А существует ли подобная связь вед с йогой и натхами? Если да, то не могли бы Вы привести пример?
Наличие ведического влияния в Традиции Натхов можно увидеть даже в самых известных их мантрах, возьмем для примера Горакша-гаятри:
सत नमो आदेश ! गुरूजी को आदेश ! ॐ गुरूजी !
अलख निरंजन कौन स्वरूपी बोलिए !
अलख निरंजन ज्योति स्वरूपी बोलिए !
ओमकारे शिवरूपी, संख्या ने साधरुपी ,
मध्याने हंस रुपी , हंस परमहंस दो अक्षर,
गुरु तो गोरक्ष, काया तो गायत्री ॐ ब्रह्मा,
सोहं शक्ति, शून्य माता ,
अविगत पिता , अभय पंथ , अचल पदवी ,
निरंजन गोत्र , विहंगम जाति ,
असंख्य प्रवर, अनन्त शाखा, सूक्ष्म वेद,
आत्मज्ञानी, ब्रह्मज्ञानी - श्री ॐ गों गोरक्षनाथाय विद्महे -शून्य पुत्राय धीमही, तन्नो गोरक्ष निरंजन : प्रचोदयात ! इतना गोरक्ष गायत्री जाप सम्पूर्ण भया ! श्री नाथ जी गुरु जी को आदेश ! आदेश !
sat namo ādeś | gurūjī ko ādeś | oṁ gurūjī |
alakh niraṇjan kaun svarūpī bolie |
alakh niraṇjan jyoti svarūpī bolie |
omkāre śivarūpī saṁkhyā ne sādharupī
madhyāne haṁsa rupī haṁsa paramahaṁsa do akṣara
guru to gorakṣa kāyā to gāyatrī oṁ brahmā
sohaṁ śakti śūnya mātā
avigata pitā abhaya paṇtha acala padavī
niraṇjana gotra vihaṇgama jāti
asaṁkhya pravara ananta śākhā sūkṣma veda
ātmajñānī brahmajñānī - śrī oṁ goṁ gorakṣanāthāya vidmahe -śūnya putrāya dhīmahī tanno gorakṣa niraṇjana pracodayāt | itnā gorakṣa gāyatrī jāpa sampūrṇa bhayā śrī nātha jī guru jī ko ādeś | ādeś |
Да будет воля Высшего Бытия, да будет воля Гуру. О, Гуруджи! Кто он, свободный от символов, чистейший и сияющий? (Раскрой это). Шива в форме Омкары, проявленный в форме святого внутри формы Хамсы. Хамса и Парамахамса в виде двух слогов, Гуру, определенно, Горакшанатх, тело – Гаятри. Почитаю Брахму, силу Сохам, Мать Пустоту, Проявленного отца, Бесстрашный путь, неизменное состояние, чистейший родовой клан, чья жизненная миссия подобна полету, кто в бесчисленных Риши, бесконечных ветвях, идущих из сути Вед, кто знает Атман и Брахман. Знающий Сущность, Знающий Атман. Ом ГОМ, да постигнем мы Горакшанатха – сына пустоты, медитируя на него, да вдохновит нас незапятнанный Горакша! Слава Натху и Гуруджи, Адеш! Адеш!
Разберем подробно значение мантры. Сначала говорится о бытие, элементе सत् – sat , связанном также с корнем अस् as – быть, от него же происходит и известный термин सत्त्व sattvá (сущность, существование). Так же от सत् происходит и सत्य satya – "истина", этот термин в Ведах соотносят с Вселенским порядком ऋतं ṛtaṃ. Направление своих устремлений на жизнь в соответствии с высшими законами мироздания и их истиной ведет к самарасатве (полной гармонии). Далее там говорится: गुरूजी को आदेश – gurūjī ko ādeś – "да будет воля Гуру", в данном случае это будет субъектный послелог, который можно перевести как "воля Гуру" или "приказ Гуру", "наставление". Т.е. Гуру рассматривается как проявление Абсолюта и следование Гуру – это следование Шиве и жизнь в соответствии с Дхармой. Далее спрашивается अलख निरंजन कौन स्वरूपी बोलिए ? – alakh niraṇjan kaun svarūpī bolie – "скажи, кто есть "स्वरूप" svarūpa – олицетворение, подобие अलख , अ – отрицание "не", लख (от санскритского लक्ष) – "символ, цель" и निरंजन (незапятнанного)? Т.е. "скажи, что является олицетворением того, кто вне символики и незапятнанный?". Далее говорится अलख निरंजन ज्योति स्वरूपी – alakh niraṇjan jyoti svarūpī bolie – Кто чистейший, за пределами символов, чья природа – сияние. Далее упоминается Шива в форме Омкары, Омкара состоит из пяти элементов, от матры "А", далее "У" и Макара, от Макары исходит нада (звуковой поток и энергия), а из нады – бинду (пик концентрации энергии), таким образом, всего пять элементов. Из этих пяти элементов происходит панчакшари-мантра ॐ = नमः शिवाय, а из каждого слога панчакшари мантры проявляются пять форм Шивы: Тат-пуруша, Агхора, Садьоджата, Вамадева и Ишана. Это ведические формы Шивы. Далее говорится о Шиве, проявленном в виде святого или благого साधरुपी (от санскритского साधु "правильный", "совершенный", в индийском обществе так называют подвижников и йогинов). Под साधरुपी имеется в виду Шива в форме подвижника йогина, т.е. Горакшанатха. Далее говорится मध्याने हंस रुपी внутри हंस или सोहं находится "омкара", если мы уберем слоги ह и स, то внутри них останется Шабдабрахман, проявленный в пранаве ОМ. Это одна мантра हंस или सोहं , которая имеет свои значения, несмотря на видимую простоту, полный ее смысл считается секретным. Ее подробное применение очень четко объясняется в ряде текстов Шривидьи, но это надо получать только от Гуру. Считается, что в форме हंस эта мантра движется из муладхара-чакры в сахасрара-чакру и в сахасрара-чакре эта мантра превращается в सोहं – sohaṁ – "я есть Он". हंस haṁsa так же означает лебедя, лебедь – птица, которая имеет свои особенности. Лебедь способен находиться в двух средах: в воде и небе, он может летать в небе и он может погружаться под воду, т.е. в сансаре (в миру) и над ней. Погружаясь в воду, он спокойно выходит из нее, стряхивая с себя остатки воды, и он – символ авадхуты, или дживан-мукты, который иногда бывает в сансаре, но она не касается его. परमहंस Парамахамса – это дживанмукта (йоги, живущий в миру, оставаясь просветленным). Далее हंस или सोहं имеет दो अक्षर две буквы, термин क्षर – означает то, что подвержено распаду, разрушаемо, термин अक्षर означает то, что не подвержено распаду или, говоря иначе, вечно, бессмертно. Часто акшары в тантре соотносятся с Богинями, известными как Нитья (вечные), здесь же согласные "вьянджана" содержат в себе оба элемента: Шиву и Шакти. Горакшанатх есть Вселенная (Вишва) и он же – реальность, запредельная Вселенной (Вишватита), запредельная реальность регулирует вселенской порядок. Он есть काया – "тело", отображающее макрокосм. В мантре также в связи с мантрой СОХАМ упоминается и ब्रह्मा, известный как Праджапати, прародитель Вселенной; Богиня Гаятри, по некоторым легендам, – одна из его жен. Она же известна как Мать Вед, из которых вышли ведические амнаи, они также имеют свои связи и с тантрическими амнаями (Традициями). Каждая из Вед связана с определенными сторонами света, а пятая – это их эссенция. Далее идет интересное описание реальности: शून्य माता Богиня в виде вездесущей пустоты, считается, что Горакшанатх является शून्य पुत्र рожденным из пустоты. Термин अविगत पिता пита означает отец, а अविगत может иметь немного разные оттенки смысла. В санскрите это "тот, кто не имеет в этом мире никаких препятствий", в хинди чаще означает "тот, кто не уходит", "тот, кто существует", одним словом, "тот, кто в этом мире бессмертен". Далее अभय पंथ означает почитание бесстрашного пути и अचल पदवी : अ ("не") + चल ("изменное") = неизменное पदवी состояние. А дальше там идут перечисления, имеющие самое сущностное отношение к Ведической Традиции, но то, что в Натха-сампрадае обрело свою йогическую форму. Считается, что тот, кто живет согласно Ведам, имеет определенную родовую линию गोत्र, восходящую к определенному Риши, каждая линия связана с जाति – профессиональными знаниями, которые передаются по наследству (португальцы их назвали кастами). Так, वर्ण связана с цветом джанеу: у брахманов она белая, у кшатриев красная, у вайшью желтая, и это больше связано с садханой в форме упасаны. А जाति - это касты, которые примыкают к варнам, от корня जन् "рождение" т.е. те навыки, что передаются от отца к сыну, это больше связано с социальной активностью. Это может иметь отношение, например, к дхармическому долгу человека, также играет большое значение в практиках карма-йоги. После в мантре упоминается प्रवर, каждая родовая линия имеет в ней какое-то количество Риши, т.е. несколько второстепенных, которые тоже почитаются. Далее понятие शाखा, в каждой родовой линии делается акцент на определенной самхите (ведическом тексте), это может быть Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Далее, к каждой из них относятся определенные тексты в виде брахман, араньяк и упанишад, такую ветвь из определенных текстов и называют शाखा . Теперь мы знаем, о чем идет речь, но у Натхов эти понятия имеют свои оттенки. Первое निरंजन गोत्र, родовая линия "чистая", незатронутая страданиями сансары. Термин विहंगम जाति надо разобрать более детально. В самых разных текстах йоги иногда развитие описывается с разной скоростью интенсивности: पिपीलिका मार्ग – путь, подобный движению муравья, कपि मार्ग – путь, подобный движению обезьяны, и विहंगम मार्ग – путь, подобный полету птицы. Т.е. विहंगम जाति означает того, кто в миру все решает быстро. Далее, असंख्य प्रवर означает бесчисленное количество мудрецов в данной Традиции, अनन्त शाखा – означает то, что ветви учения бесконечны, неограничены. सूक्ष्म वेद иногда используется для определения Тантры, а иногда йоги. Изначально Веды были получены провидцами через практику йоги и они передавались устно, потом они уже были записаны, соответственно, Веды изначально были именно йогическим опытом. Изначально их получали напрямую आत्मज्ञानी ब्रह्मज्ञानी те, кто постигают свое бессмертное Я и источник творения мироздания Брахму. В большей степени Атма и Брахма-джняна рассматриваются в упанишадах, которые ориентированы на внутреннюю суть всех ритуалов. Упанишады, в связи с этим, стали одним из "прастхана трая" трех элементов Веданты (завершения, сути Вед), это упанишады, Бхагавад-гита и Брахма-сутры. Все эти источники в основном и посвящены реализации Брахма и Атма-джняны. Ну и далее дается основная мантра Горакшанатха на санскрите, которая завершает Шабар-мантру:
"Ом ГОМ, да постигнем мы Горакшанатха, сына пустоты, медитируя на него, да вдохновит нас незапятнанный Горакша! Слава Натху и Гуруджи, Адеш! Адеш!"
Как видите, ведические элементы есть, можно было бы также привести и параллели между дикшами в Натха-сампрадае, соответствующими им садханами и их аналогами в ведизме. Но об этом я напишу, как будет больше времени.