизвольно "отстроится" на физике, все происходит по Воле свыше, а йоги учатся именно этому следовать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #23 : Март 03, 2017, 13:11:48 »

Подскажите, пожалуйста, сколько раз в день стоит практиковать пранаяму, в какое время суток, с какой мудрой делается нади-шоддхана пранаяма?
Насчет бандх - тоже самое. Я не принадлежу ни к какой конфессии, поэтому традиционные тонкости для меня пока темный лес...
Спасибо.

Обычно рекомендуют вишну-мудру, но древние тексты вообще редко касаются деталей и того, какую мудру надо держать, говорят просто о перекрытии ноздрей. Потому многие современные школы – кто какие используют или вообще никак их не называют. Есть, правда, еще тантрики, кто эту пранаяму используют в ритуале, они в вишну-мудру кладут цветок, рис, например, могут совмещать с санкальпой (намерением в пудже), потом сразу же делают пранаяму.

Тексты хатха-йоги дают разные рекомендации, когда и сколько раз в день делать эту пранаяму: одни – четыре, другие – три или два. Я считаю, что такой алгоритм носит религиозный характер. В Индии есть понятие "сандхья", когда они молятся (пуджу делают). Так как праняма – это важный элемент в пудже, а используют они в ней не что иное, как нади-шуддхи пранаяму, то я думаю, оттуда это все и пришло. Тантрики имеют четыре сандхьи, а некоторые даже и пять. Но чаще в индуизме популярны три сандхьи. Натхи в своих храмах в основном почитают Бога, Гуру или их вместе – два раза (на стыке ночи и дня, символы луны и солнца и т.п.). Есть еще распространенный принцип: если у тебя вообще нет времени на пуджу, делай почитание, хотя бы когда проснулся, день надо начинать с "памятования о Боге и Гуру" и т.д. (всего духовного, одним словом). Ну и что, после всего этого я могу вам сказать, сколько раз делать?

Надо понять сначала, зачем они это все делали, и именно согласно традиции. Это составная часть духовной практики, т.е. молитвы, дхьяны, пуджи, бхаваны и т.д. А сколько вам делать, вы сами решайте для себя, в зависимости от того, как вам время позволяет, от того, сколько вы чувствуете в себе потребности глубокого "общения с высшим", со своей душой и т.д. Но это все должно быть не спортом, а естественной потребностью вашего ума, души и тела. Делайте хотя бы утром, если можете больше, то больше, например, утром и вечером, в зависимости от того, насколько в вас решимость посвящать себя садхане, пути и т.п.

Вообще, это пища для размышлений, в первую очередь, практика, конечно, важна, но важна и ее цель (лакшья).

Кальянамасту.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #24 : Март 03, 2017, 14:15:29 »

Относительно бандх то же самое – надо понять, зачем они. Бандхи направляют прану на нужную лакшью (цель), а именно, в сушумну; когда активируется сушумна, то вы входите в дхьяну. В состоянии дхьяны смолкает дыхание (вдох и выдох), уравновешивается прана и апана. Т.е. остановка дыхания, активация сушумны и дхьяна связаны и часто происходят синхронно. А бандхи ведут прану и сознание к этому, но бандхи – это внешние вспомогательные элементы. Бандхи надо делать на задержке дыхания, чтобы активировать сушумну. Однако если вы ушли глубоко в созерцание (раджа-йогу), бандхи (как внешнюю практику) можно и вовсе оставить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #25 : Август 08, 2017, 20:50:49 »

Здравствуйте.
 У меня давно зрел вопрос, потом я его игнорировал, но вот этот вопрос все равно периодически всплывает во время практики. На форуме по этой теме пока не нашел, может быть подскажет кто-то из практикующих знатоков, или Гуру.
 При вдыхании в одних упражнениях советуется поднимать ощущение из низа живота или муладхары, а на выдохе наоборот опускать. Это хорошо сочетается с полным дыханием, потому что вдох начинается с живота и потом распространяется вверх. И с подъемом жизненной силы - праны по чакрам тоже сочетается.
 В других источниках говорится иначе: при вдохе отслеживать дыхание как поступающее внутрь и вниз, а при выдохе - как выходящее.
Можно как-то пролить свет на эти два разных метода? Какой лучше использовать во время отслеживания нерегулируемого дыхания, и какой в пранаямах типа нади-шоддхана? Какое назначение у этих двух разных техник и какой из них лучше подходит как адхара - опора для концентрации в пранаяме. Или в дхаране на дыхательном процессе. Чтобы перейти на какой-то один из этих методов,  а не рассредотачивать усилия по разным техникам.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 212
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #26 : Август 08, 2017, 22:02:04 »

А Вы для начала конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #27 : Август 09, 2017, 09:36:36 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
В том и дело что в разных источниках, причем как мне показалось применительно к одним и тем же процессам. Не совсем верно было бы говорить, что одни учат "поднимать", другие "опускать". И то и другое делается, но на разных фазах. Если разбирать какой-то конкретный процесс и упражнение к нему, то в объединении праны и апаны как мне показалось лучше подходит на вдохе поступление вниз, на задержке пытаться проникнуть в сушунму и на выдохе подъем. Но это все равно не проливает свет в целом на вопрос. Вопрос был для чего одно, а для чего другое, заменяет ли одно другое и тд
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #28 : Август 09, 2017, 09:53:54 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
А к чему это, как бы намек типа нефиг спрашивать, разберись где в каком источнике какой метод описывается и дойди своим умом? Вобщем-то я размышлял над этим сам, но не проясняется. Запутано как-то, чтобы так однозначно было ответить.
Вот для противоположного примера. Техника полного дыхания описывается как начинающаяся вдохом с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят: нужно начинать с грудной клетки и затем живот. Это очень явное расхождение, источник второго варианта - Г. Фёрштайн, по своим причинам он такое предложил. И наподобие такого, много разных несоответствий, но в них все понятно, и расхождения не вызывают вопросов.

 Но с моим вопросом именно нет понимания общей картины, поэтому и спрашиваю. Короткое пояснение могло бы пролить свет на всю систему в целом.
В источниках в разных совершенно, в текстах классики и в современных, даже не упомнить теперь. Ну если из последнего что встречалось, метод "опускания праны" как вы пишете - на вдохе в наданусандхане по источнику гуру Матсьендранатха. А если сразу "подъем праны" на вдохе, то по источнику Свами Шивананды.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #29 : Август 15, 2017, 22:01:02 »

Техника полного дыхания описывается как начинающаяся вдохом с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят: нужно начинать с грудной клетки и затем живот.

По правде говоря, в древних текстах я не встречал такого, чтобы было описание "волны" снизу или сверху, часто описывают все просто в духе "сделал вдох и сделал выдох". Но часто встречаются рекомендации относительно задействования живота. Ниже пара примеров.

«Хатха-йога прадипика», в описании бхастрики:

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами. 2.64

«Даттатреяйогашастра»:

Он (Йоги) должен вдохнуть через правую ноздрю, мягко заполнив свой живот. После задержки настолько долгой, насколько возможно, он должен спокойно выдохнуть через левую ноздрю. 63.

«Йога-биджа»:

Пусть мудрый йогин вдохнет воздух через обе нади по сторонам кундалини и задержит его в животе, после чего выдохнет вновь через иду. 104.

«Вивека-мартанда»:

Вдыхая через солнечную ноздрю, следует медленно наполнить живот воздухом, затем, согласно методу, задержать дыхание, после чего выдохнуть через лунную ноздрю. 100.

Примеров много, но все их сложно соотнести с тем, как "детально" полное дыхание многие сейчас описывают в современных книгах, ясное дело, что физически заполнить живот воздухом невозможно (можно в желудок, но это всего одна из техник), речь идет о задействовании диафрагмы. Также, конечно, имеет место быть "энергетический контекст" (т.е. движение энергии). Однако речи нигде не идет о том, с чего начинать - с легких или с живота, например, при вдохе. Я думаю, эти все "волновые версии" появились позднее, когда - сказать сложно, и кто у кого их первый начал копировать и разрабатывать две разные версии. Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких). Я лично, если честно, не заморачиваюсь (как это, судя по всему, в древности и делали :41:), просто вдыхаю глубоко и как оно само получается, так чтобы живот был задействован (коли уж о нем часто и говорится в древних текстах).

А вот относительно движения апаны на вдохе и праны на выдохе или наоборот - тема интересная, я видел первый вариант в текстах КШ, «Шатапатха-брахмане» и др., но есть и другие версии, надо поискать тексты, как будет время, разберем.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.