Адеш!
Я думаю, что когда мы смотрим на какие-либо восточные явления, то должны быть крайне осторожными, в том плане чтобы избегать восприятия через свою западную призму. Не надо забывать о том, что Запад в большей степени отличился своим колониализмом, и как результат этого – целенаправленное развитие представления о том, что где-то чьи-то ущемляют права и т.д. Понятно почему, им нужны беспорядки, перекраивание мира под себя, и опять беспорядки, и опять перекраивание. Однажды, осознав это, я задумался: "А на самом ли деле я буду знать и понимать Индию, если буду пользоваться их инструментарием?" Я имею в виду познания Востока, может, до какого-то этапа это и помогает, но что касается глубокого знания, я не уверен. У меня нет задач становиться просто ученым, особенно в том виде, как это принято у них, нет задач быть формальным последователем чего-то восточного. Не будет это все работать, если ты высокомерно относишься к тому, через что ты как бы декларируешь возможность своей полноценной трансформации. Вот с такого осознания (до которого еще не каждый дозревает), на самом деле, и начинается аутентичная садхана, не только она, но и понимание реалий того, о чем вы спросили.
Давайте попробуем разобраться. Насколько я понимаю, даже у нас на Западе никто не считает чем-то плохим, что у человека есть какая-то профессия, никто не считает плохим тот факт, что он в этом достойный специалист. В любом обществе есть профессии и они разные, вы ведь тоже и в России, и Европе, и в Америке говорите о профессиях престижных и не престижных. Но почему никто не говорит, что там это абсолютное зло? Наверное, потому, что никакого зла нет в том, что мир разный, он таким был, есть и всегда будет, будет потому, что природа этого мира двойственная и никто не сможет это отменить. Это будет отменено разве что, если только произойдет пралайя и все смешается в одну массу, но вряд ли такое случится. Единственная загвоздка во всей этой истории только в вопросе возможности перехода из одной профессии в другую. Надо сразу сказать, что слово "каста" в Индию принесли португальцы, оно не индийское, индийское будет "джати" (то, что получаешь при рождении). Есть еще варны, которые связаны больше с духовной направленностью, ориентиром, термин происходит из корня वृ, класса चुरादिः, у Панини это поясняется термином आवरण (покров). С одной стороны, варна означает цвет духовной энергии, но, как и все в этом мире, разновидности всегда могут стать покровами, которые несут определенные ограничения. Но, например, пять кош (оболочки) – своего рода тоже покровы. Никто же не говорит о том, что надо взять и застрелиться, чтобы лишиться оболочки? Более того, на Западе многие заботятся о теле, да чего там говорить, люди очень зависимы от принципа формы. Отсутствие ограничений в этом мире нереально. Когда человек с низким уровнем развития сознания говорит, что он хочет свободы, то он очень редко себе отдает отчет в том, что это такое. Если бы пожелания большинства людей сбывались, а как правило они и декларируются термином "свобода", то наступил бы вселенский хаос. Почти каждый думает, что его желания, ощущаемые им как то, что при условиях их реализации можно назвать "свободой", имеют право на такую реализацию. А это глубочайшее и, хочу заметить, массовое заблуждение, поэтому люди страдают из-за этой своей тупости. У некоторых что-то, может, и получается реализовывать, в смысле свои деструктивные для мира интересы, и многие становятся на путь асуров. Все знают, как заканчиваются истории асуров, кто-то не асуры, а просто пашу, то же самое, они часто погибают. Потому это нормальные вещи, когда те или иные ограничивающие факторы, как определенную форму, мы используем для развития своего сознания.
Внутри варн существует множество сотен джати, которые им соответствуют по своим характеристикам. Джати – это профессиональные сферы, которые передаются от родителей к детям и т.д. Но, судя по всему, раньше не было такой жесткой фиксации, что человек не мог поменять свою профессию или даже варну, в Ведах этого нет. В одной из веток мы начали обсуждать эту тему, и я уже писал, что есть только Пуруша-сукта, скорее всего в Ригведу это вписали значительно позднее. Если вы посмотрите, например, «Артха-шастру» Чанакьи, то обнаружите, что там тоже нет ничего о подобной фиксированности, это все появляется в «Ману-смрити» и др. Индия, в отличие от Европы, изначально выбрала путь родоплеменного развития, для них семейность наиболее важна, они считают, что это более природный подход. Однако это не было настолько закостенело, как это появилось позднее. Как это на самом деле возникло, никто до конца не знает, потому что это было слишком давно, тут большинство могут только гадать на кофейной гуще. Только по ранним текстам мы можем видеть отличие от того, что было в более и более поздних периодах. Я могу высказать лишь свое предположение. С моей точки зрения, мир устроен так, что при появлении каких-либо империй появляются и методы жесткого управления, и любая империя не может быть другой. Если мы посмотрим внимательно, первая индийская империя возникла как реакция на приход туда Македонского, нации надо было объединиться для войны с ним. Ясное дело, что женщины воевать не могли, все, что они могли, так это помогать мужчинам в их войне. Это не дискриминация, а природа. На Западе, например, в масонские ордена женщин до сих пор не принимают. Почему? Потому что орден, по одной из версий (что, конечно, под вопросом, но все-таки есть такая вероятность), происходил от тамплиеров, а они занимались войной. И хотя все давно уже поменялось, но осталась такая дань традиции, которой они до сих пор и придерживаются. В свое время мне стало интересно, откуда взялось понятие фашизма, я стал изучать, оказалось, что термин берет начало со времен Римской Империи. Там под ним подразумевалось немного иное, чем то, что мы знаем сейчас под этим словом. Т.е. это были прутья (фашины), которые собирали в одну связку, ее использовали в судах, это был символ власти, позже применялся и как оружие. Если к ним приделать голову топора, то удар становится более инертным и сильным. Также еще прутья связаны вместе, в связи с амортизацией они сохраняли небольшую мобильность, потому удар по такой связке не разрушал ее так хорошо, как разрушил бы нечто жесткое. Мне кажется, вот этим символом сейчас можно объяснить Запад, весь его путь, каким он шел и идет сейчас. Индия была изначально другой именно по той причине, что там был периодически разброд и шатания, их потом захватили мусульмане. Сущностно фашистская система, которая всегда туда направлялась с Запада, была более успешная в сфере ведения войны. Сейчас такой системой являются, например, США, раньше была Англия, я думаю, даже Гитлер – маленький малыш по сравнению с ними. Его идея о немецкой исключительности и рядом не стоит с тем, как это у американцев. Потому что он был "автомат" от них, инструмент, который использовали для реализации мерзких проектов.
С моей точки зрения, западная индология – тоже автомат от этой системы, потому они сделают все, чтобы индуизм не развился на Западе до такой же степени, как авраамические культы и их современное логическое продолжение. Конечно, агрессия может быть самой разной, но всегда для ведения войны необходима согласованность по принципу собранных вместе фашин. Тот, кто этого не придерживается, тот проиграет войну, а на территории проигравшего можно потом строить любые порядки. В Индии, я так предполагаю, возникали империи, как реакции на внешнего врага, и потом они сами заражались их стилями управления, тогда и могла возникнуть такая жесткость. Просто для того чтобы система была сильная, она должна всех жестко контролировать и все должны быть на своих местах. Туда не только португальцы принесли термин "касты" и понимание этого всего так, как понимали они. Англичане, когда вели перепись индусов, отмечая, кто к какой профессии относится, часто записывали в списки похожие профессии как одну. Им нужны были послушные рабы. Вообще, Индию уродовали не только они, моголы тоже, оттого все духовное разнообразие, которое там было, очень сильно пострадало. Это отразилось на всем, даже сейчас, если вы поедете на юг, там всё куда более красочное, нет таких серых тонов, как на севере. Я думаю, это связанно с тем, что на севере больше рулил ислам. Сейчас, после иммиграции, я больше узнал менталитет англосаксов, направленный на то, чтобы всех строить, и принцип "шаг влево, шаг вправо – побег. Стреляю – без предупреждения", таковы изначально их ориентиры. Конечно, они себя в этом совершенствовали очень долго, отточили все, вплоть до того, чтобы это таковым не казалось. Вот эти две реалии, которые существуют между индусами, отчасти русскими, и англосаксами. По этой причине западный человек, который приезжает в Индию, питает себя иллюзиями, что ему там все ясно; а индусы, которые хотят уехать на Запад, не понимают до конца того асурятника, в который они стремятся. По моим наблюдениям, его суть понимают или те, кто уже родились на Западе, или те, кто там прожил эдак лет 40 (и то не факт, что это случится). Я все-таки исхожу из того, что надо учитывать изначальный бэкграунд той или иной культуры. А Индия изначально по своей сути все-таки не такая, как ее во многом сделали. Когда я рассматриваю Индию в плане жесткости в сфере "каст" (сейчас уже можно так сказать), то возникает ощущение, как будто произошла смена двух полярностей. Индия скопировала древний Запад, а Запад – древнюю Индию, хотя главный стержень остался у каждого прежний. Я лишь в общем пробежался по данной сфере, далее ее можно и нужно разбирать уже в деталях.