Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)  (Прочитано 4240 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер

 Здравствуйте, всем и добрый день! Я новичок изучаю хатха-йогу и уже постепнно достиг определнного уровня, - прочитал много книг. Одна из самых ценных, как многие считают, для начинающих читателей является "Хатха-Йога Прадипика" в комментариях Бихарской школы и Сатьянанды, потому что там очень подробно и понятно.  Но вот что становится интересно, какое несоответствие: согласно другим данным текст состоит из 10 глав. На русский переведены 4 главы. На английский 6 глав, причем в другой комплияции какгбудто бы. Вот что согласно википедии:

В имеющемся русском переводе текст состоит из 382 строф, и разделён на четыре части
   1 глава - Асана, диета, ограничения  — 67 шлок.
   2 глава - Пранаяма и Шаткармы — 78 шлок.
   3 глава - Мцдры, бандхи — 130 шлок.
   4 глава - Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи — 114 шлок.

Главы, доступные в английском переводе
    1 глава. Мудры — 188 шлок.
    2 глава. Пратьяхара — 61 шлока.
    3 глава. Раджа-йога — 67 шлок.
    4 глава. Нада йога — 51 шлока.
    5 глава. Знание времени — 42 шлоки.
    6 глава. Освобождение вне тела — 43 шлоки.

 Может кто-то знать оригинальную структуру текста? И что в остальных главах, и почему не переведено, особенно главы 5 и 6, или же если действительно есть еще остальной текст до 10 главы, то получается значительно более широкое направаление в интерпретации Сватмарамы, которое даже включает раджа-йогу и другое.
Этот вопрос относительно книги давно инересует, в поиске как обычно попадается только то, что раскручено в поисковиках, это 4 главы от Сатьянанды.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #1 : Март 04, 2017, 03:56:55 »

Ее издавал институт Лонавла на англ., у меня есть все эти 10 частей. От некоторых, слабо знающих предмет, людей в России, я слышал, дескать, текст просто утерянный, но тоже Сватмарамы, на том основании, что, помимо четвертой части, в "Горакша-сиддханта-санграхе" цитируются другие главы ХЙП. Я внимательно просматривал эти остальные части, и что там цитирует ГСС – в ГСС идут шлоки непонятно откуда: или из 4-х частей, или же их копии в остальных частях. Дело в том, что если посмотреть санскритский оригинал, то в других частях идут просто копии шлок из всем известных 4-х, с добавлением туда дополнительных (новых т.е.).

Вообще, содержимое ХЙП часто повторяется в других текстах натхов. Например, есть такой текст "Гораша-йога-манджари", который делится на две части (судя по всему, его написал один непальский натха-йоги): одна часть фактически копирует содержание ХЙП, но на хинди, а вторая дает описание малоизвестных мудр. Т.е. этот текст – компиляция, вот эти 10 частей напоминают что-то наподобие ГЙМ. С ХЙП вообще очень много противоречий, многие ее, непонятно почему, относят к 15 веку, хотя мне встречались ее цитирования в "Шривидьярнава-тантре" и др., а этот текст написан значительно раньше. Может, конечно, эти шлоки из ХЙП туда вписали позже, но может, и нет, если бы индологи были честными, то они бы сказали словами Сократа: "Я знаю то, что ничего не знаю".

Проблем с наличием этого текста, как я выше указал, нет, он есть и на санскрите, и на английском.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #2 : Март 04, 2017, 19:16:02 »

Грандиозные были планы у этого Института Лонавлы. Однако после трагического случая с Gharote после публикации текста K.Paddh. эти планы не реализовались. Странно что в Индии не нашлось ни одного издательства, которое бы напечатало их переводы, поэтому 10-главную H.P. печатали в Аргентине. В этом издании имеются преднамеренные опечатки, но внимательный человек их увидит невооруженным глазом. Книга защищает сама себя.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #3 : Март 05, 2017, 00:38:38 »

Ее издавал институт Лонавла на англ

Спасибо за пояснение. Хотя нюансов не совсем понял, упомянутых текстов не видел, заметил кстати тоже сам уже, что некоторые шлоки как шаблоны кочуют из текста в текст. Вобщем как я понял там ничего сверхестественного, вопрос по сути уже имеет смысл для исследователей больше.
Пока что буду собирать всевозможное на русском, по упомянутым названиям на форуме, тут гляжу много цитируют названий. Небольшой сборник есть у меня, включая некоторые натхов-йогов, но упомянутых вами нету, спасибо за информации. Не знаю кому как, а мне лично нравится проводить время за чтением по йоге или тантре, многие говорят что это бесполезное занятие, может они и правы, но с другой стороны не бесполезнее многих других.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #4 : Март 05, 2017, 00:44:19 »

В этом издании имеются преднамеренные опечатки, но внимательный человек их увидит невооруженным глазом. Книга защищает сама себя.
Я заметил тут высокий уровень знания и заинтересованности в литературе и источниках.
А какого уровня например опечатки, которые внимательный человек заметит?
По моему наблюдению, когда недавно перешел от чтения к деланию упражнений, заметил что в оригинале и так изначально скрыты подробности. Даже не только в оригинале, это само собой понятно, а в подробном комментировании преднамеренные недоговаривания, после чего я понял что очень многое можно на самом деле объяснить в письменном изложении несмотря на то что авторы утверждают, что якобы через книгу не получится изложить технику.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #5 : Март 06, 2017, 04:22:11 »

Ее издавал институт Лонавла на англ
Хотя нюансов не совсем понял

Ещё бы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #6 : Январь 11, 2018, 21:48:35 »

 Личность автора ХЙП загадочна. Вот недавно на одни занятные строки наткнулся по этому поводу. Собственного мнения, понятное дело, не могу себе позволить насчет тех или иных исторических персонажей, но в контексте изложенного по этому поводу Гуру джи Матсьендранатхом, вот какие забавные строки увидел:

Цитировать
Сватмарама, автор этой книги, одна из самых таинственных исторических личностей. Никаких упоминаний о нем не удалось найти ни в одном из доступных источников. Я убежден, что сам Бабаджи создал «Хатха Йога Прадипику», используя псевдоним Сватмарама.
:139:
из вступления. Автор  Шайлендра Шарма
"ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА
Сватмарамы
Наставления по Крия Йоге"
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #7 : Январь 12, 2018, 01:24:19 »

Сватмарама, автор этой книги, одна из самых таинственных исторических личностей. Никаких упоминаний о нем не удалось найти ни в одном из доступных источников. Я убежден, что сам Бабаджи создал «Хатха Йога Прадипику», используя псевдоним Сватмарама.
:139:
Ну это примерно то же, как если бы кто-то сказал: "личность написавшего Библию загадочна, похоже сам Монах ее написал"
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #8 : Январь 12, 2018, 14:50:34 »

Наверное, это правда, что для выводов как минимум желательно встретиться и ознакомиться с человеком и предметом, который с ним связан, или с традицией. Мне было интересно, что там такого в этой крия-йоге, что все ее преподносят как эксклюзив. О ее практиках я узнал от Йогачарьи Шри Ракеша Пандея. И что я могу сказать? Ничего нового из того, что не было бы известно в натховских текстах, от разных йогинов, я не нашел, что имело бы отношение к направлению "крия-йога". Во-первых, в связи с недостаточным возрастом данного направления и расплывчатостью фактов, его сложно назвать традицией, как, впрочем, и многие подобные, такие как "Кундалини-йога" Йоги Бхаджана, разные "йога-направления" от Кришнамачарьи, Сатьянанды и прочие направления от Шивананды и др. Это, может, и не плохой продукт для Запада или даже озападненной Индии, эти люди хорошие менеджеры и бизнесмены, но называть это все древними традициями я считаю искажением и невежеством. Если какие-то из них и вышли из тех или иных традиций, то это скорее реформаторские системы в них. Тема не простая еще и потому, что тут появляется масса вопросов: какая традиция допускает такие реформы (и если да, то какие), а какая нет? Большинство индусов верят, что они умнее в своем индуизме, а на Западе все дураки, и все так просто возьмут и поверят всему, только по факту цвета их кожи. Но это не так. Рожденный на Западе, рожденному на Западе рознь, так же как и один индус - не то же самое, что другой. В основной массе среда сказывается на большинстве ее обитателей, но йог на то и йог, чтобы видеть в себе такую инертность и бороться с ней.

Итак, что же такое так называемая Крия-йога? Самое ранее упоминание этого термина многим известно, это "Йога-сутры", в начале второй части "Йога-сутр", дается определение крия-йоги как сочетания тапаса, свадхьяи и ишварапранидханы. Про кхечари-мудру, махамудру, йони-мудру и т.п., которые используются в нынешнем направлении "Крия-йоги", там нет ничего. Хотя, тот же Вьяса поясняет, что сва-адхьяя (самоизучение) подразумевает повторение и созерцание пранавы ОМ, что в принципе уже вполне может сойти за внутреннюю йогическую технику, в том виде как многие йогу понимают сейчас. Некоторые тексты свадхьяю даже рассматривают как саму по себе форму тапаса, хотя, конечно, чаще она известна как изучение себя через священные тексты. Однако этот термин "Крия-йога" все-таки встречается в ряде других текстов, где-то он вообще почти не соотносится с йогическими техниками, как мы их знаем, например, в тексте "Крия-йога-сара". Но есть и другие, например, она упомянута в "Тришикхибрахманопанишад" (23-28), там она как связующий элемент карма-йоги и джняна-йоги. Также в весьма интересном контексте карма-йога описана в "Даттатреяйогашастре", в разделе Лайя-йога, карма-йога преподносится скорее как одна из йогических крий, с учетом того, что карма, как крия, происходит от корня "кры", плюс контекст йогического внутреннего процесса, можно вывести: созерцательный метод с регуляцией праны. Но плавный переход от комментариев Вьясы, с уччараной Омкары, к методам лайя- или раджа-йоги, все больше и больше срастается с натховскими источниками и техниками. Кхечари-мудра с чаланой (вытягиванием языка и растягиванием его основания) - это есть в огромном количестве натховских текстов, или тех, на которые они ориентируются. Тут, возможно, кто-то захочет поспорить, а "Йога-упанишады" натховские или нет? Или, например, "Шива-самхита" с элементами Шрикулы - натховская или нет? Но это примерно то же самое, как, допустим, есть "Бхагавадгита", которую комментировали разные Гуру Веданты, Абхинавагупта и др., это текст, который используют разные направления со своими интерпретациями. То же самое и с йогическими упанишадами, или техниками йоги, или йогическими идеями в пуранах, тантрах. Я считаю, что ссылки на такие источники натхами вполне традиционны. Тем более, сами натховские Гуру все очень не однозначны, в Махараштре Горакшанатх - это Нараяна, на Севере он - Шива, для кого-то он просто святой и т.д.

Одним словом, эта Крия-йога является недавней компиляцией элементов из идей Патанджали, также в связи с тем, что ее делали представители Дашанами - текстов Прастхана-трайя ("Упанишады", "Гита"), за исключением "Веданта-сутр" (слишком сложны для Запада и западо-ориентированных), и в большей степени некоторые практики взяты из натховских источников, а именно: кхечари-мудра, маха-мудра, йони-мудра. Мне кажется, их комментарии на "Хатха-йога прадипику", как и на "Шивасутры", совершенно ни к чему, им проще просто написать книгу под названием "Мой опыт, мое восприятие на основе его", так будет честнее и понятнее. Просто сейчас все, кому не лень пишут комментарии, например, к «Йога-сутрам». Шайлендра Шарма-то еще ладно, а чего стоят такие "комментаторы", академики шизофренических наук как какой-нибудь Дзюба, не знающий даже английского, тем более хинди и санскрита. Смысл приплетать тексты древних мастеров, которые ты даже в оригинале-то и не можешь прочесть, когда можно честно сказать, что я что-то взял из той среды, где КТО-ТО эти тексты может читать и понимать ХОТЬ КАК-ТО, а остальное - мой личный опыт, полученный от этого.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #9 : Январь 12, 2018, 15:10:42 »

Цитировать
Сватмарама, автор этой книги, одна из самых таинственных исторических личностей. Никаких упоминаний о нем не удалось найти ни в одном из доступных источников. Я убежден, что сам Бабаджи создал «Хатха Йога Прадипику», используя псевдоним Сватмарама.

А кто-то может быть убежден, что этого Бабаджи вообще могло не быть, что это выдуманный образ для раскрута проекта Йогананды в США, где много профанов, Нью Эйджа и денег.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #10 : Январь 13, 2018, 14:49:22 »

Спасибо за просветительский труд. По теме крии-йоге помню сразу и возникло такое непонимание, когда разобраться с данным явлением пробовал, что это такое - у Патанджали одно описание, и вдруг Сатьянанда излагает что-то типа хатха-йоги или цигун.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #11 : Январь 18, 2018, 14:13:16 »

"Хатха-йога-прадипика", судя по всему, компиляция многих других йогических текстов, таких как "Йога-васиштха", "Матсьендра-самхита", "Вивека-мартанда", "Горакша-шатака", "Даттатрея-йога-шастра", массу шлок "Хатха-йога-прадипика" просто копирует. Посему версию о том, что "Хатха-йога-прадипику" мог написать "Бессмертный Махаватар Бабаджи", я считаю относительно недавним измышлизмом, кому-то просто нравится эта смешная версия, для удобства. Само то, что "ХЙП" - компиляция текстов, составленных разными авторами, уже такую версию сводит на нет. Если только "Бессмертный Бабаджи" не занимался собиранием этих текстов и не записывал их куски в "Хатха-йога-прадипику". Но это совсем не стыкуется с тем образом, который ему приписывают те, кто верят в "его" историю.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Хатха-Йога Прадипика (автор Сватмарама)
« Ответ #12 : Март 09, 2018, 09:00:58 »

Кстати, вот что еще хотелось бы упомянуть относительно крия-йоги. Что в пятой главе "Хатха-таттва-каумуди" Сундардевы, тексте, датируемом примерно 17 веком, упоминается крия-йога, но опять же в контексте "Йога-сутр" Патанджали, которые там цитируются (что тоже не менее интересно, так как текст посвящен именно хатха-йоге). Там свадхьяя (самоисследование, или осознавание) описана как медитация на паранаву (омкару).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.