Отслеживание, размышление над причинами, выход из-под влияния - можно ли считать контролем апаны? Что является самым важным для такого контроля, честность с собой и сила воли?
Контроль апаны, конечно, не сводится к тому, что человек захотел в туалет, он в людном месте и предпочитает дойти до отведенного для природного позыва места, вместо того чтобы справить нужду в людном месте.
Контроль апаны, судя по многим текстам йоги, происходит одновременно с контролем праны. Человек - существо психофизическое, а не только физическое, потому мы можем иногда думать, что сначала влияем на физику и это отражается на психике или же наоборот, однако кто знает, где это "сначала" и есть ли оно вообще, по крайней мере так, как мы это себе представляем. Я давно пришел к выводу, что перекосы в вере только в первичность физики (техниковерие) или психики (вера в абстракции) - это то, чего стараются избегать натхи, а также тантрическо-ориентированные учения. Хотя тантрики велосипед не изобрели, потому что вполне очевидно, что живые существа все психофизичны по своей природе и такими были до того, как появился тантризм (хотя кто знает на все 100% точно, когда он появился?).
Какой-то аспект контроля, например, праны через апану и наоборот может быть через мула-бандху, через ваджроли, амароли, сахаджоли, а какой-то через созерцательность, но умышленно говорю аспекты, так как разделение это произошло, как мне кажется, по причине невежества. Невежество возникло из-за потребительской склонности, попытки утилизировать йогу, особенно когда она стала массовой, в связи с бизнес-конкуренцией между школами йоги.
Многим не нравится, как я все описываю, наверняка кто-то думает, что это "съезжание с темы", когда я говорю про профанацию йоги, про грызню между школами, типа, "зачем вы так, дайте лучше нам чисто практики, с доброй, пластмассовой улыбкой американского бодхисаттвы". Но в том-то и дело, что пока мы в себе не отследим наше втягивание в ложные системы ценностей (а в них сложно не втянуться, потому что таких людей большинство), мы будем бегать, как белки в колесе или как ослики за морковкой, но ответов не найдем. Ответы далеко не в технической сфере надо искать, а в том, что в йоге считается главным, и в понимании, почему это является главным. Но я никого не сужу, я просто надеюсь, что сказанное мной хоть кому-то пойдет на пользу и изменит его жизнь и ориентиры. Меня устраивает все как есть – то, что реализованными йогами из миллиардов становятся немногие, так всегда было и будет.