Адеш!
Конечно, это не буквальные слова, а метафорические. Никуда все четыре ашрама деться не могут, и если уж на то пошло, то граница там менее очерчена между ванапрастха и санньяси ашрамами. Но вот что касается ашрамов брахмачари и грихастха, ну естественно, активности взрослого человека и ребенка - это совсем не одно и то же. Я считаю, что мало кто понимает сам смысл слова «ашрам», что он изначально означал в Индии и что по сей день. У индусов очень особое отношение к рождению, жизни и смерти, и если вы это поймете, то вам станет понятна и этимология этого слова. Мы приходим в этот мир, для того чтобы в нем учиться, развиваться, и когда приходит последний момент, нас ждет сдача экзамена. Этот экзамен называется смерть. Многие думают, что смерть - это то, что противоположно жизни, но для индийца она противоположна не ей. Смерть противоположна рождению, а жизнь вечна, она продолжается и после смерти, хотя в каком-то смысле и смерть вечна тоже. В нас постоянно образуются и умирают те или иные клетки, когда человек рождается и живет, что с ним происходит? С одной точки зрения, вы можете сказать, что движение к жизни, жизнь, но с другой, происходит движение к смерти тоже, каждую долю секунды, и сама смерть тоже. То, что говорится в «Маханирвана-тантре», имеется в виду, что люди делятся на две категории: те, кто понимают важность максимального развития, и те, кто этого не понимают. Этот текст специально так все радикализирует и не оставляет за нами никакого выбора, кроме одного - стать авадхутой. Ну а кто не готов, тому такие тексты читать не надо, и даже такой человек прочтет и будет думать, что он что-то понял, как, например, многие "индологи" на самом деле не поймут ничего при всем их знании санскрита. Потому что для индуса жить, делать что-то, уметь и знать часто рассматривается как одно целое. Как только вы реально поняли, о чем идет речь, у вас не останется выбора, кроме одного. И настоящий Гуру не оставит вам выбора, или же можно говорить о том, что этого Гуру не было никогда в вашей жизни. Разные есть формы санньясы, есть основное и распространенное виденье, что это такое, это оставление всего мирского и всех его ценностей. Когда вы живете в изолированном месте или как пилигрим и вы больше не часть этой мирской сферы. Однако есть и другие ее формы, менее известные и популярные, например, тантрическая санньяса, которую тантрический адепт получает после пурнабхишеки, махапурнабхишеки, т.н. медха-дикша, или если ему дают право быть Гуру, то самраджья-дикша. Но эти две, которые часто называют одним словом «медха-самраджья», подразумевают не внешнее оставление грихастха-ашрама, а там санньяса переносится на уровень сознания человека. «Медха» означает пробужденное сознание и мудрость, сознание, не залипающее ни на одном из объектов Вселенной. Это сознание связано с пробужденной Кундалини также, и она находится в сахасраре. Учительство же следует на стадии "самраджья", когда такой человек, в связи со своей мудростью и практической реализацией, имеет чакру из последователей. Он руководит ими, ведет их по пути духовного развития. Возможно, этот опыт тантриков был заимствован и натхами или отчасти атимаргиками (компромисс между миром бхоги и отречения). Потому часть натхов (в основном в Непале, но есть и в Индии, особенно в Раджастхане) получают чира-дикшу или, например, бхабхут, лангот, но они в целом внешне живут как грихастхи. Внутренне они йогины, но внешне грихастхи. К ним очень неоднозначное отношение со стороны натхов, который все-таки несемейные, как, собственно, и со стороны большинства индусов. Однако дикши этих садху сама Сампрадая не отменяет, максимум, что может быть, это не пускать на один из ритуалов на Кумбхамеле, Патра-девату (но для них это не велика трагедия). Так вот, чтобы это все как следует уложить в уме, вернемся к этимологии и тому, о чем я написал в самом начале (я никогда ничего не говорю просто так)). Слово "ашрам", происходит от корня "шрам", что означает "работа", "напряжение", что-то очень интенсивное.
Как я выше сказал, от рождения и до самой смерти идет интенсивная работа, подготовка к главному экзамену. Когда вы проходите период брахмачарьи, вы изучаете Веды, самые разные базовые науки, с которыми вам и дальше всю жизнь придется иметь дело. Уже с самого раннего детства вы прикладываете усилия в самосовершенствовании. Когда вы становитесь грихастхами, вы постигаете помимо дхармы также артху и каму и т.д. Вся жизнь - это интенсивная работа в усовершенствовании себя, и мы делаем все, чтобы больше не рождаться и не умирать. Ибо для духовного человека настоящая смерть не физическая, а смерть внутреннего невежества, и когда оно умирает, тогда для йогина наступает настоящая, полноценная смерть и полноценная жизнь, кстати, тоже. Но чтобы это произошло, нужно очень много над собой трудиться, чем интенсивней это будет происходить, тем быстрее произойдет главная реализация, о которой речь и идет. Потому под словом «ашрам» подразумевается намного большее, чем многие предполагают, это общая тенденция к серьезному саморазвитию. Некоторые считают, что ашрам - это какое-то место, куда можно уехать на ритрит, а дальше начинается просто "хорошая и нормальная жизнь". Но если бы это было так, то никто не создавал бы раньше все четыре системы ашрамов, в которых проходит вся наша жизнь. Думать, что это придумали какие-то сказочные чудаки, недалекие умом, значит самому быть таким. Нет, в основе этой системы лежит идея о том, что вся наша жизнь от первого вдоха и до последнего выдоха - это серьезная работа над собой, вот так к ней надо относиться.
Есть люди, которые часто ноют, жалуются на жизнь, какая она плохая, посылает им тяжелые испытания, и даже что Бог такой негодяй, злодей и т.д. Они не хотят преодолевать наиболее трудные вещи. Но это невежественные люди. Мудрые люди благодарят Бога за то, что он дает такие крутые повороты в их жизни, крутые испытания надо обязательно преодолеть, и если Бог тебе их дал, то, возможно, ты дорог ему, как никто другой. Я вот живу сейчас в Австралии, и знаете, кто тут самые мудрые люди? Не австралы, а иммигранты, а среди них те, кто из наиболее тяжелых стран. Австралы в основном не видели очень многих проблем мира, многие из них даже не знают, какие проблемы на самом деле в мире существуют. Потому самые интересные собеседники - люди, которые прошли огромную социальную войну, вот они вам расскажут очень много интересного. Я говорил про "медху" (интеллект, мудрость), вот в ней истинная санньяса, а не в жирных и тупых "свами" на кормушке у богатых матхов.