Эти все направления имеют родственные корни, и многие элементы практики схожи. Вообще в индийском шактизме многое исходит из теории пяти ликов Шивы и соответствующих им пяти Шакти. Из их диалога появились тексты (Тантры, Агамы), они и написаны в виде диалога Шивы и Шакти. Тексты, в свою очередь, разделились на традиции – амнаи, соответствующие разным сторонам света, разным Деватам и мантрам, с ними связанными. ...
Учитель, или те кто знают, скажите пожалуйста, Шива Адинатх и Шива Горакшанатх , наверное, включает в себя все пять ликов и над ними, как запредельный, или все=же, есть преимущественное соответствие одному из направлений?
Существует всем известная панчакшара-мантра "НАМАХ ШИВАЯ", мантра на пять слогов. Также существуют пять ликов Садашивы, такие как Татпуруша, Агхора, Садьоджата, Вамадева, Ишана. Пятислоговая мантра больше соответствует Шиве, который еще не манифестировался, а пятиликий Шива – это манифестированная форма. Каждый из слогов соответствует какому-то из ликов, и Ишана считается верхним ликом, который иногда отождествляют с Садашивой. Чтобы понять, чему соответствует Горакшанатх, необходимо также знать об амнаях. Считается, что пять ликов Шивы – это разные его формы, но при этом они все – один Шива, из этих ликов, или ртов, (мукха) проявилось все творение, а также появились разные знания в виде Агам, которые позже стали известны как Тантры. Эти пять ликов направлены в разные стороны света, в связи с этим, как мне кажется, неплохое объяснение пяти ликам и их связям с такими Божествами, как Трипурасундари, Трипура Бала, Трипура Бхайрави и др., дает Свами Сварупананда. Он говорит, что есть история о том, как Десять Махавидий появились вокруг Шивы со всех десяти сторон соответственно; так как Шива направлен во все стороны, то есть связь между его Шакти Трипурасундари и Десятью Махавидьями. Но одна сторона считается наиболее важной, та, которая вверху, она дарует мокшу и мукти. Все остальные амнаи могут быть полезны для более мирских целей, и только урдхва (верхняя), или наивысшая шестая амная (ануттара), дарует освобождение. Там находится вездесущее пространство, подобное небу сознания, пространство сверхсознания, пустота, где садхака достигает высшей реализации. Там же находится и тот уровень, который соответствует основным ориентирам йоги. Также, если вы посмотрите однослоговую мантру Садашивы "ХАУМ", то вы увидите, что она состоит из двух элементов: "ХА" – Шива и "АУМ" – Шакти, эта биджа указывает на Ардханаришвару. Если же вы почитаете Шакти, то в той амнае практикуется мантра Богини Пара "ХАСАУМ" или "САУХ". Считается, что Шакти обладает природой висарги, а Шива – природой бинду (пульсирующей пустоты). Висарга выражена в слоге САХ, а бинду - в ХАМ. Это известная мантра, которая образуется при сокращении Парапрасада мантры "ХАСАУХ" и "САУХ", получается "СОХАМ". Если же вы уберете два элемента, такие как "ХА" и "СА", то вы получите мантру "ОМ". Вы можете даже из "ОМ" вообще оставить только анусвару, или бинду, что будет просто вибрацией и шуньей. У йогинов погружение в такую вибрацию называется наданусандхана. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что именно с этой урдхва-амнаей йоги и имеют дело (конечно, если говорить о реальных йогах, а не о культивируемом невежестве, которое сейчас повсеместно). Горакшанатх – это Садашива и есть, он учил именно тем методам, которые в верхних амнаях, он учил йоге, мантрам типа "СОХАМ", "ОМ", практикам, связанным с надой и бинду. Однако все, что я сейчас объяснил, многие просто-напросто не знают, они думают, что "СОХАМ" – это просто, как два пальца об асфальт, что, почитая Горакшанатха, они моментально реализуют ту реальность, с которой он связан. Высокие уровни не бывают легкими, а простота только кажется таковой, все гениальное просто, но именно ГЕНИАЛЬНОЕ. Конечно, Горакшанатх выглядит простым по сравнению с другими формами Шивы, у которых много голов, рук и т.д. Но он связан с реальностью, которая собой охватывает все. Поэтому да, в нем есть все эти лики. Просто йоги идут напрямую, они не идут многими амнаями, но для этого НАДО БЫТЬ РЕАЛЬНО ГОТОВЫМ к такому пути. Нужны знания. Не имея карты местности, можно заблудиться, а заблудившись, с человеком может произойти все что угодно. Этому можно видеть массу подтверждений, например, с теми, кто занимаются йогой, эзотерикой, у них слетает крыша, вместо освобождения они становятся еще более сансарными существами. Поэтому нужен настоящий Гуру и настоящая преданность ему, надо следовать за ним, изучать и практиковать согласно тому, как он учит.