Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 30735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Raps

  • *
  • Сообщений: 101
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #90 : Октябрь 24, 2018, 20:46:06 »

Спасибо за ответы!

Гуру джи, встречал рекомендации, что перед джапой рекомендуется сделать пранаяму нечетное количество раз: 3-7, почему именно так, а не например 12?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #91 : Октябрь 27, 2018, 11:48:25 »

Я не думаю, что там какое-то особо супермистическое значение, потому что я встречал как четные, так и нечетные рекомендации. Три раза - действительно встречается часто, если речь идет о пуджах. Чаще всего встречается именно три раза, три раза достаточно, чтобы активировать «нади». В пудже они обычно много пранаяму не делают.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #92 : Декабрь 25, 2018, 12:36:45 »

Намасте! Благодарю Гуру Йоги Мастьендранатха, его учеников и всех участников за этот форум и все материалы которые доступны в сети.

Прочитала в статье: http://nathas.org/articles/pratyakhara/:
"..контроль апаны означает контроль энергии, которая выводит из организма отработанные вещества, но мой опыт показывает, что контроль апаны означает намного большее. Контроль апаны - это способность отслеживать работу всех рефлексов на внешние раздражители, включая васаны (желания), викальпы, которые побуждают к бессознательной деятельности. Соединение праны и апаны в сушумне автоматически приводит к пратьяхаре...".

Есть, казалось бы, очень простые вещи для контроля как еда, сон - где могут быть инструменты контроля (будильник, объем тарелки в конце концов и тп). Не то что контроль ума, например, - будильник тут не поставишь  :016: 

Но на поверку оказывается что есть очень тонкая грань у таких "простых" процессов. И здесь много бессознательного и шаблонного - предпочтения в еде, желание подольше поспать и так далее. Отслеживание, размышление над причинами, выход из-под влияния - можно ли считать контролем апаны? Что является самым важным для такого контроля, честность с собой и сила воли? Мне кажется это очень важным, так как даже практикуя пранаяму, изучая тексты можно погружаться в тяжелые состояния если пропускать такие как-бы мелочи и, казалось бы, всего-лишь иногда   :116:

Заранее благодарю уважаемых участников за мнения!
Записан

Spring

  • *
  • Сообщений: 22
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #93 : Декабрь 25, 2018, 13:22:05 »

Отслеживание, размышление над причинами, выход из-под влияния - можно ли считать контролем апаны? Что является самым важным для такого контроля, честность с собой и сила воли?

Намасте!
Думаю, что с силой воли не все просто. У всех все по-разному, и кто-то может считать силой воли жёсткие усилия, которые на самом деле попытка как-то быть со своим подсознанием. Внутренняя война, короче) Попытка задавить подсознание не будет засчитана как сила воли) и тогда - кмк - полезнее как раз доброта к себе (но, конечно, если параллельно что-то потихоньку прорабатывать в подсознании, тогда понятно, что это за доброта, она в хорошем смысле). И, конечно, это не для всех подойдёт, но у кого-то может быть именно так, на мой взгляд.
Записан

Владлен

  • *
  • Сообщений: 19
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #94 : Декабрь 25, 2018, 15:24:58 »

Намасте!
Цитировать
Внутренняя война, короче)
Да, много раз замечал, что чаще проигрываешь в ней... Может это слабохарактерность, может карма, но что есть то есть...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #95 : Декабрь 28, 2018, 17:53:28 »

Отслеживание, размышление над причинами, выход из-под влияния - можно ли считать контролем апаны? Что является самым важным для такого контроля, честность с собой и сила воли?

Контроль апаны, конечно, не сводится к тому, что человек захотел в туалет, он в людном месте и предпочитает дойти до отведенного для природного позыва места, вместо того чтобы справить нужду в людном месте. :05: Контроль апаны, судя по многим текстам йоги, происходит одновременно с контролем праны. Человек - существо психофизическое, а не только физическое, потому мы можем иногда думать, что сначала влияем на физику и это отражается на психике или же наоборот, однако кто знает, где это "сначала" и есть ли оно вообще, по крайней мере так, как мы это себе представляем. Я давно пришел к выводу, что перекосы в вере только в первичность физики (техниковерие) или психики (вера в абстракции) - это то, чего стараются избегать натхи, а также тантрическо-ориентированные учения. Хотя тантрики велосипед не изобрели, потому что вполне очевидно, что живые существа все психофизичны по своей природе и такими были до того, как появился тантризм (хотя кто знает на все 100% точно, когда он появился?).

Какой-то аспект контроля, например, праны через апану и наоборот может быть через мула-бандху, через ваджроли, амароли, сахаджоли, а какой-то через созерцательность, но умышленно говорю аспекты, так как разделение это произошло, как мне кажется, по причине невежества. Невежество возникло из-за потребительской склонности, попытки утилизировать йогу, особенно когда она стала массовой, в связи с бизнес-конкуренцией между школами йоги.

Многим не нравится, как я все описываю, наверняка кто-то думает, что это "съезжание с темы", когда я говорю про профанацию йоги, про грызню между школами, типа, "зачем вы так, дайте лучше нам чисто практики, с доброй, пластмассовой улыбкой американского бодхисаттвы". Но в том-то и дело, что пока мы в себе не отследим наше втягивание в ложные системы ценностей (а в них сложно не втянуться, потому что таких людей большинство), мы будем бегать, как белки в колесе или как ослики за морковкой, но ответов не найдем. Ответы далеко не в технической сфере надо искать, а в том, что в йоге считается главным, и в понимании, почему это является главным. Но я никого не сужу, я просто надеюсь, что сказанное мной хоть кому-то пойдет на пользу и изменит его жизнь и ориентиры. Меня устраивает все как есть – то, что реализованными йогами из миллиардов становятся немногие, так всегда было и будет.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #96 : Декабрь 30, 2018, 13:35:24 »

Спасибо за ответы, есть над чем задуматься..
Записан

Spring

  • *
  • Сообщений: 22
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #97 : Июль 01, 2019, 19:35:30 »


Надо понять сначала, зачем они это все делали, и именно согласно традиции. Это составная часть духовной практики, т.е. молитвы, дхьяны, пуджи, бхаваны и т.д. А сколько вам делать, вы сами решайте для себя, в зависимости от того, как вам время позволяет, от того, сколько вы чувствуете в себе потребности глубокого "общения с высшим", со своей душой и т.д. Но это все должно быть не спортом, а естественной потребностью вашего ума, души и тела. Делайте хотя бы утром, если можете больше, то больше, например, утром и вечером, в зависимости от того, насколько в вас решимость посвящать себя садхане, пути и т.п.

Мне кажется, что пранаяма для многих людей в первое, и может быть даже длительное, время кажется «чуждой», естественного желания ее делать может не быть (либо оно чем-то сокрыто, подавлено). Гуруджи, как человек может «перешагнуть» в то состояние, когда он понимает, что пранаяма - это общение с собственной душой, и оттого делать ее уже хочется?
Записан

IvanIshvara

  • *
  • Сообщений: 3
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #98 : Июль 02, 2019, 06:57:19 »

В разных текстах мы встречаем упоминания в основном одних и тех же пранаям. А что по поводу пранаям которые передаются в основном устно и сильно не распространяют. Например Вагиш Шастри даёт по крайне мере две пранаямы которые не встретить в тексте. Или это просто дополнительные элементы к "базовым" пранаямам которые используются в Кундалини йоге?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #99 : Июль 02, 2019, 17:50:50 »

Мне кажется, что пранаяма для многих людей в первое, и может быть даже длительное, время кажется «чуждой», естественного желания ее делать может не быть (либо оно чем-то сокрыто, подавлено). Гуруджи, как человек может «перешагнуть» в то состояние, когда он понимает, что пранаяма - это общение с собственной душой, и оттого делать ее уже хочется?

Я думаю, что людям недостает глубокого понимания, что такое пранаяма, это процесс сбережения своей праны от самых разных разрушающих ее факторов. Если бы они это понимали и понимали также, что пранаяма соединяет с высшей силой, которая помогает во всем в этом мире, они осознали бы ее ценность. Никто бы тогда не думал, что это что-то чуждое нам. Пранаяма всегда идет вначале пуджи, потому что она соединяет вас с Богом и потом вы этот опыт распространяете на почитание присутствия Бога вовне. Следовательно, йога значимей тантры и всего остального, без йоги не будет ни тантры и ничего вообще, без йоги нас ждет только опасность. Просто у кого-то рано или поздно наступает прозрение, и они никогда этот путь уже не оставят, ни при каких обстоятельствах. А те, кто на пути стали стойкими, могут это прозрение раскрывать в остальных.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #100 : Июль 02, 2019, 17:55:08 »

В разных текстах мы встречаем упоминания в основном одних и тех же пранаям. А что по поводу пранаям которые передаются в основном устно и сильно не распространяют. Например Вагиш Шастри даёт по крайне мере две пранаямы которые не встретить в тексте. Или это просто дополнительные элементы к "базовым" пранаямам которые используются в Кундалини йоге?

Вагиш Шастри дал технику сочетания пранямы, мудры и крии, но я ее встречал не только у Вагиша Шастри. Я вкратце скажу вот что: на самом деле нет различных йог (мантра, карма, хатха и т.д.), есть одна йога, так же как и нет по сути разных пранаям, есть одна пранаяма. Ситуация такова, что или ты Йогин или не йогин, а разновидности, комбинации и т.д., это все дополнение одного процесса. Вы правы, это все дополнительные элементы, но, правда, умение обращаться с этими элементами очень важно, и для этого нужно иметь понимание, как работают эти элементы и как работает в целом вся йогическая практика. Лично у меня всегда был интерес ко всему, на это же я и сподвигаю своих учеников.

Примерно к концу первой половины нулевых я встретил в Москве немало новоиспеченных "учителей йоги". Они занимались только тем, что сужали восприятие всех, делали людей банальными, уча "американским образцам йоги", а все остальное преподнося как "шизотерику" и т.п. Это все признаки неофитства, имитация "правильности", из-за комплексов неполноценности и страхов. Многие из них начали практиковать с начала нулевых, но вели себя так, как будто они великие спецы, даже не зная, что я видел практиков йоги с конца восьмидесятых, которые занимались с 60-х годов и даже раньше. Настоящие мастера очень просты. Я же убежден в том, что йогин не должен быть чрезмерно категоричен, а напротив, всесторонне развитым существом. Все, что попадает в сферу нашего восприятия, не является случайным. В Индии я постоянно видел, как они очень гибко используют буквально все как инструмент для эволюции себя как практика. Так почему же мы не должны поступать так же? Вы один, йога одна, но элементов и их сочетаний бесконечное количество. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Spring

  • *
  • Сообщений: 22
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #101 : Июль 02, 2019, 20:41:21 »

Я думаю, что людям недостает глубокого понимания что такое пранаяма, это процесс сбережения своей праны от самых разных разрушающих ее факторов. Если бы они это понимали и понимали также, что пранаяма соединяет с высшей силой, которая помогает во всем в этом мире, они осознали бы ее ценность.

А если во время пранаямы в какие-то периоды сознание затуманивается, или ты проваливаешься в мысли - насколько это полноценная пранаяма? С одной стороны, пока у человека загрязнены каналы тела, наверное такое проваливание неизбежно, а с другой, соединяемся ли мы с высшей силой в таком состоянии?
Записан

IvanIshvara

  • *
  • Сообщений: 3
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #102 : Июль 04, 2019, 11:54:58 »

Как я понимаю. Совмещение элементов крий(движения) и пранаям сейчас довольно распространенно. Например вся Кундалини йога Бхаджана на этом построена. И не понятно, то ли он их сам придумал или переоткрыл. Или ему показали во время обучения в Индии. И сейчас у многих мастеров можно встретить эти элементы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #103 : Июль 11, 2019, 23:42:58 »

Я думаю, что людям недостает глубокого понимания что такое пранаяма, это процесс сбережения своей праны от самых разных разрушающих ее факторов. Если бы они это понимали и понимали также, что пранаяма соединяет с высшей силой, которая помогает во всем в этом мире, они осознали бы ее ценность.

А если во время пранаямы в какие-то периоды сознание затуманивается, или ты проваливаешься в мысли - насколько это полноценная пранаяма? С одной стороны, пока у человека загрязнены каналы тела, наверное такое проваливание неизбежно, а с другой, соединяемся ли мы с высшей силой в таком состоянии?

Если происходят "провалы", то, скорее всего, есть элемент "форсирования возможностей", надо учиться не подвисать чрезмерно в созерцании или, наоборот, в  "физическом исполнении". Надо стремиться "найти центр" в них, но это должно быть очень спокойно. Есть две крайности, две стороны медали: раджас (гиперактивность) и тамас (инертность), надо привести их к балансу.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #104 : Июль 11, 2019, 23:43:27 »

Как я понимаю. Совмещение элементов крий(движения) и пранаям сейчас довольно распространенно. Например вся Кундалини йога Бхаджана на этом построена. И не понятно, то ли он их сам придумал или переоткрыл. Или ему показали во время обучения в Индии. И сейчас у многих мастеров можно встретить эти элементы.

Йоги Бхаджан сам изобрел эту "Кундалини-йогу", у сикхов нет такого количества крий, это в целом религиозно-молитвенная традиция. Сикхи собрали наставления средневековых Гуру, которые отрицали касты (таких Гуру, как Рамананда, Кабир и др.), и на основе работ этих подвижников создали писание «Грантх-сахиб». Конечно, вы можете и у Кабира найти что-то из йоги, и даже от Горакшанатха, но это в целом созерцательные техники типа "йоги звука и света". Но точно не то, что разработал уже сам Йоги Бхаджан, когда приехал в США. Хотя многие индусы так поступали - выходцы от Шивананды, например, из Дашанами, сделали упор на элементы хатхи, хотя веданта далека от этого всего. Или т.н. аштанга-виньяса - то же самое, сам Кришнамачарья принадлежал к вайшнавскому ритуалистическому культу, этому он иностранцев не учил. А зато такое количество физических упражнений, которые не были сутью его традиции, это пожалуйста. Но иностранцы "традицией" называют именно эти недавно изобретенные стили, а не то, чему их никогда эти индийцы не учили, учили только своих сыновей по крови. Но я не испытываю никакого неадекватного негативизма к этому всему, эти люди занимались адаптацией, именно это у них и полезно изучать, но, не цепляясь, идти дальше. Они адаптировали, учитывая западные интересы, менталитет, однако не пора ли уже подумать о том, как идти дальше, к тому, к чему индусы бы не подстраивались. Идти уже к нормальному погружению в Традиции. Всю жизнь бултыхаться в "подстройках" и далеко идущих последствиях этих подстроек, для чего? Только для делания бабла и мелкой, дешевой власти? Ну так не проще бы было для этого пойти в политику, торговлю нефтью, газом, лесом и т.п.? Лично для меня это было бы морально болезненно, когда ты вроде как возле йоги, а вся жизнь ушла на клоунаду. Я раньше думал, что меня многие т.н. «йога-тычеры» поймут, но оказалось, что я переоценил их главные ориентиры. Слава Богу, за эти годы появились нормальные единомышленники.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.