Тоже верно подмечено, насчет Божества, Гуру и самого практикующего. Вот смотрите, Наванатхи и Горакшанатх связаны с Божествами, но Наванатхи как бы собирают энергии Божеств и выстраивают ее под нашу природу. Потому Наванатхи не многорукие или многоголовые, а с такой же формой, как наша человеческая. Далее, Гуру - это тот, кто реализовал в себе мантру и Божество, связанное с мантрой, Гуру, конечно, в человеческом теле, но он не просто тело, а проводник Божества (но уже в более тонкой форме). Соответственно, общаясь с Гуру, практик общается с опытом практики этого Гуру, а опыт есть реализованная таттва Божества. И что тут на самом деле происходит? То, что ученик (практикующий) видит в Гуру, то он и распознает в себе через свою йога-садхану. Т.е. в своей психофизике при помощи на вид "отдельного" Гуру, а также реализованной таттвы Божества в Гуру он выявляет то же самое и в себе самом. Потому коммуницирование с собой и параллельно с Гуру, мантрой и Божеством - это одновременный процесс внутри себя и "снаружи". Таким образом, любое общение с Гуру может являться практикой для того, кто это верным образом воспринимает. Это понимание и отличает настоящего ученика и традиционного практика от не-ученика.
Что касается Божеств, не обязательно их должно быть девять, или какие-то определенные, это условно так обозначают; любое Божество, воспринимаемое на высшем уровне, становится йогическим.