Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 30721 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #45 : Сентябрь 05, 2017, 21:50:42 »

Некоторые описания процесса дыхания в йогических источниках полны символизма, в таких случаях, конечно, можно вывести самые различные трактовки. Буквально вчера случайно нашел интересное описание в "Вайю-пуране":

नालेन तु यथा तोयं यन्त्रेणैव बलान्वितः।
आपिबेत प्रयत्नेन तथा वायुञ्जितश्रमः ।। ११.२६ ।।

Подобно тому как вода с усилием поглощается трубой или механическим устройством, так и йогин должен пить старательно воздух, но не доводя себя до усталости.

नाभ्यां च हृदये चैव कण्ठे उरसि चानने।
नासाग्रे तु तथा नेत्रे भ्रुवोर्मध्येऽथ मूर्द्धनि ।। ११.२७ ।।

Ветер должен удерживаться постепенно в пупке, в сердце, в груди, в горле, во рту, на кончике носа, в глазах, между бровями и в голове.

В йогических текстах иногда встречается описание вдоха как "питья" воздуха или праны, в таком случае можно допустить, что тело - подобно кувшину, в который "заливается" воздух и удерживается при кумбхаке. Т.е. если вода постепенно заливается в сосуд, то сначала заполняется низ, потом средняя часть и так до верха. Тогда это может походить на то, как это описано выше в "Вайю-пуране", в одном из разделов посвященных йоге. Т.е. заполнение и движение праны идет от набхи (живота), потом хридая (грудная часть), горло и даже выше, до головы (если брать на рассмотрение энергетическую категорию процесса). В таком случае, как минимум, мы можем вывести "постепенность заполнения" и контекст полного дыхания, как его сейчас многие и делают.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #46 : Сентябрь 06, 2017, 16:48:40 »

Цитировать
Апана, двигаясь вверх, достигает области огня.
Цитировать
Когда апана, поднимаясь вверх, достигает области огня

Сказано, что апана восходит к пране, а имеет ли значение в другом виде, чтобы прана опускалась к апане, это тот же самый процесс или нет?
я поразмышлял в пранаяме над природой "апаны" и "праны" под несколько иным углом, но не опираясь на определения из сутр, а на основе ощущений, и у меня возникло наблюдение.

Конечно, это и йогические тексты постоянно говорят, например:

अपानमूर्ध्वमुत्थाप्य प्राणं कण्ठादधो नयेत्।
योगी जराविमुक्तः संषोडशाब्दवया भवेत्॥४७॥

apānamūrdhvamutthāpya prāṇaṁ kaṇṭhādadho nayet|
yogī jarāvimuktaḥ saṁṣoḍaśābdavayā bhavet||47||

Посредством поднятия апаны вверх, направляя прану от горла вниз, йогин избавляется от старости и становится жизненно активным, как шестнадцатилетний.

Также Тантры, посмотрите ту же «Виджнянабхайраву», только и говорят о том, что прана и апана - это выдох и вдох, они, конечно, взаимозависимы.

Цитировать
Можно ли сказать что в апане не присутствует сознания?

Я думаю, так однозначно нельзя говорить, все зависит от источника, где про этот или другие виды жизненной силы говорится, так, например, тексты Кашмирского Шиваизма вообще пять пран соотносят с пятью видами сознания: бодрствующее, сон со сновидениями и т.д.

Цитировать
То есть если их разделять, то именно к пране привязываются колебания сознания, в том числе состояния ума, как к обитающей в более высокой части тела, более сознательная структура. А апана как будто более вещственной структуры, не выполняет такой роли проводника сознания, а даже наооборот как поглотитель. Может быть немного материалистичное умствованное наблюдение, но это вроде как даже и согласуется с цитатами и с тем первым комментарием Гуру об пране и апане.


Это одно из свойств апаны, если, например, ее связывать с мочевыделением и т.п., но это одна из функций, а их много, ведь невозможно говорить, что выдох божественный, а вдох материальный, это все-таки, как мне кажется, слишком поверхностное отношение к восприятию процесса.

Цитировать
При вдохе животом и опускании диафрагмы можно вместе с этим блокировать эмоциональные состояния, как бы запирать внизу и отгораживать не допуская вверх, и при этом мула бнадхой поддерживая снизу начинают оживать и вибрировать нижние центры, что можно связать с "огнем".

Дыхание животом расслабляет тело и ум, поэтому, конечно, это очень помогает в успокоении чувств и даже контроле ума, ведь согласно йогическим текстам витальная сила тоньше ума. Не все традиции пране придают такой статус, однако есть много источников, которые ее трактуют как что-то очень возвышенное и всемогущее. 

Цитировать
Работает ли это как часть процесса по принципу слияния праны и апаны? Или даже по принципу растворения "сознания" и "праны", только при этом "сознанием" была бы прана(из области груди), а "праной" - апана.

Конечно, иногда хатха-йогу даже интерпретируют как соединение праны и апаны, с ними двумя соотносят солнечную и лунную силы. При успокоении включается сушумна, дыхание замедляется (прана и апана устремлены слиться друг с другом), наступает состояние собранности и тишины.

Цитировать
Правда в таком случае получается, что не апана движется вверх для слияния  с праной, как в шлоках, а наоборот, больше прана вниз к апане. Или это совсем другой процесс, не имеющий отношения?

Они соединяются в одной точке, которая движется вверх по позвоночнику, при этом вы пребываете в покое и сосредоточении одновременно. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #47 : Сентябрь 06, 2017, 18:33:25 »

По поводу вдоха и выдоха хотелось бы еще добавить. Если проанализировать термины «прана» и «апана», а также «речака» и «пурака», то что с чем связано, конечно, может оказаться противоречивым. В целом я сторонник версии, что речака - это прана, а пурака - это апана. Речака от корня रेच (rech), что означает «опустошение», от этого корня производятся रेचक (recaka) или रेचन (recana), которые могут быть и прилагательными, и существительными в трех родах. Термин रेचक (recaka) может еще означать «очищение», в этой связи он мог бы быть अपान (apāna) от अप (apa) - «назад» или «вовне», и अन् (an) или आन (āna) - означает «дыхание». То, что «движется вовне», - сходится с речакой, однако то, что «назад», - нет. Значение «очищение» могло бы подходить под категорию अपान в связи с ее функцией выведения из тела ненужных субстанций. Но в случае с रेचक это выход углекислого газа через нос, что не связано, например, с выходом экскрементов, менструальной крови у женщин и т.п. Что касается термина पूरक (pūraka), то тут связь с पूर (pūra), что означает «заполнение», «наводнение», «удовлетворение», «переполненность», «полнота». Также там очевидная связь с корнем पॄ (pṝ), что означает также «наполнение, насыщение, удовлетворение». Соответственно, पूरक (pūraka) - заполнение или наполненность или, говоря проще, - вдох. Если प्राण состоит из префикса प्र, означающего движение вперед, перводвижение, и суффикса kvip, आन (āna), обозначающего того, кто дышит, то можно ее ассоциировать также с रेचक (rechaka), так как rechaka - это выход воздуха вперед. Однако есть разные трактовки, еще одна распространенная - प्राण происходит от корня पॄ (pṝ), पृणाति (pṛṇāti), что значит «наполнять, питать, насыщать», и поэтому это связано с पूर्ण (pūrṇa), наполненностью. Если мы посмотрим на термин प्राण в этом контексте, то он мог бы сойти и за पूरक (pūraka), так как она тоже может означать наполнение и там есть идея «напитывания».  

Я думаю, обе версии относительно प्राण (prāṇa) и अपान (apāna) имеют право на существование, видение может разниться в зависимости от конкретной сампрадаи и даже конкретного Гуру, что нормально для Индии. Мне близка больше идея вдоха - как насыщения и, соответственно, символа нектара, сомы, связанного с неким жидким флюидом; а выдоха - как огня, который очищает и поглощает сому. Огонь в индийской традиции очень значим для очищения, он принимает подношения и возносит их на небеса к Индре и другим Богам. Благодаря подношению огню Идра посылает на землю дождь и все начинает расти, расцветать. Мы также в нашем теле имеем хаван-кунду в нижней части тела, огонь Кундалини восходит вверх, когда он питается нектаром из сахасрара-чакры. Огонь, конечно, и символ очищения, и символ страсти (камы), ведущей к смерти, поэтому многие йоги избегают внешнего огня, как символа жизни грихастх, но они имеют внутренний огонь в виде Кундалини-шакти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 84
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #48 : Сентябрь 06, 2017, 19:51:22 »

Адеш Гуруджи!

Спасибо за интересные объяснения, которые выкладываете. Мне бы хотелось задать тут один вопрос, он касается матр (отсчет длинны вдоха, выдоха и задержки), я видел в разных текстах разные определения того, что такое высокий уровень, например 16-64-32 (как в Гхеранда-самхите), где-то даются меньшие критерии. Почему такие противоречия в текстах? Как правильно подобрать матры и что для себя считать низшим, средним и высшими уровнями, по мере освоения пранаямы?   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #49 : Сентябрь 08, 2017, 22:03:08 »

По поводу отсчета дыхания при вдохе, задержке и выдохе вы можете встретить массу рекомендаций в текстах. Обычно тексты делят освоение пранаямы на три уровня. Говорится, что на низшем уровне повышается огонь в теле и выделяется пот, на среднем возникает сильная вибрация, а на самом высоком – состояние легкости. Однако тексты в действительности дают разные критерии количества счетов. Высшим, например, в «Гхеранда-самхите» считается 24-64-48. Согласно «Джогпрадипике» "матры" (отсчеты) при дыхании не только отличаются, но одна для тех, кто практикует согласно Ведам, а другая – согласно Тантрам. Согласно Ведам, высший уровень в сахита-пранаяме 8-19-9, а согласно Тантрам – 25-50-25. «Вивека-мартанда», как и ряд других текстов, дают вот такие предписания:

«Вначале она имеет двенадцать мер (то есть 12–16–10), затем – вдвое больше (24–32–20), а лучшая имеет втрое больше (36–48–30). Благодаря начальной пранаяме выступает пот, средней – тело начинает трясти, а высшей – достигается неподвижность. Поэтому пусть йогин контролирует воздух». (107-108)

Очевидно в последнем варианте есть некая связь с солнечными, лунными и огненными калА (лучами энергии). Но я думаю, что какие бы предписания тексты ни давали, ориентироваться надо на другое. Первое, что необходимо – это понять, почему тексты рекомендуют использовать мысленное повторение мантры в качестве отсчета и какая существует связь между мантрой и дыханием. Дело в том, что дыхание и звук имеют одно происхождение, они оба происходят из вибрации, спанданы, которая в нас проявляется, например, в виде пульса и др. Если мы хотим, чтобы пранаяма нам принесла полноценную пользу, то во время пранаямы нам надо учиться слушать себя. Нам не нужно насильно давить на свои возможности вдоха, задержки или выдоха, тем более, не стоит стараться сразу достичь пропорции 24-64-48. Надо полностью изменить свое отношение к тому, что считается жизненной энергией и ее проявлением в виде дыхания и других функций, и точно так же к мантре. Не случайно в Ведах существуют гимны, посвященные Пране – как божественной силе и самому Брахману. И как мы можем давить на то, что является абсолютным? То же самое и с мантрой: мантра – это духовное тело Божества, это само Божество. Мы можем прану воспринимать на уровне жизненных функций или Божество на уровне мурти, но это только проявления этой высшей силы, а надо учиться видеть, что находится за формой. Но мы должны внимательно относиться и к форме, через нее Высшее дает нам сигналы, оно нас учит. Ученик – это не тот, кто навязывает, а тот, кто учится воспринимать, это и есть практикующий. Просто внешний мир учит нас все захватывать, брать штурмом, и мы часто автоматически эту склонность распространяем и на духовную практику. Надо попытаться при практике любой пранаямы всегда направлять свое внимание на то, чтобы себя "отпустить", оставить "ожидания" в долгой задержке, чтобы отчитаться перед кем-то, что вот, мол, я достиг. Тексты говорят, что надо очень осторожно, день ото дня, очень аккуратно наращивать длину одновременно и вдоха, и выдоха, и задержки. Безусловно, вы можете, как многие и рекомендуют, сначала делать равные пропорции 1-1-1, потом 1-1-2, потом 1-2-2, далее 1-3-2 и перейти к 1-4-2. Затем можно наращивать количество в этой схеме 4-16-12, постепенно идти дальше к 5-20-10 и т.д. Но я бы все эти схемы, которые хоть и дисциплинируют и "задают курс", все-таки рекомендовал бы воспринимать на фоне главной цели. Главное – что надо растворить свое сознание в спанде (анахата-нада), исходящей изнутри, надо, чтобы и ваша мантра поглотилась источником своего же происхождения (анахата). Одним словом, цель – принять себя, свою природу, воспринять себя как вечный Атман, в котором растворяется и сознание, и мантра, и чувства, и даже Божество, как "сагуна". Тогда пранаяма реально очистит нади, избавит от многих дефектов и т.д. В связи с этим, вопреки распространенным описаниям пранаямы во многих текстах, что пранаяма с мантрой выше пранаямы без мантр, есть и другие интерпретации, я хотел бы привести пример. В «Девибхагавата-пуране» говорится, что пранаяма бывает шести разновидностей:

धारयेत्तत्र चात्मानं धारणां धारयेद्बुधः ।
सधूमश्च विधूमश्च सगर्भश्चाप्यगर्भकः ॥
सलक्ष्यश्चाप्यलक्ष्यश्च प्राणायामस्तु षड्विधः ।
प्राणायामसमो योगः प्राणायाम इतीरितः ॥

 «Пусть пробужденный делает дхарану, сосредоточившись на Атмане. Садхума (нестабильное дыхание), Видхума (не колеблющееся), Сагарбха (дыхание с мантрой), Агарбха (дыхание без мантры), Салакшья (с концентрацией на божестве внутри себя или божественном символе), Алакшья (за пределами атрибутов) – это есть шесть видов пранаямы. Нет более высокого метода в йоге, чем пранаяма».

 Т.е. то сосредоточение на Алакшья (или, как говорят натхи на хинди, "Алакх"), на вечном вне форм Атмане, считается выше, чем при использовании мантры. Погружение в свою природу Атмана (в себя), согласно ДГП, – лучший ориентир для пранаямы, что отличается от многих других текстов, где самантрака-пранаяма (с мантрой) – выше. Тогда тело подобно металлу под сильной температурой огня обретает само качества огня. Тело чувства, погружаясь в естество, одухотворяется. Когда говорят, что пранаяма улучшает здоровье, имеется в виду, что вы обретаете свое естественное состояние, избавляясь от неестественного. Здоровье на санскрите – «свастха», от «сва» – свое, «стха» – состояние, но это намного больше. С точки зрения йоги нормальное состояние – это и естественное состояние ума, чувств и др. Если вернуться к теме отсчета, то я даже получал такие рекомендации, как использовать ритм при повторении мантры, так уму легче погрузиться в мантру. Так проще погрузиться, потому что если это только отсчет числами, мы не увидим ничего духовного в практике пранаямы, а ведь пранаяма устраняет мирское состояние ума. Ритм, подобно тому как в теории чхандаса в санскритской поэтике, ритм захватывает ум. Я думаю, что при практике использования "матр" отмеривания дыхания все примерно так, как если вы едете на машине к какому-то пункту назначения, но где-то, допустим, образовалась пробка. Тогда вы, может, ищете другой путь, чуть длиннее или короче, но вы идете к тому же назначению. Во время практики есть основные ориентиры, но какие-то временные небольшие отклонения допустимы, если вам ощущения подсказывают, что они нужны.

Как бы там ни было, все эти тонкости, даже такие на вид простые, как матры, должны объясняться Гуру, потому что такие элементы, как мантры, анахата и др., – это больше чем обычное технарство, как их все сейчас понимают. Йога – самый высокий вид духовной практики, хотя она и связана с простотой и естеством в искусственном мире, искусственном образе жизни, многие ее утратили. В йоге должен быть баланс между духовным и телесным, об этом всегда надо помнить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #50 : Сентябрь 09, 2017, 13:05:13 »

Здравствуйте все.
Tolik Divanov, здесь все то, о чем мною и говорилось: сами авторы книг и описанных в них техник Бихарской Школы не приводят ни одной ссылки на классический текст.
действительно. Извините, немного по-прежнему мыслил, там ведь разделено, одна часть относится к традициям упанишад, а другая к тантрам, вот я и решил что это доказательство  :010:

Цитировать
В йогических текстах иногда встречается описание вдоха как "питья" воздуха или праны, в таком случае можно допустить, что тело - подобно кувшину, в который "заливается" воздух и удерживается при кумбхаке. Т.е. если вода постепенно заливается в сосуд, то сначала заполняется низ, потом средняя часть и так до верха.
И вправду, такой метод сам напрашивался, как на наполнении с помощью струи проходящей вниз, на нем и сошелся теперь.
Мне иногда кажется, что у меня возникают самые среднестатистические вопросы которые не только мои, но и могут волновать всех начинающих, поэтому их и спрашиваю, Ведь в процессе появляются разные ощущения или феномены, и поэтому на мой взгляд важно свовременно узнавать на что направлять внимание и концентрироваться, а что игнорировать, пранаяма ведь не просто дыхательная физическая практика.
Спасибо за объемлющие разъяснения, надеюсь улучшится и понимание описанных вами процессов постепенно в течении практики.

По поводу отсчета дыхания, на мой взгляд это самое практичное наставление, вы и раньше об этом упоминали в некоторых постах. тут нужно на практике прочувствовать, что скорее наоборот нужно отвязать внимание от счета, тогда не будет привязки к как исключительно дыхательному процессу, тогда благодаря этому и начнется удлинение, прогресс, то есть счет будет увеличиваться как показатель уже, а не как ориентир или цель.


Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #51 : Сентябрь 17, 2017, 18:57:30 »

Шивананда утверждал, что в начале практики пранаямы важен ритм и ежедневное постоянство, а не соотношение матр. Для современного человека, который связан и скован цепями высокотехнологичного рабства и необходимостью быть всегда на коротком мобильном поводке даже это требование является подобным необходимости укусить луну, находясь на дне колодца. Реальность такова, что для садхака, соблюдающего законы экономики, для которой люди есть самовозобновляемый природный ресурс с установленным сроком годности, попытка вырваться за пределы позволенного встречает чудовищные препятствия, по сравнению с которыми и нож в спину является детской шалостью. Ибо истинная дживамукта это великое нарушение всех законов и побег из гробницы тысячелетнего алькатраса, который охраняют свирепые чудовища, а голод и нужда их пособники в каждом воплощении.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #52 : Сентябрь 18, 2017, 07:28:57 »

Про высокотехнологическое рабство - шикарно сказано.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #53 : Июль 16, 2018, 00:59:31 »

Здравствуйте! Намасте!
Натха ко Адеш!
Хотелось уточнить небольшой момент с Уджайи-пранаямой, не могли бы ли Шри Йоги Матсьендранатх или практикующие в школе прояснить наиболее сущностный элемент этой пранаямы, если это не закрытая информация? Мне не очень понятно потому, что она несколько разрозненно трактуется, то ли её основа  - это равномерное полное дыхание, то ли суженная голосовая щель, при этом еще и добавляется выдох через левую свару, для активации расслабления. Или же это если рассмотреть как крию, собирание праны на вдохе внизу и на выдохе подъем наподобии двадашанты. Меня интересует это поскольку дан совет при освоении асаны постепенно задействовать в ней уджайи, вот и интересует каково в асане будет этим выполнением.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #54 : Июль 19, 2018, 08:02:52 »

В «Хатха-йога прадипике» говорится, что выдох через канал ида устраняет капха-дошу, хотя, согласно и другим текстам, удджаи пранаяма сама по себе, даже если выдох через две ноздри, уменьшает капху дошу. Элемент воды связан с лунным каналом, выдох означает "опустошение" этого элемента, а вдох, я так понимаю, наоборот, "наполнение" праной или активацию канала. Например, как в сурья-бхеда пранаяме происходит "усиление" солнечного канала. Т.е. уменьшение и есть уменьшение того, что связано с энергией луны, а именно "капхи".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #55 : Июль 26, 2018, 05:53:28 »

В «Хатха-йога прадипике» говорится, что выдох через канал ида устраняет капха-дошу, хотя, согласно и другим текстам, удджаи пранаяма сама по себе, даже если выдох через две ноздри, уменьшает капху дошу. Элемент воды связан с лунным каналом, выдох означает "опустошение" этого элемента, а вдох, я так понимаю, наоборот, "наполнение" праной или активацию канала. Например, как в сурья-бхеда пранаяме происходит "усиление" солнечного канала. Т.е. уменьшение и есть уменьшение того, что связано с энергией луны, а именно "капхи".

Здравствуйте. Спасибо, ценнейшую деталь приоткрыли, мне если честно казалось, что выдох в определенную ноздрю означает тоже активацию, но мене выражено, как бы ближе к равновесию, в сурьябхеде чтобы совсем односторонним не было, таким образом слегка уравновешивается противоположным. Никогда бы не догадался что наоборот на самом деле, хотя ХЙП читал тоже) Спасибо за подсказки.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #56 : Июль 28, 2018, 21:50:56 »

Немного переосмысливая под новым углом, если честно пока не очень понимаю. Взять бхастрику, там в классическом виде выдох через правую ноздрю, но если вдуматься, тогда таким образом элемент огня в пингале гасится, а его нужно активировать наоборот в бхастрике?
С уджаййи еще не понятно как все-таки с ней обращаться на внутренне-праническом уровне, написано наполнять живот, а кумбаку при этом делать в горле зачем-то, то есть поднимать придется. В другом варианте написано вдыхать от сердца до горла. Если применительно к асане, то дышать животом, и в низу же делать задержку.. разброс
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #57 : Июль 28, 2018, 22:12:44 »

Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #58 : Июль 29, 2018, 02:16:23 »

http://nathas.org/video/pranayama/
Благодарю, данные видео я смотрел, но там не рассказывается о внутренней работе, или я излишне придаю значение, но в текстах же зачем-то говорится, что вдыхать из сердца до горла, и задержку зачем-то делать в горле. В сурья-бхеде же говорится вдыхать из муладхары до головы, то есть везде не просто полное дыхание с различными внешними элементами типа перекрытия горла или ноздри, а еще внутренняя крия различается по направлению и адхарам. По крайней мере со своего уровня понимания, по видео Гуруджи я так понял, что эта уджайи делается идентично маха-бандхе, вдох вниз живота и там производится кумбхака в районе канды, судя по бандхам на задержке.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #59 : Август 03, 2018, 13:14:05 »

Немного переосмысливая под новым углом, если честно пока не очень понимаю. Взять бхастрику, там в классическом виде выдох через правую ноздрю, но если вдуматься, тогда таким образом элемент огня в пингале гасится, а его нужно активировать наоборот в бхастрике?

Скорее всего, вы неверный перевод нашли, вот как описана бхастрика в "Хатха-йога-прадипике":

पुनर्विरेचयेत्तद्वत्पूरयेच्च पुनः पुनः।
यथैव लोहकारेण भस्त्रा वेगेन चाल्यते॥६२॥

punarvirecayettadvatpūrayecca punaḥ punaḥ|
yathaiva lohakāreṇa bhastrā vegena cālyate ||

Снова и снова (पुनः पुनः punaḥ punaḥ) делайте выдох и вдох, быстро, подобно тому, как движутся кузнечные меха кузнеца.

तथैव स्वशरीरस्थं चालयेत्पवनं धिया।
यदा श्रमो भवेद्देहे तदा सूर्येण पूरयेत्॥

tathaiva svaśarīrasthaṁ cālayetpavanaṁ dhiyā|
yadā śramo bhaveddehe tadā sūryeṇa pūrayet||

Таким образом, находящуюся жизненную силу в своем теле с полным сосредоточением нужно двигать. Когда тело достаточно напряжется (от этих действий), тогда надо сделать вдох через солнечный канал (तदा सूर्येण पूरयेत् tadā sūryeṇa pūrayet)

Потом рекомендуется сделать кумбхаку. И через одну шлоку дается следующая рекомендация:

विधिवत्कुम्भकं कृत्वा रेचयेदिडयानिलम्।
वातपित्तश्लेष्महरं शरीराग्निविवर्धनम्॥६५॥

vidhivatkumbhakaṁ kṛtvā recayediḍayānilam|
vātapittaśleṣmaharaṁ śarīrāgnivivardhanam||

Сделав совершенным образом кумбхаку, выдохните воздух через иду (रेचयेदिडयानिलम् recayediḍayānilam или रेचयेत इडया अनिलम्). Эта кумбхака устраняет дисбаланс ваты, питты, шлешмы (капхи), увеличивая огонь в теле.

Это описание бхастрики фактически один в один есть и в других текстах. Все, как я раньше и говорил: вдох в ноздрю, активация канала, выдох праны из него, в случае с бхастрикой тут явно активация именно огня, через рекомендацию вдоха в солнечный канал и уменьшения лунной энергии через выдох из лунного канала.

Кстати, я нашел неплохие объяснения относительно связи огня в теле и появления звуков нады, этот принцип берет начало в ведических источниках, подхватывается в йога-упанишадах и дальше уже идет использование во многих описаниях йогических техник в натховских текстах, тантрах, пуранах. Я, возможно, напишу об этом чуть позже.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.